Сценарий развлечения для знакомства детей с простыми экономическими понятиями
Ольга ЖУРАВСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО “Ясли-сад № 31 г. Мозыря”,
Гомельская область
Программные задачи:
– формировать элементарные представления об экономических отношениях на образцах сказок, умение понимать эмоционально-образное содержание пословиц и поговорок с экономическим содержанием;
– развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление, речь, умение ориентироваться в пространстве;
– воспитывать умение работать в команде, доброжелательность, чувство ответственности за результаты общих дел.
Материал и оборудование: конверт с письмом от капитана Джека, сундук, штурвал, лист ватмана с изображением точек с цифрами (от 1 до 9) для игры «Соедини точки по порядку», верёвка, бутылка (внутри которой пожелтевшая, с потрёпанными краями, записка с вопросами), сундучок с шоколадными монетами по количеству детей, конверты розового и голубого цвета, карточки с изображением слов «деньги» и «труд», стрелки на клейкой основе, разрезанная на четыре части карта, «кочки» зелёного, жёлтого и красного цветов, иллюстрации к разным сказкам (среди них иллюстрации к сказкам «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого, «Дудочка и кувшинчик» В.Катаева, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенского, «Муха Цокотуха» К.Чуковского, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Серебряная монета», «Огниво» Х.К.Андерсена, народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой», «Заработанный рубль»), маркеры, по количеству детей: тельняшки, шляпы, банданы, карточки и «монеты» достоинством 1, 2, 5, 10, 20 копеек для игры «Найди, что потерялось», флажки красного, жёлтого и зелёного цветов на клейкой основе; аудиозаписи (голоса капитана Джека, пиратской музыки, шума волн, шторма) мультимедийная установка, макет пальмы, мольберт.
Предварительная работа: просмотр серий мультфильма «Азбука денег, или как помочь ребёнку вырасти богатым» из цикла «Уроки тётушки Совы» («Маски», 2011), чтение и обсуждение сказок об экономических отношениях, ознакомление с пословицами и поговорками о труде, бережливости, деньгах.
Ход занятия
Дети становятся в круг. Воспитатель дошкольного образования показывает конверт с письмом.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от пирата Джека. Давайте узнаем, о чём он пишет.
Звучит пиратская музыка, на экране появляется изображение капитана Джека.
Капитан Джек (в аудиозаписи): Приветствую вас! Меня зовут Джек, я капитан пиратского судна «Чёрная каракатица». Хочу рассказать вам одну интересную историю, которая случилась очень давно.
В знак благодарности за долгую и верную службу я отдал своей команде карту Острова сокровищ, где спрятан клад. Они поплыли на его поиски, но как только на горизонте появилась заветная полоска земли, среди пиратов началась нешуточная драка, карта была разорвана на части. Внезапно, словно в наказание за жадность, налетел жуткий шторм, и корабль затонул. Большая часть команды погибла в бурных водах. А что же случилось с картой? Одни её части остались в воде, а другие были припрятаны оставшимися в живых пиратами на суше. Каждый пират пытался разыскать части карты и собрать её, но ни у кого это так и не получилось. Я постарел и уже не в силах добраться до острова. Я знаю, что вы умные и смелые ребята, поэтому уверен, что справитесь со всеми моими заданиями, найдёте все части карты и станете владельцами моего богатства.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться на Остров сокровищ, чтобы найти клад? (Да!) Капитан Джек прислал вам всё необходимое, чтобы стать настоящими пиратами.
Воспитатель дошкольного образования открывает сундук, под пиратскую музыку дети надевают тельняшки, шляпы, повязывают банданы.
Воспитатель:
Раз, два, три, повернитесь
И в пиратов превратитесь! (Дети выполняют.)
Воспитатель: Вот теперь вы настоящая команда пиратов! На каком транспорте можно добраться до Острова сокровищ? (На самолёте, вертолёте, на корабле.) А на машине или автобусе можно? Почему? (Нельзя, Остров сокровищ находится в море.) Ребята, сейчас узнаем, на чём мы отправимся на остров.
Игра «Соедини точки по порядку»
Перед детьми на мольберте – лист ватмана с изображением точек с цифрами (от 1 до 9), необходимо соединить их по порядку. Получается изображение корабля.
Воспитатель: Команда собрана, корабль есть, осталось выбрать капитана. (Считалкой выбирает капитана.)
Капитан корабль ведёт,
По волнам корабль идёт.
Раз, два, три,
Капитаном будешь ты.
Капитан управляет кораблём и отвечает за порядок в команде. (Передаёт капитану штурвал.) Прошу всех на борт!
На экране появляется изображение пиратского корабля, слышен шум волн, дети заходят на воображаемый корабль – ковёр.
Воспитатель: Капитан, курс на остров! Полный вперёд! Ребята, напомните мне, зачем мы плывём на Остров сокровищ? (Мы плывём на поиски клада.) Что такое клад? (Спрятанные сокровища, монеты.) Что нам нужно сделать, чтобы найти клад? (Выполнить задания, собрать карту и по ней найти место, где спрятан клад.)
Аудиозапись шторма.
Воспитатель: Кажется, начинается шторм. Сейчас вам нужно быть очень внимательными и чётко выполнять мои команды, чтобы наш корабль не затонул.
Команда, внимание!
Лево руля! (Делают шаг влево.)
Право руля! (Делают шаг вправо.)
Нос! (Делают шаг вперёд.)
Корма! (Делают шаг назад.)
Поднять паруса! (Поднимают руки вверх.)
Волна! (Приседают.)
Воспитатель: Молодцы, выдержали шторм. Команда, вижу за бортом корабля какой-то предмет. (Тянет за верёвку, к которой привязана бутылка, вытаскивает её, открывает – внутри пожелтевшая, с потрёпанными краями, записка с вопросами.)
Воспитатель: Ребята, это первое задание от капитана Джека (читает).
Ответите правильно на мои вопросы, получите первую часть карты.
– Что можно купить за деньги? (Товары, услуги.)
– Как называются все деньги, которые получают в семье? (Доходы.)
– Количество денег, которые нужно заплатить за товар или услугу, – … (цена).
– Как называются иностранные деньги? (Валюта.)
– Деньги, за которые покупаются товары или оплачиваются услуги, называются … (расходами).
– Купил на копейку, дал продавцу две копейки. Сколько дадут сдачи? (Одну копейку.)
– В деревне Простоквашино все любят мороженое. Как вы думаете, когда на него спрос будет выше: зимой или летом? Почему? (Летом, потому что летом жарко, и больше желающих охладиться мороженым).
– Как называется учреждение, где хранятся деньги? (Банк.)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Дети получают первую часть карты. На экране появляется изображение Острова сокровищ.
Воспитатель: Ребята, вот мы и на острове.
Глядя на первую часть карты, дети находят «пальму» с двумя конвертами на ней: в розовом – задание для девочек, в голубом – для мальчиков.
Задание «Народная мудрость»
В конверте розового цвета находится карточка с изображением слова «деньги», в голубом – карточка со словом «труд». Воспитатель дошкольного образования произносит слова и предлагает вспомнить пословицы и поговорки о деньгах и труде, объяснить их смысл.
Копейка рубль бережёт.
Доход не живёт без хлопот.
Не деньги богатство, а бережливость и разум.
Копейку сберёг – рубль получил, рубль сберёг – капитал нажил.
Кончил дело – гуляй смело.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Каков работник, такова ему и плата.
Под лежачий камень вода не течёт.
Дети получают вторую часть карты, на которой стрелками изображён дальнейший путь. Двигаясь по прикреплённым на полу стрелкам, команда находит карточки (игровые поля) по количеству детей и «монеты».
Игра «Найди, что потерялось»
Детям нужно заполнить пустые клетки игрового поля монетами разного достоинства так, чтобы они не повторялись в строке.
Команда получает третью часть карты, на ней указан дальнейший путь: нужно двигаться по «кочкам» зелёного и жёлтого цвета, минуя красные. Дети подходят к мультимедийному экрану. На экране появляется капитан Краб, который проводит с детьми разминку (по выбору воспитателя дошкольного образования).
На экране появляется подсказка, которую озвучивает воспитатель дошкольного образования.
Воспитатель: Для того чтобы выполнить последнее задание, повернитесь вокруг себя, сделайте три шага вперёд. (Дети выполняют и оказываются у стола, где лежат иллюстрации к разным сказкам).
Воспитатель: Ребята, выберите иллюстрации к сказкам, в которых герои покупали, продавали что-либо, менялись, копили деньги, экономили. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Назовите сказки, в которых говорится о деньгах, доходах, расходах. (К.Чуковский «Муха-цокотуха», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Х.К.Андерсен «Огниво», «Серебряная монета», народная сказка «Заработанный рубль»).
Воспитатель: Ребята, для чего нужны деньги? (Покупать товары, копить, класть в банк, давать в долг). Какой сказочный герой не знал, как правильно и где нужно хранить деньги? (Буратино). Где он хотел их спрятать? (Закопать в землю). А где нужно хранить деньги, чтобы они ещё и доход приносили? (В банке). Ребята, как вы думаете, во всех странах одинаковые деньги. (Нет). В какой сказке говорится о деньгах другой страны? (Х.Г. Андерсен «Серебряная монета»). Давайте вспомним и назовём деньги других стран. (Гривна, доллар, евро, юань, тенге, крона.)
Воспитатель: Назовите сказки, в которых говорится об обмене. (В.Катаев Дудочка и кувшинчик», народная сказка «Лисичка со скалочкой»). Как по-другому называется обмен? (Бартер). Герой какой сказки и деньги экономить умеет, и на машинке шьёт, и корову напрокат взял, чтобы молоко в доме было? (Э.Успенский «Дядя Фёдор пёс и кот»). Что можно сказать о нём, какой он? (Экономный, бережливый, хозяйственный). В какой сказке герой занимался рекламой (в сказке «Кот в сапогах»). Кого или что рекламировал Кот? (Кот рекламировал своего хозяина, вызвал к нему интерес и сделал его богатым.)
Дети получают четвёртую часть карты, на которой изображена дверь со скрипичным ключом, складывают карту и предполагают, что клад спрятан в музыкальном зале, идут к нему, находят на дверях записку.
Воспитатель: Ребята, в записке сказано: «Войдёт тот, кто скажет, что можно купить за деньги, а что нет». (За деньги можно купить продукты, сладости, одежду и обувь, игрушки, книги, дом, мебель, автомобиль, лекарства, развлечения. Нельзя купить за деньги здоровье, счастье, любовь, дружбу, удачу, уважение, время, сон, семью, преданного друга.)
Дети входят в музыкальный зал, ищут и находят «клад» (сундучок с шоколадными монетами), потом возвращаются в группу.
Воспитатель: Прошу всех на борт. (На экране появляется изображение пиратского корабля, дети занимают места на воображаемом корабле.) Капитан, держим курс на детский сад! Полный вперёд!
Слышен шум волн.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись.
Раз, два, три, повернитесь
И в ребят превратитесь! (Дети выполняют.)
Рефлексия «Корабль»
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось наше путешествие на Остров сокровищ, прикрепите к кораблику флажок красного цвета, если было не очень интересно – жёлтый флажок, если совсем не понравилось – зелёный. (Дети прикрепляют флажки на изображение корабля, выполненное на занятии).