Пунктуация в предложениях, содержащих конструкции с как (обобщение и систематизация). 11-й класс, повышенный уровень  

- 11:20II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

Урок с использованием возможностей Единого информационно-образовательного ресурса Республики Беларусь для учащихся 11-го класса, изучающих русский язык на повышенном уровне

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа «№ 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Пунктуация в предложениях, содержащих конструкции с как (обобщение и систематизация)».

Этот урок является девятым в разделе «Пунктуация». Отбор учебного материала осуществлялся с учётом принципов актуальности, системности, комплексности, самостоятельности.

Используемая технология – элементы активной оценки.

Средства и формы оценивания образовательных результатов – самооценивание по критериям НаШтоБуЗУ с последующей оценкой учителем. Выбор отвечающего учащегося определяется приёмом неподнятой руки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты урока:

– готовность учащихся к самостоятельному преодолению жизненных испытаний: сдачи экзамена и централизованного тестирования;
– соблюдение пунктуационных норм при записи предложений, содержащих конструкции со словом как;
– понимание выразительных возможностей конструкций со словом как, в том числе устойчивых сочетаний.

Материально-техническое обеспечение урока: ноутбук, мультимедийный проектор, выход в интернет (при его отсутствии – задания, предлагаемые ЕИОР, можно вывести на слайд презентации), презентация PowerPoint, раздаточный материал (приложения).

 Цель:

предполагается, что учащиеся:

– будут знать основные правила пунктуационного оформления предложений, содержащих конструкции со словом как;
– будут уметь объяснять постановку знаков препинания и правильно пунктуационно оформлять предложения, содержащие конструкции со словом как;
– будут совершенствовать предложения с целью усиления их выразительности, используя конструкции со словом как.
– смогут выполнить тест.

Задачи развития и воспитания:

– способствовать развитию словарного запаса учащихся, совершенствованию навыков самостоятельной познавательной активности, самоконтроля;
– создать условия для воспитания речевой культуры учащихся, эстетического вкуса, а также таких человеческих качеств, как доброта, требовательность к себе, ответственность.

Презентация Урок русского языка в 11 классе (повышенный уровень)

 

Ход урока

I Мотивационный этап

Работа с высказыванием, записанным на слайде 1:

Я не видел что(бы) люди любили добро так(же) как красотус.
Конфуций

– Как вы понимаете смысл высказывания китайского философа Конфуция? (Внешнюю красоту любить проще: она видна сразу. А добро требует действий, потому что часто бездействие – это попустительство злу. Так что прав Конфуций: деятельных меньше, чем созерцающих).

– Вы заканчиваете школу. Впереди у вас взрослая жизнь. Уроки русского языка помогут вам не только выучить правила орфографии и пунктуации, но и усвоить жизненные законы.

– А мы продолжаем повторение темы «Пунктуация».

 

II Актуализация знаний 

Орфографическая и пунктуационная разминка.

– Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор, разберите по составу указанное слово (один человек выполняет задание у доски, остальные в тетрадях).

– Определите функцию запятой (выделяющая).

 

III Переход к теме урока

– Помните ли вы все случаи постановки знаков препинания в предложениях со словом как?

– Знаете ли вы все устойчивые словосочетания со словом как и сможете ли употребить их в своей речи?

– Итак, сегодня мы рассмотрим тему «Пунктуация в предложениях, содержащих конструкции с как (обобщение и систематизация)».

 

IV Целеполагание

– Давайте сформулируем задачи. Для этого продолжите предложенные высказывания (Слайд 2):

– будем знать основные правила пунктуационного оформления предложений, содержащих конструкции со словом как;

– будем уметь объяснять постановку знаков препинания и правильно пунктуационно оформлять предложения, содержащие конструкции со словом как;

– совершенствовать предложения устойчивыми словосочетаниями со словом как для усиления их выразительности;

– сможем выполнить тест.

– Поскольку вы сдаёте экзамен и централизованное тестирование по русскому языку, необходима тренировка.

– Для того чтобы вы могли понять, насколько результативным был для вас урок, предлагаю ознакомиться с критериями НаШтоБуЗУ (Слайд 3).

