Пятишаговый метод чтения требует тщательной проработки содержания текста. В результате прочитанное лучше усваивается и поэтому остается в памяти дольше, чем в случае обычного чтения. Особенно, если речь идет о текстах, важных для подготовки к экзаменам, конкурсам или олимпиадам.
Ирина ВАЖОВА,
учитель немецкого языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря»,
Гомельская область
irinavazhova1971@gmail.com
Согласно международной программе PISA, грамотность чтения – это «способность понимать, использовать и размышлять над письменными текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала и активного участия в жизни общества».
Уроки немецкого языка способствуют тому, что учащиеся приобретают навыки, которые служат для понимания текстов в самых различных формах. На уроках немецкого языка дети работают с различными текстами и средствами массовой информации. В целях создания условий для понимания текстов, я использую на своих уроках пятишаговый метод чтения.
Метод основан на предположении, что самостоятельное и целенаправленное получение информации является основным требованием для успешного обучения. С помощью пятишагового метода чтения учащиеся учатся работать с текстами таким образом, чтобы они могли лучше понимать и запоминать содержание.
Метод состоит из пяти шагов, которые дополняют друг друга, и подходит для использования на разных этапах в средней общеобразовательной школе.
Шаг 1. Беглый просмотр текста.
Шаг 2. Задавайте вопросы к содержанию текста.
Шаг 3. Осмысленное чтение.
Шаг 4. Подведение итогов.
Шаг 5. Повторение, выводы.
Пятишаговый метод чтения является вспомогательным инструментом для учащихся средних школ. С его помощью они должны лучше понять прочитанное путем сосредоточенного и систематического изучения текста. Он помогает учащимся самостоятельно редактировать тексты и облегчает понимание и запоминание содержания. На этой основе возможна дальнейшая работа с текстом – например, анализ, оценка, критика или пересказ.
Кроме того, метод используется для понимания содержания текста и сохранения его в памяти. Пять шагов метода основаны друг на друге. Сначала они отрабатываются индивидуально. Учитель выбирает текст (желательно нехудожественный) и объясняет ученикам пять последовательных этапов метода. Вначале каждый шаг выполняется отдельно и отрабатывается с текстом упражнения. После тщательной отработки таким образом первого текста процедура отрабатывается далее еще на нескольких текстах.
Шаг 1. Беглый просмотр текста
Этот шаг предназначен для получения приблизительного обзора текста. На первом этапе текст сначала читается и просматривается, чтобы получить первое впечатление или обзор. Заголовки, возможные подзаголовки, таблицы, списки, иллюстрации или даже выделенные слова часто дают первое представление о теме текста. Также можно узнать, на что направлено написанное и какие моменты автор затронул меньше всего.
Шаг 2. Задавайте вопросы к содержанию текста
Учащиеся задают вопросы, о чем текст. Прежде всего, важно спросить себя, какую информацию вы на самом деле хотите узнать о тексте. Часто задаваемые вопросы, которые могут в этом помочь:
– Каков тип текста?
– Какова его основная тема?
– Кто написал текст?
– Когда был написан текст?
– Каков был замысел автора?/Зачем был написан этот текст?
– Какие персонажи/люди играют важную роль?
– Где происходит действие?
– Что произошло или происходит в тексте?
На первых порах эти вопросы лучше зафиксировать письменно, позже будет достаточно устного обсуждения.
Шаг 3. Осмысленное чтение
На третьем этапе текст внимательно читается. Используются вспомогательные методы, такие как подчеркивание разными цветами или выписывание неизвестных слов. Следует помнить вопросы, разработанные на этапе 2.
Шаг 4. Подведение итогов
Четвертый шаг посвящен обобщению информации. Здесь должны быть даны ответы на все вопросы, которые были сформулированы во втором шаге. Кроме того, желательно разделить текст на смысловые части, снабдить их подзаголовками. В результате пересказ содержания будет следовать логической структуре.
Шаг 5. Повторение, выводы
Последним шагом будет подготовка и запись основных утверждений текста своими словами. Затем необходимо прочитать свое резюме и решить для себя, являются ли ответы на вопросы, заданные на шаге 2, исчерпывающими. При необходимости также могут быть внесены небольшие изменения. Это также этап пересказа текста своими словами с опорой на вопросы и основные тезисы.
Эффективность этого метода можно повысить за счет групповой работы. При этом группы могут быть сформированы на промежуточных шагах. Например, на втором этапе один член группы задает вопросы, а остальные пытаются на них ответить. Или один участник читает предложение из конспекта, остальные дополняют его своими деталями. Нельзя недооценивать эффективность этой групповой работы, поскольку, по мнению некоторых ученых, хорошее понимание текста часто обусловлено пояснениями, данными собеседнику.
Преимущества пятишагового метода чтения
Пятишаговый метод чтения требует тщательной проработки содержания текста. В результате прочитанное лучше усваивается и поэтому остается в памяти дольше, чем в случае обычного чтения. Особенно, если речь идет о текстах, важных для подготовки к экзаменам, конкурсам или олимпиадам.
Недостатки пятишагового метода чтения
Пятишаговый метод чтения – сложный процесс, обычно требующий много времени, особенно при чтении длинных текстов. Поэтому может случиться так, что при подведении итогов отдельным шагам не уделяется должного внимания.