Причины утраты биологического разнообразия. Пути сохранения биоразнообразия. Урок биологии в 10-м классе  

- 13:01Биология. Сценарии, Методичка

На современном этапе развития человечества преобладающими экологическими факторами являются антропогенные – разнообразные виды деятельности человека. В условиях повышенной антропогенной нагрузки всё более значимыми становятся вопросы сохранения биологического разнообразия организмов. Под влиянием негативного воздействия человека стремительно сокращается количество видов живых организмов, разрушаются естественные сообщества. В связи с этим актуален вопрос ознакомления учащихся с причинами утраты и путями сохранения биоразнообразия, как значимого фактора устойчивого развития экосистем и биосферы в целом, а также мотивации учащихся к участию в природоохранных мероприятиях.

 

Ольга ГУБАРЬ,
учитель биологии
ГУО «Свислочская средняя школа Осиповичского района»,
Могилёвская область

 

 

 

Цель урока: раскрыть сущность понятия «биоразнообразие» и установить связь между причинами утраты и путями сохранения биоразнообразия.

Задачи урока:

образовательные:

– сформировать представление о биологическом разнообразии видов живых организмов;
– изучить ветви биоразнообразия, соответствующие уровням организации живой материи;
– выявить причины снижения биоразнообразия и пути его сохранения;
– показать ценность и значение биоразнообразия в природе и жизни человека.

развивающие:

– продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать;
– создать условия для развития информационной культуры, памяти, внимания, умений работать с текстом, делать выводы, отвечать на вопросы;
– содействовать развитию логического, проблемного и критического мышления;
– развивать стремление к участию в природоохранных мероприятиях.

воспитывающие:

– содействовать формированию мировоззренческих взглядов, толерантности;
– содействовать формированию экологической и коммуникативной культуры;
– воспитывать чувство уважения ко всему живому, чувство ответственности за его сохранность;
– воспитывать культуру общения с окружающим миром, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Методы и приемы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, методы, активизирующие мышление, проблемное обучение, использование опорных схем.

Средства обучения: учебник «Биология» 10 класс (под ред. С.С.Маглыш. – Минск: Народная асвета, 2020. – 279 с.), рабочая тетрадь, интерактивная доска, презентация, видеоролик, карточки с заданиями, листы бумаги, цветные фломастеры.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Время урока: 45 минут.

Внутрипредметные связи: генетика, систематика, экология.

Ожидаемые результаты:

предполагается, что к концу урока учащиеся будут

– знать значение понятия «биоразнообразие», уметь различать и давать характеристику ветвям биологического разнообразия;
– знать о причинах утраты биоразнообразия, иметь представление об ответственности человека за сохранность жизни на Земле;
– иметь представление о ценности и значении биоразнообразия для устойчивого развития человечества и путях его сохранения;
– у учащихся будет сформировано стремления к защите окружающей среды, к участию в природоохранных мероприятиях.

План урока:

I Ориентировочно-мотивационный этап:

1 Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся.

II Операционно-познавательный этап:

1 Изучение нового материала.
2 Закрепление нового материала.

III Оценочно-рефлексивный этап:

1 Рефлексия.
2 Домашнее задание.

 

Ход урока

I Ориентировочно-мотивационный этап

1 Организационный момент (1 мин.)

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания учащихся.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть! Я надеюсь, что мы сегодня активно поработаем, всем удачи и хорошего настроения.

 

2 Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (2 мин.)

Учитель подводит учащихся к изучению новой темы урока. Фронтальная беседа с классом.

Учитель: Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения «Береги природу!». Внимательно послушайте:

Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа – щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!
                    Войтова Полина

 Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Какие проблемы затрагиваются в стихотворении? Актуальны ли они в настоящее время? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя).

Учитель: Действительно, взаимоотношения человека и живых организмов, человека и природы в целом, в результате активной деятельности людей, требуют особого внимания и своевременных мероприятий по охране окружающей среды.

– Какова же тема нашего урока? (Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока).

 

II Операционно-познавательный этап

1 Изучение нового материала

(Слайд 1) Учитель: Тема нашего урока «Причины утраты биологического разнообразия. Пути сохранения биоразнообразия». Запишите тему урока в тетради. (Учащиеся записывают тему урока в тетради).

Совместное целеполагание

Учитель: Давайте попробуем вместе с вами определить цель урока. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Учащиеся отвечают, после чего учитель показывает цель урока на слайде).

Учитель: Итак, цель нашего урока – раскрыть сущность понятия «биоразнообразие» и установить связь между причинами утраты и путями сохранения биоразнообразия.

– Ребята, сегодня в качестве эпиграфа я взяла слова А.С.Арсеньева: «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».

– Как вы понимаете это высказывание? Вы согласны с этим утверждением? Давайте ответим на этот вопрос в конце урока. (3 мин.)

 

(Слайд 2) Сущность биологического разнообразия (3 мин.).

Учитель: Начнем мы урок с того, что дадим определение понятию «биологическое разнообразие» (биоразнообразие).

Биоразнообразие – это совокупность всех видов организмов, обитающих на Земле. Запишите в свои тетради, что такое биоразнообразие, определение понятия представлено на слайде.

Учитель: По данным ряда исследователей, в настоящее время на планете насчитывается примерно 500 тыс. видов бактерий, 300 тыс. видов грибов, 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн видов животных. Биологическое разнообразие видов – важный показатель, обеспечивающий устойчивость экосистем и биосферы в целом. В последнее время из-за деятельности человека и ряда других причин наблюдается процесс интенсивного и быстрого исчезновения видов живых организмов, что ведёт к разрушению целых экосистем.

– Вспомните, ребята, как называется группа экологических факторов, включающая разнообразные виды деятельности человека? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

– Учитель: Правильно, антропогенные. Кто вспомнит, какие подгруппы антропогенных факторов выделяют, в зависимости от способа воздействия? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

1. Прямые факторы – непосредственное воздействие человека на организмы (вырубка деревьев, скашивание травы, посадка леса, отстрел зверей и птиц, разведение рыбы). 2. Косвенные факторы – опосредованное влияние человека на среду обитания организмов самим фактом своего существования и через хозяйственную деятельность.

– Учитель: Правильно, молодцы, ребята. В настоящее время деятельность человека приобрела глобальный характер, все естественные экосистемы во многом прямо или косвенно подвержены разнообразным антропогенным воздействиям. Наибольшее влияние данные факторы оказывают на живые организмы и на места их обитания – естественные экосистемы (леса, болота, озера). По некоторым данным, за последние 400 лет с лица Земли, исчезло 107 видов и подвидов млекопитающих, 160 видов и подвидов птиц. По данным Международного союза охраны природы, на грани исчезновения находятся 11 167 видов животных и 5714 видов растений. В Беларуси в эту категорию попадают почти треть видов диких животных. Если не принять соответствующие меры по охране видов живых организмов, то дальнейшее их исчезновение может привести к биосферному кризису.

 

(Слайд 3) Ветви биоразнообразия (4 мин.).

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на схему структуры и уровней биоразнообразия, которая представлена на слайде. Биологические науки изучают четыре главнейших феномена: жизнь, организм, биосферу и биоразнообразие. Мы знаем, что организация живой материи включает три блока, которые соответствуют трем основным уровням: суборганизменный, организменный и надорганизменный. Уровням организации живой материи соответствуют три ветви биоразнообразия: генетическое разнообразие, видовое разнообразие (разнообразие организмов) и экологическое разнообразие.

Каждая ветвь в свою очередь подразделяется на уровни (хромосомы, популяция, биосфера и т.д.), обладающие своими особенностями и составляющие предмет изучения таких биологических наук, как генетика, систематика и экология. Ветви тесно переплетаются, каждая из них необходима для существования жизни на Земле.

Обратите внимание, что уровень, который объединяет все три ветви, – это популяция. Популяционно-видовой уровень организации живого лежит в основе биосферной жизни.

– Всё ли вам понятно, ребята? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

– Теперь давайте поговорим подробнее о каждой ветви биоразнообразия. Сделайте в тетрадях подзаголовок «Ветви биоразнообразия» и будем вместе с вами характеризовать каждую ветвь.

 

(Слайд 4) Генетическое разнообразие.

Учитель: Запишите в тетради первую ветвь – генетическое разнообразие – разнообразие генов внутри одного вида. Обратите внимание на примеры, представленные на слайде.

– Генетическое разнообразие формирует основу двух других ветвей. Генетическое разнообразие – основа непрерывности жизни: в условиях меняющейся среды одни особи получают больше шансов оставить потомство и, следовательно, передать свои гены по наследству по сравнению с теми, кто хуже приспособлен к среде.

– Вспомните, как называется наука, занимающаяся изучением генов? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

Учитель: Верно, молодцы, генетика. Более подробно с генетикой вы познакомитесь в курсе биологии 11-го класса.

 

(Слайд 5) Видовое разнообразие.

Учитель: Запишите в тетради вторую ветвь – видовое разнообразие – разнообразие видов внутри одного региона.

Под биоразнообразием подразумевается множество видов животных, растений, грибов и микроорганизмов.

– Кто вспомнит и скажет нам, что такое вид? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

Вид – совокупность популяций особей, сходных по существенным признакам строения и жизнедеятельности и способных при скрещивании между собой давать плодовитое потомство.