Задание Максимальный балл
1 Восстановление схем 0,5
2 Схематический диктант 0,5
3 Расстановка знаков препинания и их объяснение 4
4 Преобразование предложений 3
5 Решение теста 2

Примечание: заработанные баллы учащиеся выставляют карандашом на поля в тетради.

 

V Работа по теме урока

(На материале Единого информационно-образовательного ресурса Республики Беларусь)

1 Восстановление схемы

– Для того чтобы повторить и систематизировать знания по теме «Пунктуация в предложениях, содержащих конструкции с как», предлагаю обратиться к Единому информационно-образовательному ресурсу Республики Беларусь https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/rusyaz/19.php (11.41-12.05).(Слайд 4).

– Выполните предложенное задание: запишите схему в тетради.

– Проверьте себя (12.06-12.53).

 

2 Работа с учебником

– Дополните схему материалами таблицы из упр. 28.13

– Озвучьте свои записи. (Неподнятая рука)

– Поставьте себе 0,5 балла, если всё выполнено правильно.

 

3 Схематический диктант

– Чтобы «подружить» теорию с практикой, выполните задание, предлагаемое ЕИОР (13.05-14.25): запишите схемы, объясняющие наличие или отсутствие запятой. Задание выполняйте по рядам: 1-й ряд – 1–4 предложения, 2-й ряд – 5–8 предложения.

– Проверьте себя.

– Поставьте себе 0,5 балла, если всё выполнено правильно.

 

Релаксационная пауза

– Все мы в той или иной степени любим музыку. Какую музыку любите вы? Слушаете ли классическую, камерную музыку? Согласно исследованиям учёных, слушать классическую музыку полезно: она нормализует давление, успокаивает нервы, улучшает сон, помогает обрести нормальный аппетит и вес. Предлагаю сейчас отвлечься и послушать такую музыку (Слайд 5).

Прослушивание отрывка из сонаты Франка Сезара

https://www.youtube.com/watch?v=AN59LEW3bG8&t=6s

 

4 Работа с текстом – отрывком изложения «Требовательность*» (с. 21 «Сборника материалов для выпускного экзамена»)

– Продолжаем разговор о музыке и повторяем пунктуацию в предложениях, содержащих конструкции со словом как.

Перед вами портреты двух известных людей: французского композитора, органиста, педагога Франка Cезара (именно его музыку мы слушали во время релаксационной паузы) и советского скрипача, альтиста, дирижёра, педагога Давида Фёдоровича Ойстраха, о котором ещё будет идти речь на уроке (Слайд 5).

1) Чтение текста (Приложение 1)

2) Анализ текста

– Определите основную мысль текста, тип и стиль речи.

Основная мысль – не бояться проявлять свой талант, развивать его.
Тип – повествование с элементами рассуждения.
Стиль – публицистический.

3) Словарная работа

Пассаж – это (Слайд 6):

1) крытая галерея с двумя рядами магазинов (или контор), имеющая выходы на параллельные улицы; 2) муз. Последовательность тонов в быстром движении, чаще всего трудная для исполнения; 3) связный и законченный отрезок текста; 4) биол. Прививка бактерий от одного животного другому; 5) движение в высшей школе верховой езды – высокая и короткая ритмичная рысь при чётком поднимании лошадью ног с задержкой их в воздухе и сильным сгибанием в суставах; 6) устар. Неожиданное происшествие, неожиданный оборот дела.

 

5 Отработка пунктуационного навыка

– Выпишите из текста предложения, содержащие конструкции со словом как, расставьте в них недостающие знаки препинания, объясните их постановку графически (1-й вариант – 1–4 абзацы, 2-й вариант – 5–7 абзацы).

– Проверьте себя (Слайд 7).

– Какую роль выполняют данные конструкции в тексте? (Усиливают выразительность, выражают степень уверенности и т.д.).

– Поставьте себе 3 балла, если всё правильно (каждое предложение оценивается в 0,5 балла).

