Самоподготовка во II классе «Если с другом вышел в путь…»  

- 10:23Методичка, Начальная школа. Группа продленного дня

 

Татьяна ПЕТРОВСКАЯ,
воспитатель группы продленного дня
ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря»,
Гомельская область

tanya.chetverikova.77@yandex.ru

 

Цель: создание условий для развития навыков самостоятельной деятельности, поисковой активности, умения контролировать время при выполнении домашнего задания.

Задачи:

– расширять, углублять учебный материал, проработанный в классе;
– тренировать учащихся в применении полученных знаний на практике;
– формировать умения и навыки самостоятельного выполнения задания;
– воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия.

Подготовительная работа: подготовка рабочего места, проветривание класса, влажная уборка.

Оборудование: памятки: «Как выполнять домашнее задание», «Чем согласные звуки отличаются от гласных?», «Алгоритм выполнения задания по русскому языку», «5 “П” Работа с текстом», «Алгоритм решения задач»; сигнальные карточки, дидактическая игра «Поезд дружбы», эмблемы «Консультант», папка «Учись учиться!», тетрадь «Весёлая продлёнка» (занимательный материал), карточки «Остановка поезда».

 

Ход самоподготовки

1 Организационный момент. Создание эмоционального настроя

Пробудилось утро.
Здравствуй, день!
Здравствуй, класс уютный!
Улыбнитесь, я прошу вас, веселей.
От улыбки все становятся добрей.

– Ребята, тема нашей недели «Если с другом вышел в путь…». Поэтому сегодня на самоподготовке мы не только будем продолжать развивать навыки самостоятельной работы в подготовке домашнего задания, добиваться красивого грамотного письма, умения контролировать время, но и выполнять работу дружно, помогая друг другу, как это делают настоящие друзья.

Расслабьтесь, сядьте, как вам удобно и послушайте, о чём я вам сейчас расскажу.

 

Тренинг «Улыбка» (под спокойную музыку)

– Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Ведь улыбка – это залог хорошего настроения и успешной работы. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Постарайтесь ежедневно говорить добрые слова. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

Давайте улыбнёмся друг другу и скажем добрые слова, ведь от того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.

Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите.

 

Дети работают в парах.

 

– Пусть эти слова, сказанные искренне, от всего сердца, помогут вам в работе на самоподготовке и приведут к успеху. Я говорю вам, друзья: «Доброго пути в страну знаний!».

Вам желаю доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, «добрый путь»
Тоже к доброму чему-нибудь.

– Вы обязательно порадуете меня и родителей своими успехами на самоподготовке 

Вы радуете нас своими успехами
на самоподготовке!

– Девиз нашей самоподготовки спрятался в слове «ДРУГ». Нужно подобрать слова на каждую букву, и вы узнаете советы по выполнению домашнего задания.

Дети (хором читают на доске):

Думай! Доказывай! Дружи!
Рассуждай! Рассказывай!
Узнавай! Успевай! Учись!
Говори!

– В страну Знаний мы отправимся на поезде дружбы, каждый вагон которого имеет своё название: «Знания», «Внимание», «Старание», «Прилежание», «Аккуратность», «Взаимовыручка». Поезд привезёт нас к конечной станции «Успех».

– Вспомним памятку «Как выполнять домашнее задание».

 

2 Выполнение задания по русскому языку. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний, введение в предмет

– Первая остановка в стране Знаний – «Русский язык». На ней вы должны выполнить задание по русскому языку: выучить правило «Согласные звуки. Обозначение согласных звуков на письме буквами» и применить это правило в домашнем упражнении.

– Прочитайте и выучите правило в учебнике. (Чтение и заучивание правила на с. 32.)

– Чем отличаются согласные звуки от гласных звуков? (Опора на доске):

Памятка
«Чем согласные звуки отличаются от гласных?»

1. Согласные произносятся с шумом.
2. При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.
3. Согласный звук нельзя пропеть.
4. Согласный звук может быть твёрдым или мягким.
5. Согласные звуки не образуют слог.

– Согласные звуки на письме обозначаются 21 буквой.

21 буква для обозначения согласных звуков
б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

– Перед тем, как выполнить упражнение, поиграем в игру «Какое слово потерялось?»

На доске написана пословица:

Без … в жизни туго.

Какого слова не хватает в этой пословице? (Друга.) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Без друга в жизни плохо, тяжело.)
– В слове «друга» назовите буквы, которые обозначают согласные звуки.
– Какое упражнение задано на дом? (Упражнение 56, с. 38, русский язык II класс, I часть).

Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Дружба заботой крепка.
Легче друга потерять, чем найти.

– Прочитайте его условие про себя. (Читают условие: прочитайте пословицы. Спишите. Подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки.)

– А сейчас выполняем упражнение. Напоминаю, что все задания нужно выполнять правильно, аккуратно, самостоятельно (Памятка).

Выполняй домашние задания правильно, аккуратно, самостоятельно!

– Помним об отведённом времени на выполнение домашнего задания по русскому языку. Это 15 минут. Экономно используйте время и постарайтесь всё успеть. У всех на партах есть карточки маршрута. После выполнения задания, нужно оценить себя по памятке и повторить правило. Желаю успехов. У вас всё обязательно получится! Машинист даст гудок – сигнал окончания работы. (На доске памятка.)

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

 

3 Самостоятельная работа учащихся

1) Самоконтроль по памятке «Алгоритм выполнения заданий по русскому языку».

2) Использование сигнальных карточек: зелёный и красный цвета (если ребёнок испытывает затруднения либо выполнил задание).
3) Контроль со стороны воспитателя.
4) Индивидуальная работа с учащимися, которые нуждаются в помощи.

