Сценарий занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для формирования представлений о семье и о домашних обязанностях.
Анжела ДРОЗДОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 5 г.п. Корма»,
Гомельская область
Программные задачи:
– формировать у воспитанников представления о циклах развития человека; о семье, о домашних обязанностях всех домочадцев;
– развивать умение составлять короткие описательные рассказы, о своей семье, используя фотографии членов семьи, развитие внимания памяти, мышления;
– воспитывать уважение и преданности по отношению к своей семье.
Материал и оборудование: плоскостные герои мультфильма «Барбоскины», картинки по теме «Семья», предметы для игры «Кому что необходимо», карточки «Цикл развития человека», конверты.
Предварительная работа: проведение беседы о семье, рассматривание родословных древ семей воспитанников. Дидактическая игра «Я и моя семья».
Методы и приёмы: информационно-рецептивные (беседа, вопросы, объяснение); репродуктивные (показ, прием повтора); игровые (сюрпризные момент, игровая ситуация).
Развивающие образовательные методики и технологии: использование техник визуализации (кластер, таймлайн).
Ход занятия
Вводная часть
Игра «Приветствие»
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и поделимся нашим хорошим настроением.
Собрались все дети в круг (встают в круг).
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются).
Сюрпризный момент «Голосовое сообщение от Малыша»
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Воспитатель: Ребята, мне на телефон пришло голосовое сообщение от Малыша. Вы хотите его послушать?
(Звучит запись.)
Дорогие ребята, к нам в мультфильм забрался злой волшебник и заколдовал всю мою семью: Лизу, Маму, Папу, Дедушку, Гену и Розу. А я спрятался от него. А теперь, чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Я сам не справлюсь, прошу вас о помощи.
Воспитатель: Ребята, Малыш сможет жить без семьи? А у вас есть семья? Из кого состоит семья? Будем помогать Малышу?
Основная часть
Воспитатель: А вот и первый конверт с заданием, чтобы освободить Гену, нужно выполнить задание.
Дидактическая игра «Семья» (техника визуализации: кластер)
Цель: уточнение представлений воспитанников о семье, об ассоциациях со словом семья.
Воспитатель: На мольберте – картинка семьи, на столе лежат карточки (дети, улыбка, солнце, тучка, дом и др.) Вам необходимо выбрать те изображения, которые, по вашему мнению, подходят к слову «семья», и приклеить их под стрелкой.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и освободили Гену (из конверта достаю картинку собачки Гены) теперь нужно отыскать у нас в группе конверт с цифрой 2.
Дидактическая игра «Как мы растем?»
Цель: формирование представлений воспитанников о циклах развития человека.
Воспитатель: Чтобы выполнить второе задание и расколдовать Розочку, поиграем в игру «Как мы растем?». Вам нужно разделиться на две команды. На столах лежат карточки, одной команде нужно разложить по порядку развитие от младенца до дедушки, а второй – от младенца до бабушки. Готовы? Приступаем.
Воспитатель: С эти заданием вы справились и расколдовали Розочку. Молодцы. Ищем конверт с цифрой 3.
Дидактическая игра «Кому что необходимо»
Цель: закрепление представлений о домашних обязанностях всех домочадцев, развитие умения соотносить предмет с членом семьи.
Воспитатель: Ребята, наша следующая игра называется «Кому что необходимо». В коробке находятся разные предметы, на столе разложены картинки с изображением папы, мамы, дедушки, бабушки, брата и сестры. Вам нужно разложить предметы около картинок и объяснить кому, что необходимо и для чего (мама – бигуди (мама завивает волосы, чтобы быть красивой) и т.д.) Выполнив это задание, мы расколдуем Лизу. Приступаем.
Воспитатель: Умницы! И с этим заданием вы справились. А сейчас немножко отдохнем и поиграем в подвижную игру «Смайлики».
Подвижная игра «Смайлики»
Цель: обеспечение смены видов деятельности и оптимального двигательного режима, развитие внимания памяти, мышления.
Воспитатель: Я вам раздам по два смайлика: грустный и веселый. Я буду называть ситуации, которые происходят в семье, а вы, если ситуация хорошая, поднимаете смайлик с улыбкой вверх и прыгаете, а если ситуация плохая, то приседаете и поднимаете грустный смайлик вверх. Всем понятно?
Вы помогли маме помыть посуду.
Убрали за собой игрушки.
Подрались с младшим братом.
Поздравили дедушку с праздником.
Разбили мамину любимую вазу.
На прогулке испачкали куртку.
Помогали папе чинить машину.
С бабушкой пекли пирожки и т. д.
Воспитатель: Мы с вами и поиграли, и расколдовали Папу. Последнее задание в конверте под номером 5, самое сложное. Присаживаемся на стулья.
Дидактическая игра «Расскажи о своей семье» (с опорой на фото)
Цель: развитие умения составлять короткие описательные рассказы о своей семье, используя фотографии членов семьи, воспитание уважения и преданности по отношению к своей семье.
Воспитатель: Ребята, чтобы расколдовать Маму Малыша, вам нужно рассказать про свою семью всем ребятам. Кто первый? (Дети рассказывают про свою семью)
Воспитатель: У нас получилось освободить почти всю семью Малыша, но кого-то не хватает. Дружка? Чтобы его спасти, мы поиграем в игру «Букет хороших поступков».
Дидактическая игра «Букет хороших поступков»
Цель: обогащение представлений о социально одобрительном поведении в семье, развитие инициативы к выполнению добрых дел.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь нарисованы стебельки цветов, а самих цветочков нет. Давайте мы с вами соберем красивый букет. Для этого необходимо придумать хорошее дело, поступок, который вы сможете сделать, кода придете домой. Расскажите всем ребятам о нем и приклейте цветочек.
Воспитатель: Какой красивый букет у нас получился. Молодцы! Мы расколдовали Дружка.
Заключительная часть
Подведение итога занятия
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Воспитатель: Малыш вам очень благодарен, ребята, за то, что вы спасли его семью.
А расскажите мне, какое задание для вас было самым сложным?
Что понравилось?
Что нового вы узнали?
В какую игру вы хотели бы поиграть еще раз?
Воспитатель: Занятие наше подошло к концу, давайте попрощаемся с семьей Барбоскиных и с нашими гостями.