 

6 Творческий диктант

– Согласно правилу в предложениях, в которых союз как присоединяет устойчивое словосочетание, запятая не ставится. А для чего используются такие словосочетания? (Для усиления выразительности речи). Сделайте предложения выразительнее, заменив выделенные слова устойчивыми сочетаниями со словом как. Помните о пунктуации (Приложение 2).

– Проверьте себя (Слайд 8).

1) Тятенька со всей душой драл бы меня как Сидорову козу.
2) Молодые супруги был счастливы, и жизнь их текла как по маслу.
3) Зайдёт парень, растянет меха у аккордеона, и все заботы как рукой снимет.
4) Разбойник как липку обобрал мужика.
5) При муже она как за каменной стеной жила, никаких забот не знала.
6) Олени отбежали немного и остановились как вкопанные.

– Поставьте себе 3 балла, если всё правильно (каждое предложение оценивается в 0,5 балла).

 

VI Контрольно-оценочный этап

– Обращение к НаШтоБуЗУ: какие задания решили, что осталось невыполненным?

– Поскольку необходимый материал по теме «Пунктуация в предложениях, содержащих конструкции с как» мы повторили, вы без труда сможете решить тест.

Выполнение тестовой работы (Приложение 3).

– Проверьте себя по ключу (Слайд 9).

1. А4Б3В1Г2
2. 124
3. 125
4. 34

– Поставьте себе 2 балла, если всё выполнено правильно.

 

VII Подведение итогов урока

Самооценивание

На проверку сдают тетради 5 учащихся (НЕПОДНЯТАЯ РУКА)

 

VIII Домашнее задание

Слайд 9. § 28.4, упр. 28.17 (4) – подбор материала для написания эссе по фразе из текста «В обычной жизни нельзя встретиться с самим собой» с использованием конструкций со словом как.

Для тех, кто не уверен в своих знаниях, предлагаю дополнительно решение теста «Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге» на сайте «Решу ЦТ» https://rus.reshuct.by/test?theme=18

 

ІX Рефлексия, подведение итогов урока

– Оцените свою работу на уроке, используя устойчивое словосочетание со словом как (Слайд 10).

Работал как лошадь
Сидел как в воду опущенный
Вертелся как белка в колесе
Устал как собака
Молчал как рыба
Знал как свои пять пальцев
Смелый как лев

– Сегодня мы с вами говорили не только о пунктуации, но и о жизни. Желаю вам, ребята, чтобы вы ценили людей не за внешнюю красоту, а за внутреннюю, совершали только добрые поступки, были требовательны к себе и развивали свои способности.

 

Список использованных источников

1 Frank sonata mov 2 by Alex Shlifer [Видеозапись] // YouTube. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AN59LEW3bG8. – Дата доступа: 24.04.2022.
2 Единый информационно-образовательный ресурс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/rusyaz/19.php. – Дата доступа: 24.04.2022.
3 Мурина, Л.А. Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования: тексты для изложений / Л.А.Мурина, Т.А.Дикун [и др.] – Минск : Национальный институт образования, 2018. – С. 66.
4 Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М. : Рус. яз., 1989. – 624 с.

 

Приложение 1

Требовательность*

В Большом зале филармонии был объявлен концерт Ойстраха, я отправилась его послушать. Выступление прошло с огромным успехом, слушатели устроили скрипачу в конце концерта овацию. Зал гремел аплодисментами. Скрипач, усталый, побледневший от волнения, выходил на эстраду опять и опять. И вдруг зал замирал, охваченный тишиной. Она была как вспышка молнии. А потом голос скрипки звучал снова.

Поздним вечером я вернулась в гостиницу. Номер, который занимал Ойстрах, был на том же этаже, что и мой. Проходя по коридору, я увидела, что музыкант уже был дома. И тут я услышала отдаленные звуки скрипки.

Это была музыкальная фраза из сонаты Франка, серебристая и чистая как ручей . Скрипач повторял ее вновь и вновь. Сонату Ойстрах только что играл в зале филармонии, играл как мне казалось превосходно. Но вот, вернувшись в гостиницу, он опять взял в руки скрипку, чтобы повторить один и тот же музыкальный пассаж.

Что искал в нем скрипач? Это не была внешняя полировка звука. Для такого виртуоза как Ойстрах пассаж не представлял ни малейшей технической трудности. Но, очевидно, во время исполнения скрипачу показалось, что он, столько раз исполнявший сонату, все же не до конца раскрыл музыку, таившуюся в этой фразе, не до конца обнажил сложные, тайные пласты, под которыми хранится живое дыхание истины. И возвышенное, приподнятое отношение к своим обязанностям в искусстве заставило его превозмочь усталость, забыть опьянение заслуженного успеха и снова вернуться к работе.

Нет людей более одержимых, чем те, что одержимы страстью к главному делу их жизни, и нет, наверное, одержимости прекрасней. Прославленный музыкант стоял поздним вечером посреди пустынного гостиничного номера, повторяя одни и те же нотные строки с прилежанием ученика и глубокой взыскательностью мастера. А я как единственный слушатель не уходила из безлюдного коридора и с замиранием сердца следила как музыкальная фраза обретает новую красоту звучания.

Как. бы ни были различны по своей природе музыка и литература, они все же близки друг другу. И мы можем сказать о прозе, что она музыкальна, а в симфоническом произведении почувствовать страсть и величие шекспировской драматургии. Чехов любил говорить, что исписаться могут только те литераторы, которые мало пишут. Мне кажется, такое утверждение можно отнести и к музыке, и к искусству исполнителя.

Как правило боязнь «растратить» свое дарование – удел лентяев или посредственности. Подлинный талант всегда широк и щедр. По Т. Тэсс

 

Приложение 2

Творческий диктант

Замените выделенные слова устойчивыми сочетаниями со словом как.

1) Тятенька со всей душой драл бы меня очень сильно.
2) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла гладко, легко.
3) Зайдёт парень, растянет меха у аккордеона, и все заботы быстро пройдут.
4) Разбойник ограбил мужика.
5) При муже она в полной безопасности жила, никаких забот не знала.
6) Олени отбежали немного и остановились неподвижно.

 

Приложение 3

Тест

1. Установите соответствие между предложениями и условиями их пунктуационного оформления (знаки препинания не расставлены):

А. Конструкция с как выделяется, так как является приложением со значением причины. 1. Навстречу ему вышел мальчик лет пятнадцати и удивлённо уставился чёрными_ как спелая смородина_ блестящими глазами на приехавших.
Б. Конструкция с как не выделяется, так как является частью составного именного сказуемого. 2. Вот я учился, учился, а спроси меня_ как человеку жить надо_ – я и не знаю.
В. Конструкция с как выделяется, так как является сравнительным оборотом. 3. Всё это было_ как стрекотание кузнечиков в траве.
Г. Конструкция с как выделяется, так как представляет собой придаточную часть. 4. Ей_ как самой благоразумной и серьёзной девушке_ поручили присматривать за Машей.

 

2. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

1) Как человек замечательного ума_ Базаров не встречал равного себе.
2) Именно благодаря языку_ как полагают учёные_ каждое поколение может накапливать знания и передавать их другим поколениям.
3) Стали его искать, а он_ как в воду_ канул.
4) Существуют произведения искусства многогранные_ как мир_ и_ как он_ неисчерпаемые.
5) Плавная речь Алисы воспринималась_ как своеобразная музыка.

 

3. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

1) Лоскутное одеяло было пёстрое и весёлое_ как флаг бродячего цирка.
2) Все явления природы есть не что иное_ как частные и особенные проявления общего.
3) Эту ткань можно сшивать_ как руками_ так и на швейной машинке.
4) Во всём мире кориандр знают_ как масличное, пряное и лекарственное растение.
5) Он_ как человек весёлый и добрый_ легко находил общий язык со всеми.

 

4. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

1) Начальник охарактеризовал Ларичева_ как хорошего специалиста.
2) Я искал Андрея долго, но он_ как сквозь землю провалился.
3) Баркас получился большой и неуклюжий_ как старинный утюг.
4) В статье рассказывается_ как о неудачных трудах Дроздовича_ так и его картинах.
5) Рейнский водопад не что иное_ как невысокий водяной уступ.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий