Сценарий коррекционного занятия для формирования умения адекватно реагировать на температурные раздражители.
Олеся ИОВИНА,
учитель-дефектолог специальной дошкольной группы «Капелька»
ГУО «Мозырский районный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гомельская область
Тема: Контрастные тактильные раздражители (горячий – холодный)
Цель: Формирование умения адекватно реагировать на температурные раздражители.
Задачи:
– содействовать проявлению эмоциональных реакций на тактильный контакт;
– продолжать учить сосредотачивать внимание на контрастных тактильных раздражителях (горячий – холодный);
– продолжать развитие способности распознавать температуру жидкости и других предметов.
Оборудование и материалы: тактильные дорожки, синий тазик с холодной водой, красный тазик с горячей водой, бутылка с холодной водой с синей наклейкой, бутылка с горячей водой с красной наклейкой, грелка, лед (фреон), шарики горячие и холодные, кукла, водные механические игрушки, фен, полотенце, аудиозаписи.
Ход занятия
I Организационный момент
Учитель-дефектолог: Здравствуй, (имя ребёнка), посмотри, сегодня к нам пришли гости. Давай поздороваемся с нашими гостями. Как мы можем поздороваться? Помашем рукой, можем пожать руку, послать воздушный поцелуй. А можем просто улыбнуться друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение. Итак, (имя ребёнка), сегодня мы с тобой будем играть.
II Основная часть занятия
Игра «Тактильные дорожки»
Учитель-дефектолог: Сначала давай поиграем с нашими пальчиками. Сейчас мы пойдем пальчиками по разным дорожкам и найдем те дорожки, которые нам нужны. Сперва мы пойдем по шершавой дорожке (наждачная бумага), а затем пойдем по колючей дорожке (коврик массажный). Теперь по мягкой (мех), затем дорожка холодная (фреон), теперь горячая дорожка (резиновая грелка). (По всем тактильным дорожкам проводим ручками ребёнка, проговаривая все действия и ощущения).
Учитель-дефектолог: (Имя ребёнка), давай еще раз коснемся горячей дорожки. А теперь коснись холодной дорожки. Молодец! У нас все получилось!
Игра «Горячо – холодно»
Учитель-дефектолог: (Имя ребёнка), я приготовила для тебя две бутылочки. Посмотри, это бутылочка горячая. (Учитель-дефектолог трогает бутылку и тут же отдергивает руку. Повторяет так несколько раз. Предлагает ребёнку потрогать бутылку. Берет его руку и осторожно касается бутылочки и тут же убирает руку. Повторяет пару раз.) Ой, горячо! Подуем на ручки! А это – холодная бутылочка (на каждую бутылочку крепится карточка: синяя карточка – холодная вода, красная карточка – горячая вода). Потрогай. Ой, холодно нашим ручкам! Давай погреем ручки (трем руки, согреваем).
Учитель-дефектолог: Давай еще раз! Где у нас горячо? А теперь покажи, где холодно? (Игра повторяется несколько раз. Затем эта же игра повторяется с грелкой и льдом (фреон для холодильников).
Игра «Теплый-холодный»
На столе стоит два тазика: синий таз с холодной водой и красный таз с горячей водой. Учитель-дефектолог предлагает ребенку потрогать воду сначала в синем тазике (холодная вода), затем в красном (горячая вода).
Учитель-дефектолог: (Имя ребёнка), это холодная вода. А это – горячая вода. Возле каждого тазика крепим соответствующую карточку (синяя карточка – холодная вода, красная карточка – горячая вода). Потрогай, это холодная вода. Что мы можем делать в холодной воде? Играть с игрушками. Но сначала игрушки нужно найти (игрушки завернуты в фольгу, ребенок разворачивает их, находит, радуется, педагог все действия воспитанника проговаривает). Посмотри, какие у нас есть игрушки! Давай отправим игрушки в путешествие. Помоги мне завести игрушки. Молодец! (Затем ребёнок вылавливает игрушки из воды сачком. Пока ребёнок вылавливает игрушки с помощью взрослого или самостоятельно, можно включить музыку или прочитать стихи)
Учитель-дефектолог:
С водой мы любим поиграть!
Игрушки любим мы купать!
И в ванночках, и в тазиках!
Такие мы – проказники!
Учитель-дефектолог: Потрогай, это горячая вода. Что мы можем делать в горячей воде? Помыть ручки, помыть посуду, а еще мы можем искупать малыша (звучит аудиозапись Е. Железновой «Чистюли»). (Ребёнок самостоятельно или сопряжённо с педагогом купает малыша, повторяет действия, которые звучат в песне).
Учитель-дефектолог: Накупался наш малыш! Теперь нужно его просушить и уложить спать.
Упражнение «Ветерок»
Учитель-дефектолог включает фен и теплой струёй воздуха дует на куклу, которая находится в руках у ребенка, тёплый воздух должен обдувать и ребёнка, дуем сначала подальше от ребёнка, затем подходим ближе к ребёнку.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так! (Показывает большой палец)
Как идешь? – Вот так! (Шагает)
А бежишь? – Вот так! (Бежит на месте)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладет руки под щеку, а на них – голову)
Как берешь? Вот так! (Делает руками хватательные движения)
А даешь? – Вот так! (Делает руками движения, как будто дают что-то)
Как шалишь? – Вот так! (Надувает щеки и слегка шлепает по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (Грозит пальчиком)
Игра «Сортировка» (под музыку)
Учитель-дефектолог: Посмотри, (имя ребёнка), какие у меня есть необычные шарики. Потрогай их, они холодные и горячие. Но они все перепутались. Нам с тобой нужно разложить их по домикам. Горячие шарики мы положим в красный домик, а холодные шарики – в синий домик. (Сопряженно с ребёнком трогаем каждый шарик, проговаривая какой он, холодный или горячий, и кладем в соответствующий домик)
Учитель-дефектолог: Молодец, (имя ребёнка)! Все шарики нашли свой домик. Холодные – в синем домике, горячие – в красном домике.
III Заключительная часть занятия
Подведение итога. Рефлексия
Учитель-дефектолог: (Имя ребёнка), наше занятие подходит к концу. Давай вспомним, что мы узнали сегодня нового. Потрогай эти бутылочки. Одна из них – горячая, а другая – холодная. (Учитель-дефектолог подносит руку ребенка попеременно к одной бутылке, затем к другой).
Учитель-дефектолог: Молодец, (имя ребёнка), ты сегодня хорошо поработала! Вот тебе воздушный шарик. Лови! (Ребёнок получает то, что является для него желаемым предметом, стимулом).