 

4 Самопроверка. Взаимопроверка

1) Использование опор.
2) Сверка с образцом на доске (на обратной стороне доски рубрика «Проверь себя).
3) Исправление недочётов, ошибок в работе (работа в парах).
4) Подключение к работе консультантов (первые учащиеся, правильно выполнившие задание).
5) Повторение правила.
6) Самооценка по памятке «Оцени свою работу» (№ 3):

 

5 Проверка работы воспитателем (варианты на выбор воспитателя):

– Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный учащийся);
– выборочная проверка тетрадей (учащиеся, испытывающие трудности);
– проверка и оценочное суждение работ каждого учащегося.

– Ребята, вы очень постарались и хорошо справились с заданием. А сейчас давайте отдохнём и наберёмся сил до следующей остановки.

 

6 Физкультминутка. (Подвижная под песню «Если с другом вышел в путь». Музыка В.Шаинского, стихи М.Танича.)

 

7 Выполнение задания по математике. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний, введение в предмет

– Наш поезд приехал на станцию «Математика». Здесь нужно решить задачу. На уроке вы решали задачи этого вида. Постарайтесь вспомнить, как выполнять такие задания. Просмотрите классную работу – это будет напоминанием для вас и облегчит выполнение работы.

– Прежде, чем решить задачу, нужно помочь зверушкам помириться. Они не могут решить, кому с кем сесть в вагон поезда и рассорились. Давайте решим примеры и подружим лесных жителей.

 

Дидактическая игра «Поезд дружбы»

Цель: закрепление вычислительных навыков сложения однозначных чисел с переходом через десяток «9 + 6», умение соотносить пример с ответом.

Оборудование: на доске изображаются вагоны поезда, у каждого вагона свой номер (это ответ примера): 11, 12, 13, 14, 15; картинки животных и карточки с примерами (по два примера с одинаковыми ответами):

9 + 2, 6 + 5;   7 + 5, 6 + 6;   8 + 5, 9 + 4;   7 + 7, 9+5;   9 + 6, 7 + 8.

Ход игры:

– Нужно решить примеры. Тогда мы узнаем, в каком вагоне каждый займёт своё место и найдёт себе друга.

Даже если мы расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!

– Все заняли свои места в вагонах, а чтобы поезд отправился в путь, нужно решить задачу. Найдите в учебнике номер, который был задан на дом. (Решить задачу № 2 на с. 45, математика II класс, I часть.)

– На выполнение задания по математике вам отводится 20 минут. Гудок поезда будет означать завершение работы.

– Старайтесь выполнить задание не только правильно, но и аккуратно. Пользуйтесь памяткой по решению задач.

 

8 Самостоятельная работа учащихся (См. пункт 3)

9 Самопроверка. Взаимопроверка (См. пункт 4)

10 Проверка работы воспитателем (См. пункт 5)

11 Оздоровительная минутка (спокойная)

– Вы отлично постарались и выполнили домашнее задание по математике. Сейчас немного отдохнём, выполним упражнение «Гора».

 

Релаксационное упражнение «Гора»

Цель: снять напряжение, зрительное утомление, нервную возбудимость.

– Руки опустите вниз. Выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело, как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» – и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» – и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь мне. Молодцы!

 

12 Устные предметы. Постановка учебной задачи

– Мы подъехали к остановке «Литературная». Здесь нужно выполнить задание по чтению. Посмотрите, что было задано на дом. (Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». Литературное чтение II класс, I часть, с. 34–39.) (По каждому предмету задания написаны на доске.)

– Кажется, это просто – дружить. Но иногда возникают сложные ситуации. Люди ссорятся и мирятся, порой не знают, как поступить, чтобы не обидеть друг друга. Умейте прощать друг друга. Избегайте ссор. А если вдруг произошла какая-то ссора, надо быстро помириться. Для этого есть специальные стишки-мирилочки. Возьмитесь мизинчиками, трясите и приговаривайте:

Давай с тобой мириться
И всегда делиться.
Ведь с тобою мы друзья,
По-другому нам нельзя! (Дети говорят хором.)

– Вспомните о чём сказка «Два жадных медвежонка» и кто её главные герои (Ответы.) В сказке медвежата не сумели договориться и разделить сыр, что в итоге из этого вышло? (Высказывания детей.)

– После самостоятельного чтения сказки работаем в парах по памятке «5 “П”».

1) Самостоятельное чтение.
2) Работа с текстом в парах по памятке «5 “П” Работа с текстом».

 

13 Итоги самоподготовки

1) Общая оценка работы группы.

2) Рефлексия

– Вот и закончилось наше путешествие по стране Знаний. Мы оказались на последней станции «Успех». Давайте подведём итог работы на самоподготовке (Работа по памятке):

Сегодня на самоподготовке:

доволен
не совсем доволен
не доволен, потому что…
своим друзьям я всегда …

– «Остановка поезда» (у каждого учащегося – карточки)

В стране Знаний мы побывали,
Там задания дружно выполняли.

Оцените свою работу на самоподготовке, заполнив карточки «Остановка поезда»: отлично! (+); хорошо. (+ –); буду стараться! ( – ) и нарисуйте, с каким настроением вы выполняли домашнее задание ( J, L. )

В стране Знаний мы побывали,
Там задания дружно выполняли

Остановка

Оценка

Настроение

№ 1 «Русский язык»

 

 

№ 2 «Математика»

 

№ 3 «Литературная»

 

– Организация выставки работ учащихся (рубрика «Ты – суперзвезда!»).
– Вручение медалей «За отличную работу!»
– Похвала, поддержка слабоуспевающего учащегося.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любые трудности – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

– На этом самоподготовка закончена. Желаю успехов в учёбе и надёжных друзей!

Звучит песня «У друзей нет выходных» (сл. и муз. Любаши).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий