В материале автор рассказывает об интересном и эффективном методе визуализации – создании виртуальных квест-комнат при изучении учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Приведены примеры уже созданных виртуальных квест-комнат.
Наталья СЕВЕРИН,
педагог, выполняющий обязанности классного руководителя 1 «А» класса
ГУО «Средняя школа г.п. Красносельский»
Волковысского района,
Гродненская область
Одной из важных задач педагога в учреждении образования является задача научить учащихся основам безопасной жизнедеятельности. И именно учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) способствует воспитанию у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности, формированию умений оценивать опасности окружающей среды и навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в опасных ситуациях.
Однако зачастую на занятиях можно отметить низкую мотивацию познавательной деятельности у ребят, отсутствие устойчивого внимания, так как они считают, что знают всё о правилах безопасного поведения в разных ситуациях. Но на практике это не всегда так. Вот почему педагоги нашей школы – в постоянном поиске новых форм, методов и приёмов для обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности. Одним из таких открытий стало создание и использование одного из средств визуализации – квест-комнат.
Собрав творческую группу из числа педагогов, преподающих ОБЖ, начали создавать свои квест-комнаты.
Как показала практика, использование квест-комнат активизирует познавательный интерес к занятиям ОБЖ, способствует повышению мотивации, привлекает учащихся тем, что они выступают в роли игроков, которые визуально представляют тему учебного занятия, выполняют задания, запоминают правила, продвигаясь по сюжету квест-комнаты, начинают получать удовольствие от самого процесса обучения.
Прохождение квест-комнат позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи не только учебного предмета ОБЖ. Они предусматривают использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации деятельности учащихся, способы взаимодействия участников образовательного процесса для формирования гармонически развитой личности учащихся.
Универсальность, простота и доступность квест-комнат – важные критерии выбора и использования этого цифрового средства визуализации.
На занятиях ОБЖ виртуальные комнаты используются на этапе актуализации знаний учащихся, при изучении нового материала, при закреплении, при проверке знаний.
Применение такого инструмента визуализации имеет ряд преимуществ:
– чередование видов деятельности;
– способы подачи информации задействуют различные каналы восприятия;
– способствует повышению внимания и росту активности учащихся на учебных занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– снижают утомляемость.
Приветствуется использование парных и групповых форм работы, в ходе которых у учащихся развиваются коммуникативные навыки, формируется опыт сотрудничества. Занятие становится более ярким и интересным.
Создание квест-комнаты
Квест-комнаты мы с И.Н.Карпиченко, О.И.Удодовой, Н.Н.Апанович создавали на образовательной платформе Learnis.ru, которая в настоящее время переименована в Joyteka и обновлена. Использовать имеющиеся квест-комнаты на платформе Learnis.ru можно, введя шестизначный номер комнаты (последние цифры в электронном адресе).
Новые квест-комнаты в настоящий момент можно создавать только на образовательной платформе Joyteka.
На платформе имеются шаблоны комнат. Задача педагога – подобрать задания по теме занятия. Каждая квест-комната обладает уникальными игровыми элементами, позволяет встраивать различное количество заданий.
В таких квестах перед игроками ставится задача – выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Задания в комнатах можно выполнять в любом порядке.
Для создания образовательного квеста подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по сюжету квеста. Результатом выполнения заданий может быть набор цифр, букв. Они станут ключом для открытия кодового замка. Полученные цифры и буквы ребята записывают у себя в тетрадях или на листах в той последовательности, в которой пронумерованы задания. Иначе не смогут выйти из квест-комнаты.
Набрав код, ребята открывают основную мысль, идею занятия, пословицу, памятку или просто поощрение за правильно выполненные задания.
Алгоритм действий для создания квест-комнаты (на новой платформе, здесь запоминать код не требуется)
1) Заходим на образовательную платформу Joyteka.
2) Регистрируемся.
3) Внизу – «Создать занятие».
4) Выбираем тип «Образовательная игра-квест».
5) В правом верхнем углу нажимаем «Далее».
6) Выбираем тип комнаты «Комната с окном».
7) Нажимаем «Далее».
Имеется три уровня прохождения комнат:
– легкий (зеленый круг)
– средний (желтый круг)
– сложный уровень (красный круг).
Комнаты в формате премиум предоставляются только после оплаты.
8) Вводим название занятия.
9) Можно добавить описание игры.
10) Загружаем задания.
Если вы хотите, чтобы задания привлекли внимание учащихся, были яркими, музыкальными, необходимо заранее скачать в интернете необходимый материал и сохранить в определённой папке. Можно создать комнату в тестовом варианте, без использования изображений.
Инструкция по использованию одной из созданных комнат по разделу «Окружающая среда и безопасность» 4-й класс «Школьный спортзал»
Тема: Правила поведения при обнаружении боеприпасов.
Количество заданий: 4.
Уровень сложности: Средний.
Ссылка на комнату: https://www.learnis.ru/670396/
Цель: расширение представлений учащихся об опасностях при обнаружении боеприпасов в современное время.
Задачи:
– познакомить учащихся с внешним видом взрывоопасных предметов в современное время;
– развивать навыки самосохранения при обнаружении опасных (или бесхозных) предметов;
– способствовать осознанию важности проявления бдительности и осторожности в различных аспектах жизнедеятельности.
Описание: В данной комнате учащиеся посредством визуализации знакомятся с видами боеприпасов, опасными для жизни. При выполнении третьего и четвёртого заданий повторяют и закрепляют правила безопасного поведения при обнаружении опасных (или бесхозных) предметов.
Замысел первой и второй листовок – знакомство с опасными предметами.
Первое изображение опасного предмета – на полу под гимнастическим матом (предполагается воспитательный момент о правилах поведения в спортивном зале, при работе на спортивных снарядах). Чтобы найти следующие изображения, необходимо отодвинуть гимнастический мат у стенки, включить свет и войти в комнату со спортивным инвентарём. Замок от кладовки – счёт игры на табло (1825). Баскетбольный мяч поможет достать бумажный самолётик из корзины, на котором имеется изображение. Теннисным мячом нужно попасть в мишень на стене. Открывается следующее изображение. Далее нажимаем на сейф, вводим код от сейфа (131). В сейфе лежит книга – это задание-памятка.
Код выхода из комнаты: мгба.
Также предлагаем ознакомиться с квест-комнатами по разделу «Окружающая среда и безопасность», 4-й класс:
1 Комната с кошкой. Тема: Бытовая химия (новая тема)
https://joyteka.com/ru/100049293
2 Облачная комната. Тема: Безопасность на воде
https://www.Learnis.ru/670394/
3 Комната с книгами. Тема: Опасности в зимнее время года
https://www.learnis.ru/675802/
4 Комната с окном. Тема: Внимание! Сосульки!
https://www.Learnis.ru/675810/
5 Зелёная комната. Тема: Средства бытовой химии как источник опасности (тест)
https://www.learnis.ru/664137/
6 Жёлтая комната. Тема: Правила поведения в бассейне
https://www.learnis.ru/671964/