 

Учитель: Вспомните, как называется наука о классификации живых организмов? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

Учитель: Правильно, ребята, систематика.

 

(Слайд 6) Экологическое разнообразие.

Учитель: Запишите в тетради третью ветвь – экологическое разнообразие – разнообразие экосистем.

– Совокупность видовых популяций образует биотическое сообщество, которое взаимодействует с физической средой и составляет с ней неразрывное единство – экосистему.

          – Вспомните, ребята, как называется наука об отношениях организмов с окружающей средой? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

Учитель: Правильно, экология. Всё ли вам понятно по изученному выше вопросу? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

 

(Слайд 7) Причины утраты биологического разнообразия (8 мин.). Учащимся были даны опережающие задания. Заранее учитель поделил детей на три группы. Каждой группе было задано подготовить сообщение об одной из причин утраты биоразнообразия, используя материал школьного учебника, а также материал из дополнительных источников информации, в частности, интернет-ресурсы. Сообщение должно включать основную информацию о данном вопросе и, в целях экономии времени, быстрого и точного изложения материала, сопровождаться средствами визуализации (презентация, видеофрагмент, кластер, интеллект-карта и др.).

Сообщение должно включать:

1) сущность причины утраты биоразнообразия, степень влияния на природные сообщества;
2) в связи с чем возможно возникновение той или иной причины утраты биоразнообразия; привести конкретные примеры утраты представителей видов флоры и фауны;
3) предложить путь решения данной проблемы.

Время изложения материала каждой группой – 2 минуты.

 

Учитель: Ребята, мы переходим к изучению следующего вопроса: «Причины утраты биологического разнообразия». Посмотрите на схему, представленную на слайде. Выделяют три основные причины: 1) Нарушение и загрязнение среды обитания; 2) Чрезмерное потребление и браконьерство; 3) Акклиматизация чужеродных видов.

– Вам были даны опережающие задания: по группам подготовить сообщения с обязательным сопровождением средствами визуализации. На изложение материала у вас есть 2 минуты.

Учащиеся каждой группы излагают подготовленный ими материал по данным вопросам. Идёт фронтальная работа учителя с классом.

Учитель: Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с заданием!

 

(Слайд 8) Физкультминутка (5 мин.).

Учитель: Теперь давайте отдохнем с пользой для нас. Предлагаю посмотреть видеоролик, с помощью которого мы закрепим уже полученные на уроке знания, а также найдем ответ на новый вопрос: «В чём заключается ценность и значение биоразнообразия в природе и жизни человека? Почему мы должны всячески содействовать сохранению биологического разнообразия организмов?». Внимательно посмотрите видеоролик, помечая необходимую для ответа информацию, после чего ответите на данный вопрос. (Учащиеся смотрят видеоролик, https://youtu.be/ZfnYWVu9-zc).

 

После просмотра видеоролика учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос. Фронтальная работа учителя с классом. Делается общий вывод.

Вывод: Стремительное сокращение биологического разнообразия флоры и фауны неизбежно скажется на природе и на жизни человека.
Благодаря биоразнообразию человек удовлетворяет свои основные потребности, которые необходимы для нормального существования. Биоразнообразие для человека приносит экономическую пользу (пища, одежда, жильё, технические средства и т.д.), научную пользу (лекарства, медикаменты и т.д.). Также ценность биоразнообразия заключается в этическом и эстетическом эффекте.
Исчезновение видов живых организмов приведет к нарушению экологических связей в природных сообществах, разрушению этих сообществ и, как следствие, к кризису биосферы, что, конечно же, повлияет на жизнь человека.

 

Пути сохранения биоразнообразия (7 мин.).

Учитель: Говоря о причинах утраты биоразнообразия, в какой-то степени мы уже затрагивали вопрос о путях сохранения биологического разнообразия. Давайте поговорим подробнее.

(Слайд 9). Учитель: Сокращение биологического разнообразия видов является глобальной экологической проблемой. Для решения этой глобальной проблемы 5 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была подписана Конвенция о биологическом разнообразии. Ее целями являются сохранение видов животного и растительного мира и устойчивое использование компонентов биосферы. Беларусь была в числе 145 стран, которые подписали конвенцию. В 2010 г. в Республике Беларусь была разработана Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 гг. и план действий к ней, а 21 декабря 2021 г. утверждён «Национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2021–2025 годы».

Ежегодно, начиная с 2001 г., 22 мая отмечается Международный день биологического разнообразия.

Учитель: Ребята, вы уже поделены на три группы. Сейчас, работая с текстом учебного пособия на с. 261–263 каждая группа должна составить кластер «Подходы для решения проблем сохранения биоразнообразия в Республике Беларусь». Для выполнения задания у вас на столах лежат листы бумаги и цветные фломастеры. (Учащиеся выполняют задание, после чего идёт проверка выполнения задания. В результате делается общий вывод).

