В своей педагогической практике автор использует небольшие стихотворные формы, которые помогают детям разучивать движения танцев. В материале представлен вариант использования такого метода.
Ольга МАСАЛЬСКАЯ,
музыкальный руководитель,
руководитель МО музыкальных руководителей
ГУО «Ясли-сад № 40 г. Мозыря»
Гомельская область
Как музыкальный руководитель и руководитель кружка по хореографии я ратую за то, чтобы танцевальные занятия были не просто временем для отдыха от образовательной деятельности, а увлекательным времяпрепровождением. Поэтому предлагаю своим воспитанникам заниматься весело, играя.
Процесс разучивания движений, танцев сопровождаю не только объяснением и показом, но и соответствующими стихами собственного сочинения.
На занятии мы внимательны,
Работаем дружно и очень старательно!
Чувство ритма развиваем,
Движения сложные запоминаем!
Приветствуем друг друга, сопровождая слова действиями:
Мы танцуем и поём (пружинка с поворотом)
Хлопаем в ладоши (хлопки слева-справа)
И ничуть не устаём (руки – полочкой, пальцем влево-вправо)
С музыкой хорошей (притоп одной ногой, руки – вверх-в стороны)
На последующих занятиях в игровой форме знакомимся с народным (в начале занятия) и классическим (в конце занятия) видами поклонов.
В танце приветствие особое есть
Оно разным бывает – это надо учесть!
Поклон мы дружно выполняем,
С поклона занятие мы начинаем!
Запоминаем их исполнение, опираясь на стихотворную форму. Например, народный поклон:
С удовольствием огромным
В музыкальный зал спешим!
Когда занятие начинаем,
Поклоном «Здравствуй» говорим.
Для успешного проведения занятия по хореографии чётко его структурирую: вводная часть (или подготовительная), основная и заключительная.
Во вводной части мы «разогреваем» опорно-двигательный аппарат, используя уже знакомые детям музыкально-ритмические и элементарные танцевальные движения:
Дружно, быстро, без заминки
Покажем вам свою разминку!
Друг за другом становись!
Будь активным – не ленись!
Часто сопровождаем их выполнение стихами. Например, выполняя приставной шаг:
Шаг – приставить,
Шаг – приставить,
Ногу нужно
Рядом ставить.
При выполнении упражнений для формирования правильной осанки становимся в круг:
Стали дружно в круг ребята
И танцуют, как утята.
Все движения ритмично
Выполняем на отлично!
Далее предлагаю детям различные задания на выгибание позвоночника, активно использую элементы ритмопластики.
Основная часть занятия начинается со знакомства с позициями ног и рук, запоминание которых также сопровождается стихотворной формой:
Перед тем как исполнять
Танцевальные композиции,
Всем ребятам нужно знать
Рук и ног основные позиции!
Знакомство с позициями ног в средней группе начинаем с самой простой, самой лёгкой:
Когда дети все на месте,
Когда ноги стоят вместе,
Эта стойка – основная,
Ног позиция шестая.
Через некоторое время знакомимся с первой неразвёрнутой позицией:
Каждый из нас пускай повторит:
Шестая позиция – «клювик» закрыт,
Первая позиция ног означает,
Что «Птенчик свой клюв» широко раскрывает.
Для того чтобы заинтересовать воспитанников при разучивании новой танцевальной композиции, рассказываю «сказочную историю» о танце, его сюжете, персонажах этой танцевальной композиции. Слушают историю дети, свободно сидя на коврике:
Сели, встали, покружились.
В птичек дети превратились.
Раз, два, три, четыре, пять –
Отправляемся гулять.
Покружились, полетели.
И на коврике присели.
Танец или танцевальную композицию начинаем разучивать с отдельных танцевальных движений или, если движение сложное, с элементов движений. При этом необходимо правильно дышать:
И детям, и взрослым положено знать,
Что в танце правильно нужно дышать.
Специальные упражнения мы выполняем,
Гибкость, выносливость здесь развиваем.
При разучивании ковырялочки отрабатываем ритм, постановку корпуса, рук и само движение:
Раз, два. Раз, два, три (ритмично хлопают в ладоши).
В кулак пальцы собери (руки в кулачках – на пояс).
Раз, два. Раз, два, три (ритмично хлопают в ладоши).
Влево, вправо посмотри (пружинка)!
В танце – «зажигалочка»
Наша ковырялочка (стоят в шестой позиции)!
Её исполним мы «тип-топ» (показывают жест «окей»):
Носик, пятка и притоп (выполняют ковырялочку).
Носик, пятка и притоп (выполняют ковырялочку).
На последнем этапе занятия обязательна рефлексия. Каким образом она проводится, какой вид её используется на занятии, выбирают сами дети из нескольких предложенных вариантов (по теме занятия).
Ну, вот и всё на сегодня практически
В конце занятия поклон классический:
Раз, два (реверанс вправо) – спасибо!
Три-четыре (реверанс влево) – до свидания!
Аплодисменты за наши старания! (аплодируют себе и друг другу).
Другие разработки автора можно посмотреть на ее сайте http://www.m-olgaklim.lepshy.by/