В материале представлены примеры логоритмических упражнений, которые можно использовать на занятии музыкой.
Анастасия ЛЕБЕДЕВА,
музыкальный руководитель
ГУО «Санаторный ясли-сад № 2 г. Лиды
для детей, больных туберкулёзом»,
Гродненская область
В нашем детском саду на музыкальных занятиях широко используются логоритмические игры с музыкальными инструментами. Упражнения и игры основаны на сочетании музыки, слов и движений. С помощью этих игр решаются коррекционные, образовательные и оздоровительные задачи. Логоритмические игры тесным образом связаны с игротерапией, психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом.
Воспитанникам очень нравится играть на шумовых инструментах. Это способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формирует усидчивость и умение концентрировать внимание.
С помощью музыкальных инструментов развивается мышечная сила пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук, что благотворно для овладения навыками письма.
В логоритмике на занятиях постоянно используем игру на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам в нашем учреждении образования отводится особая роль, так как они вовлекают воспитанников в сферу музыки, помогают развивать их творческие способности. Воспитанники с большой охотой и удовольствием исполняют логоритмические упражнения.
«Лесной оркестр»
Серый зайка музыкант,
Он играет в барабан.
Бум-бум, бум-бум, бум-бум, бум-бум!
(Ребенок-зайка играет ритмично на барабане, остальные дети повторяют за ним).
Тут лисичка к нам пришла,
Колокольчики взяла.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон, динь-дон!
(Ребенок-лисичка играет на колокольчиках, остальные дети повторяют за ней).
Мишка ложками стучит,
Всех зверей он веселит:
Тук- тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук!
(Ребёнок-мишка играет на ложках, остальные дети повторяют за ним)
Эй, лесные музыканты!
Все отличные таланты!
Не сидите, не скучайте,
Вместе дружно заиграйте!
(Все дети играют на музыкальных инструментах одновременно).
«Весёлые музыканты»
Мы пришли и встали
На барабане заиграли.
Бум-бум-бум-бум.
(Имитируют игру на барабане.)
Мы пришли и встали
На ложках заиграли.
Трам-трам-трам-трам.
(Имитируют игру на ложках).
Мы пришли и встали
На колокольчиках заиграли.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
(Имитируют игру на колокольчиках.)
Игра с бубном «Постучи – позвени»
Педагог проговаривает:
Бубен в руки ты возьми,
Громко, громко постучи (чередуем с «позвени»)
Поиграй, поиграй,
Бубен другу передай! (Ребёнок стучит или звенит бубном, в соответствии со словами педагога)
Игра «Поиграй-ка»
Оборудование: бубен, ложки, трещотка, колокольчики.
Педагог вместе с детьми проговаривает:
Постучи, (имя ребенка), в бубен –
Мы в ладоши хлопать будем.
Постучи, веселей,
Посильнее в бубен бей. (Вместо бубна название другого инструмента)
Ай, да (имя ребенка)! Как играет.
Как по бубну ударяет!
Поиграл – вот и все,
Бубен (имя ребенка) отнесем.