В материале автор делится опытом использования песка в коррекционных занятиях.
Светлана ГИЛЬ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Игра с песком – это не просто игра. Это и замечательная возможность помочь ребёнку. Игра с песком в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития позволяет стимулировать познавательную активность ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки, мелкую моторику, речь, эмоциональный фон. Взаимодействуя с песком, ребёнок проявляет творчество.
Работая много лет с «особенными» детьми, считаю, что одним из эффективных методов является применение игр с песком на коррекционных занятиях. На занятиях использую кинетический песок и сыпучий (сухой) песок.
В первую очередь, игра с песком – диагностична для учителя-дефектолога. Наблюдая за игрой, я узнаю о способностях и возможностях каждого учащегося, о слабых и сильных сторонах, о том, что его интересует и что ему не интересно совсем. Наблюдение за игрой раскрывает способности каждого учащегося, уровень их самостоятельности, отношения друг с другом, умения оказывать помощь, работать совместно.
Чаще всего дети с удовольствием играют с песком. Однако не все учащиеся воспринимают этот материал – может быть резкое неприятие. Если у ребёнка имеются нарушения аутистического спектра, учителю необходимо очень внимательно отнестись к подготовке и организации таких занятий. Надо уточнить у родителей, каково отношение их ребёнка к песку. Если с песком ребёнок «не дружит», то приучаем к работе постепенно. Сначала учащийся пальцем педагога выполняет на песке задания. Затем учитель самым кончиком пальца ребёнка проводит линии по песку. Потом они действуют вместе рядом.
Особенно интересно и увлекательно проходят занятия с использованием кинетического песка. Кинетический песок – материал для лепки. Этот чудесный материал позволяет ребёнку создавать удивительные предметы, простые архитектурные объекты и, конечно же, визуализировать, сделать объёмными, а, значит, более осязаемыми и понятными буквы, цифры и геометрические фигуры.
Например, в процессе игры «Буквы и слова» учащиеся закрепляют название букв. Эти прекрасные, самостоятельно вылепленные буквы можно украсить блестящими бусинками, пуговичками, ракушками и т.д. С помощью кинетического песка (игра «Следы») закрепляем слоговую структуру слова, его звуковой состав: на песке можно оставлять следы пальчиками, кулачками (визуализируем слово, не используя букв). При этом проговариваем слова. Затем, видя отпечатки, учащиеся легко воспроизводят слова по слогам, производят звуковой анализ.
Игра «Лепим домик из фигур» помогает вспомнить и закрепить названия геометрических фигур, придумать необычную постройку, постараться объяснить, почему круглая крыша – это здорово!
Цвет, форму, величину закрепляем в игре «Фигурки из песка». В этой игре стимулируются не только возможности воссоздавать реальные объекты, но и проявить фантазию. Например, слепить животное из двух шариков и пяти треугольников. А когда изготовлено несколько игрушек из песка, можно проиграть их историю, сочинить маленькую сказку.
Увлекательные игры с сыпучим песком помогают создавать ситуацию успеха, ведь в любой момент, на любом этапе можно исправить то, что не совсем получилось.
Игра «Песочные буквы и слова» обеспечивает процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте. Рисуем заданную букву, цифру, геометрическую фигуру на песке пальцем, стекой, карандашом. Учащийся её называет, обводит. А можно нарисовать часть заданного, и пускай другие ребята догадаются, что было задумано и дорисуют.
Игры «Узоры на песке», «Песочные прятки» развивают умение ориентироваться на плоскости, помогают закрепить понятия пространства, развивают разговорную речь. Учащиеся ищут спрятанную игрушку в песке, называют её место, где она была спрятана: вверху, внизу, справа, посередине и т.д.
Развить творчество и фантазию, раскрыть потенциальные возможности, узнать о многообразии окружающего мира помогает игра «Создаём свой мир». Учащиеся самостоятельно придумывают, проектируют сюжет своей игры с помощью миниатюрных игрушек (например, Бонстиков или игрушек из киндер-сюрпризов).
Обязательно проигрываем, реально «проживаем» всевозможные ситуации вместе с героями сказочных игр, где осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Социальные истории, предлагаемые в играх, помогают детям лучше адаптироваться в сообществе школы. Ребёнок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает её на песке с помощью миниатюрных фигурок. Таким образом, он убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Итак, игры с песком на коррекционных занятиях не только развивают, коррегируют и обучают, но и приносят истинное удовольствие, создают позитивное настроение, положительное отношение к занятиям, формируют дружеские отношения в детском коллективе. Учащиеся вместе рисуют, лепят, строят, ищут спрятанные в песке игрушки. А затем с удовольствием демонстрируют свои работы, радуются успеху. При работе с песком не может быть неудач.
Чтобы такие занятия проходили интересно эффективно, всегда стараюсь создавать естественную стимулирующую среду, в которой учащийся чувствует себя комфортно и защищённо, имеет возможность проявлять творческую активность. Для этого необходимо соблюдать ряд условий:
– подбор заданий, соответствующих возможностям;
– учёт интересов ребёнка; понятная и доступная к пониманию инструкция;
– исключение негативной оценки его действий, идей, результатов, поощрение фантазии и творческого подхода.
Песок и творческий подход учителя-дефектолога могут сделать каждое коррекционное занятие с любой категорией детей с особенностями психофизического развития увлекательным и максимально эффективным.