Вывод: В основе мероприятий по охране биоразнообразия лежат два подхода: популяционно-видовой и экосистемный. Популяционно-видовой подход заключается в: 1) создании перечней исчезающих и малочисленных видов растений и животных, подлежащих охране, которые заносятся в Красную книгу Республики Беларусь. 2) разведение редких и исчезающих животных в зоопарках и специальных питомниках, а растений – в ботанических садах с последующим возвращением размножившегося вида в природную среду.
Экосистемный подход основан на сохранении целых природных биогеоценозов. Основной задачей природоохранной деятельности является сохранение уникальных уголков природы, численности редких и исчезающих видов флоры и фауны. Для организации наблюдений за изменениями в природе в Беларуси созданы особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, резерваты, памятники природы.

Учитель: С особо охраняемыми территориями, действующими на территории Республики Беларусь, мы познакомимся на следующем уроке.

– Ребята, всё ли вам понятно по изученным вопросам? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

 

2 Закрепление нового материла (7 мин.):

1. Фронтальная работа с классом.

Учитель: Ребята, давайте закрепим знания, полученные сегодня на уроке. Я буду задавать вопрос, вы поднимаете руку и отвечаете, не выкрикивая и не перебивая друг друга.

Перечень вопросов:

1. Что понимают под биоразнообразием?
2. Когда отмечается международный день биологического разнообразия?
3. Какие ветви биоразнообразия выделяют?
4. Перечислите три основные причины утраты биоразнообразия?
5. Чем грозит стремительное снижение биоразнообразия видов?
6. Где, в каком году и с какой целью была принята Конвенция о биологическом разнообразии?
7. Какие действия предприняла Республика Беларусь в связи с принятием Конвенции о биологическом разнообразии?
8. Приведите примеры природоохранных мероприятий, направленных на сохранение биологического разнообразия видов живых организмов.

2. Работа с интерактивной доской.

Учитель: Ребята, сейчас один представитель каждой из трёх групп подойдет к интерактивной доске и выполнит своё задание. При возникновении затруднений члены соответствующей группы могут помочь своему товарищу.

Представитель первой группы из перечня предложенных уровней биоразнообразия (хромосомы, гены, популяция, род, вид, биосфера и т.д.) должен выбрать уровни, характерные для генетического разнообразия и соотнести их, представитель второй группы – для видового разнообразия, представитель третьей группы – для экологического разнообразия. (Учащиеся выполняют задание).

 

III Оценочно-рефлексивный этап (5 мин.)

1 Рефлексия

Учитель: Возвратимся к эпиграфу нашего урока: «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».

– Вы согласны с этим утверждением? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

Учитель: Какую цель стояла перед нами в начале урока? Достигли ли мы цели? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки, в них три вопроса, требующие краткого, но честного ответа. Ответьте на них, пожалуйста.

Перечень вопросов в карточках:

1) Считаете ли вы сегодняшний урок полезным?

А) да; Б) нет; В) свой ответ _____________________________

2) Считаете ли вы снижение биологического разнообразия глобальной проблемой, требующей мирового вмешательства?

А) да; Б) нет; В) свой ответ _____________________________

3) Считаете ли вы важным участвовать в природоохранных мероприятиях?

А) да; Б) нет; В) свой ответ _____________________________

Учитель: Ребята, наш урок я хочу закончить стихотворением Р.Рождественского «Кромсаем лёд…»:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.

 

– Природа, ребята, – это великая ценность, которую мы должны любить и беречь. Каждый из нас несёт ответственность за сохранность нашей чудесной природы, за её красоту и неповторимость. Уничтожая природу, всё живое в ней, мы уничтожаем себя. Так давайте же будем беречь дивный, волшебный, прекрасный окружающий нас мир. Ведь не только наше настоящее и будущее зависит от нас, но и будущее следующих поколений.

Вы согласны со мной, ребята? (Учащиеся отвечают на вопрос учителя).

Выставление отметок.

 

2 (Слайд 10) Домашнее задание: § 56, 57. Творческое задание (по желанию): оформить стенгазету, посвященную Международному дню биологического разнообразия. Задание может быть выполнено в индивидуальном порядке, в парах или в группах.

Учитель: Урок окончен. Вы все большие молодцы, ребята! Всем спасибо за работу!

 

Список литературы

1 Бродский, А.К. Биоразнообразие: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.К.Бродский. – М.: Академия, 2012. – 208 с. – (Сер. Бакалавриат).
2 Маглыш, С.С. Биология: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / С.С.Маглыш, В.А.Кравченко, Т.Я.Довгун; под ред. С.С.Маглыш. – Минск : Народная асвета, 2020. – 279 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий