Классный час «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!»  

- 12:05Классный час, Методичка

Материал включает в себя информацию о ВОВ, а так же различные задания по теме

Татьяна ЗАЙЦЕВА, учитель начальных классов
Татьяна ЧАЙКИНА, заместитель директора по учебной работе
ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»
Гомельская область

 

 

Цель: углубление и расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

– познакомить учащихся с подвигами народа в годы Великой Отечественной войны;
– расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;
– воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение и благодарность к ветеранам ВОВ 1941–1945 гг., чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: плакаты, рисунки детей, магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер, демонстрационный материал, аудиозаписи, видеозаписи.

 

Презентация к классному часу:
https://docs.google.com/presentation/d/1sQIoaYTCgxyBzU6rbNuyR3_ymCvDyb20/edit?usp=sharing&ouid=109935829693131711635&rtpof=true&sd=true.

 

Ход классного часа

Музыкальная видеозаставка № 1
(
https://drive.google.com/file/d/1N94t7-ccafTf4nRfKVa5UHPRDIAJxzIe/view?usp=sharing)

I Введение. Погружение в тему

Учитель.

С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если – с убийства! А если – со слёз!

Ребята, о чём эти строки? Что для вас память? Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания? А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти?

 

Упражнение «Ассоциации», Слайд 2.

Учитель. Скажите, а что такое война? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

 

Упражнение «Даты и события», Слайды 3–6.

Учитель. Посмотрите на экран. Вы видите даты и фотографии событий. Определите, о чем говорят нам эти цифры: 22.06.1941, 4 года, 1418 дней, 34000 часов, 09.05.1945, 77, 2022?

 

II Определение темы и целей классного часа

 

III Основная часть

На фоне музыки (https://drive.google.com/file/d/1qcpIiFce25-BQynyRXdOwfOc06_jZ4zu/view?usp=sharing) ученик читает наизусть:

Как хорошо проснуться дома на рассвете,
Какие мирные здесь ночью снятся сны…
И пусть спокойно кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

 

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – в этом учебном году мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – 77 лет со Дня Победы над фашистской Германией. 77 лет мы не видели ужасов войны. 77 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны – это война. Жестокое лицо войны никогда не исчезнет из памяти народной. Горько, когда свидетелями жутких событий становятся дети. Мы хотим мирного неба над головой и чтим память тех, кто отдал жизнь за свою родину…

 

Звучит музыка (отрывок)
https://drive.google.com/file/d/1WjIVvaomrYM7KXs4NqF7L_LP2M0ZZ0tS/view?usp=sharing

 

Ученик. 27 миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.

Ученик. Славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастья, посвящается!

Ученик. Их мужеству, героизму – посвящается! околению, вступающему в жизнь – посвящается!

 

Учащиеся читают стихотворение.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой Победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами
в той боли, что мир перенёс.
…Конечно, мы смотрим иными глазами, –
Такими же полными слёз.

 

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Война… Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. 27 миллионов погибших! Представляете, что это такое? В первый день войны многим было по 17–20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

Ученик. (Слайд 7) Наступающий день – воскресенье. Люди спокойно спят после трудовой недели. Тихо повсюду в этот предрассветный летний час. Зорко охраняют часовые рубежи советской земли. Вдруг видят они: на западе, на чуть светлеющем небе появляются огни: красные, зелёные. Они приближаются к границе нашей Родины. Это было утро 22 июня 1941 года.

 

Запись «Священная война»
(https://drive.google.com/file/d/1bdpgr84pjLk-kHpyt6T0XTdsrGa4U2g5/view?usp=sharing)
Слайд 8

Родина! Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»?
Родина!

 

Учитель. Брестская крепость – героическое прошлое нашей страны. Именно она приняла на себя первый удар фашистской Германии. Немецкое командование планировало захватить город Брест и Брестскую крепость в первые часы войны. (Слайд 9)

Ученик. 17 тысяч немецких солдат и офицеров штурмовали Брестскую крепость. Пограничники вступили в бой с противником в первые минуты войны. В 10 раз противник был сильнее пограничников. В первый день боев к 9 часам утра крепость была окружена. Командир восточного форта Петр Гаврилов, несмотря на самые страшные минуты начала войны, смог объединить бойцов и постепенно взять в свои руки командование крепостью. Он собрал около себя 30 бойцов и попытался вырваться из крепости через центральные ворота. Попытка не удалась. Когда стало ясно, что крепость в кольце, Петр Гаврилов принял единственно верное решение – собрать уцелевших солдат и организовать защиту крепости. 32 дня не умолкали бои за крепость. «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних её защитников. (Слайд 10).

Ученик. Звание Героя Советского Союза присвоено майору Гаврилову и лейтенанту Кижеватову. Около 200 участников обороны награждены орденами и медалями. Крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Учитель. (Слайд 11) Оборона Брестской крепости – большой пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины.

Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За три года оккупации на территории Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч советских граждан.

Ученик. Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, беспощадно убивали стариков, женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы – Хатынь.

Ученик. До войны в деревне Хатынь спокойно жили люди, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обижали, никому не желали никогда худого. Но всё изменилось… В марте 1943 года этой деревушки не стало. Ни одной живой души. Как же так случилось?

 

Звучит тревожная музыка
(
https://drive.google.com/file/d/1wkGpInixf04oyJhakC5qEX3ASsBRFvQ1/view?usp=sharing)

 

Ученик (Слайд 12). Это случилось 22 марта 1943 года. Утром этого дня в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В отместку за это была проведена карательная акция и пришлась она на Хатынь…

Ученик. В ничего не подозревавшую деревню въехали машины с фашистской свастикой. Высыпавшие из них полицаи пошли по дворам, выгоняя всех на улицу: стариков, женщин, детишек. Всех жителей собрали в одну толпу и загнали в сарай. Сарай оказался переполненным, нельзя было поднять даже руки. Как смертельный приговор проскрипели петли ворот. На улице раздавались голоса полицаев. Запахло бензином, затрещала солома.

Ученик. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать. Всех тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни. Единственным взрослым свидетелем хатынской трагедии был 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. И только лишь двое детей, которые находились в сарае, остались живы.

 

Звучит отрывок музыкального произведения
https://drive.google.com/file/d/1TF3uuJjf6BNKsrDXE7lh7o433-g6XJqJ/view?usp=sharing

 

Учитель (Слайд 13). 75 детских жизней было загублено в деревушке Хатынь. В чем они виноваты? Какое преступление перед миром совершили? В память о чудовищных событиях в Беларуси на месте Хатыни создан мемориал памяти в назидание будущим поколениям.

Слышали вы в Хатыни траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет, только раздастся он.
Кажется, ты в пустыне, выжжено все дотла –
В той, военной Хатыни плачут колокола.

 

Видеозаставка № 2 https://drive.google.com/file/d/1Z7dsiiYQ5_Tuh-OVXV58-n0VIYd5LUhN/view?usp=sharing

 

Минута молчания, под звук метронома https://drive.google.com/file/d/1w79rXffFmLT4dZs-LpKrVTrOL3jSryRX/view?usp=sharing

 

Учитель. Весь народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Каждый день уходили эшелоны с нашими солдатами защищать Родину. Тогда никто не знал о том, что война нескоро кончится… «Всё для фронта, всё для победы» – повсюду звучал девиз. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками.

В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми, присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы.

 

На фоне музыкального произведения
https://drive.google.com/file/d/1WsnihXoaaeIjIaDglyPey3fZ6eJn3z4T/view?usp=sharing

 

Ученик. (Слайд 14). Марат Казей – Герой Советского Союза. Сражался наравне со взрослыми. Держал оборону, пока были патроны. Когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие – две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Погиб 11 мая 1944 года в деревне Станьково. Награждён медалями «За военные заслуги», «За отвагу», орденом «Отечественной войны».

Ученик. (Слайд 15). Зина Портнова – Герой Советского Союза. Долго и жестоко её пытали фашисты. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Её схватили и вскоре казнили. Расстреляна фашистами под городом Полоцком в 1943 году.

Учитель. Самая тяжелая ноша в войне легла на плечи женщины. Храбро бросались они под пули во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды.

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.

 

Учитель. Пострадали в войне не только деревни, но и города.

(Слайд 16) Минск – столица Белоруссии. Один из первых городов подвергся обстрелу. 28 июня был захвачен немцами. Развернулась партизанская война, организована подпольная работа. Подпольщики уничтожали на улицах города оккупантов, взрывали и поджигали склады с горючим, гаражи и мастерские, железнодорожные узлы. 3 июля 1944 года Минск был освобождён, но до этого дня город боролся 1100 дней.

(Слайд 17) В Минске создан музей Великой Отечественной войны, Линия Сталина (музей под открытым небом), весь советский народ создал Курган Славы, всыпая горсть земли в память погибшим. Минску присвоено звание город-герой.

Ученик. (Слайд 18) Гомель – это первый областной центр Беларуси, куда в конце 1943 вошли советские солдаты. «Дорога домой» – так назывался поезд, на котором в декабре 1943 приехали из эвакуации те, кто возрождал город. В основном это были железнодорожники и энергетики. Освобождение Гомеля от фашистских захватчиков длилось 6 суток. Немецкое командование отдало приказ разрушить город, убивать всех, даже детей. После освобождения Гомель был в руинах.

Учитель. 14 января 1944 года шел 937-й день войны… Войска Белорусского фронта во время Калинковичско-Мозырской операции освободили от немецко-фашистских захватчиков города Мозырь и Калинковичи. В Москве дан салют в честь освобождения этих городов. Дорогие ребята, мы должны знать и гордиться героями Мозырщины.

Ученик (держит портрет М.В.Борисова) Борисов Михаил Владимирович. Родился в деревне Наровчизна Мозырского района. Герой Советского Союза (1945). Перед войной закончил Гомельский аэроклуб, военно-морское авиационное училище. С августа 1944 года лейтенант М.В.Борисов на Балтийском флоте. За 10 месяцев 1944–1945 гг. Борисов сделал 47 боевых вылетов, потопил 9 и повредил 2 транспорта врага общим водоизмещением свыше 80 000 тонн. Потопил линкор ВМФ Германии. До 1960 г. служил в Советской Армии. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды. 6 марта 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР М.В.Борисову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Присвоено звание «Почётный гражданин города Мозыря» в 1982 году.

Ученик (держит портрет М.В.Муравьёва). Муравьев Михаил Васильевич. Родился 15.05.1919 г. в деревне Наровчизна. Герой Советского Союза, командир батареи. Его именем названа улица в деревне Козенки и пионерская организация нашей школы. В 1939 г. призван в Красную Армию, окончил Пензенское артиллерийское училище. Командир батареи 327-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона. Отличился 25 сентября 1943 г. при форсировании Днепра в районе Переславля-Хмельницкого. Младший лейтенант Муравьев уничтожил несколько огневых точек врага, обеспечил успешное наступление пехоты и танков. За два дня батарея Муравьева отбила несколько контратак, уничтожила три орудия, четыре миномета, 16 пулеметов, минометную батарею. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Умер в 1981 г., похоронен в г. Никополе Днепропетровской области.

         

                                               М.В.Борисов                          М.В.Муравьёв

 

Учитель. (Слайд 19). Утром 23 июня 1944 года началась операция по разгрому немецко-фашистских войск в Беларуси, получившая название «Багратион». В результате наступления Красной Армии была полностью освобождена Беларусь, часть Прибалтики и восточные районы Польши. Родина высоко оценила мужество и подвиг своих сыновей и дочерей. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями, а 11 603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза! 11 городов Советского Союза стали городами-героями. Праздник Великой Победы – 9 мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, и самый трогательный. (Слайд 20).

Звучит песня «День Победы» https://drive.google.com/file/d/14nLpBBEh0v9D8d4FvnTE4LRXvf-F92UY/view?usp=sharing

За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!

 

IV Заключительная часть

Учитель. Память о войне сурова и страшна, но об этом надо помнить ради сегодняшнего мирного неба.

Упражнение «Собери пословицы» в паре

Звучит песня https://drive.google.com/file/d/1KYhVmxdB_CZ72vjeoDfm3nRVyMWe3iuA/view?usp=sharing

Дружно за мир стоять –          войне не бывать.
Мир строит –                           война разрушает.
Живя в мире –                         не забывай о войне.
В бою побывать –                   цену жизни узнать. 
Ни моря без воды –                ни войны без крови.

 

Упражнение «Кроссворд». Работа в группах.

Учитель. Свои знания, полученные на классном часу, примените в разгадывании кроссворда. Назовите ключевое слово.

 

1. Девушка, Герой Советского Союза, расстреляна фашистами под Гродно.
2. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны.
3. Операция по разгрому немецко-фашистских войск в Беларуси.
4. Крепость, первая принявшая на себя удар фашистской Германии.
5. Военный человек, служащий в армии.
6. Название деревни, в которой были сожжены все её жители заживо.

 

Упражнение «Ассоциация» к слову МИР (Слайд 21)

 

Подведение итогов (Слайд 22)

Учитель. Сегодня мы много узнали об ужасах войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам. Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!».

Давайте, ребята, все вместе украсим нашу доску птицами мира.

 

Учащиеся (под музыку) вывешивают сделанные своими руками фигурки белых голубей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий