Сценарий занятия по образовательной области «Ребенок и природа» для дошкольников 2-3 лет
Олеся БЕШТА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Специальный ясли-сад № 30 г. Мозыря»,
Гомельская область
Программные задачи:
– формировать умение узнавать и называть домашних животных на картинках и в игрушках: собака, лошадь, корова, коза; выделять и называть отдельные признаки животных (издаваемые звуки, характерные движения) и яркие, характерные особенности внешнего вида животных (у коровы, козы – рога, у лошади – грива и др.);
– развивать умение различать предметы по цвету, по форме, по величине, используя словесное указание; использовать способы практических и обследовательских действий с доступными предметами ближайшего окружения (перемещать, рассматривать, ощупывать, сравнивать);
– воспитывать эмоционально положительную отзывчивость на общение с домашними животными, вызвать желание ухаживать за ними.
Материал и оборудование: силуэтные картинки следов животных; игрушки – корова, лошадь, коза, собака; «Коробка ощущений»; модель фермы; кормушки для животных; сено (трава); листья капусты; миска с крупой; ложки по количеству детей; разноцветные прищепки (красные, синие, зеленые, желтые) по две на каждого цвета; цветные силуэтные картинки коз с колокольчиками разного цвета на шее (синий, красный, зеленый, желтый); картинка-фон с изображением будок разных цветов (синяя, красная, желтая, зеленая) и треугольные крыши для будок соответствующих цветов; «косточки» из пластилина – большие и маленькие; две тарелочки – большая и маленькая.
Предварительная работа: повторение названий цветов (красный, синий, желтый, зеленый), разгадывание загадок о домашних животных, рассматривание картинок с изображением домашних животных, сюжетная игра «Кто живет на ферме», игры с прищепками.
Методы и приёмы: игровой (сюрпризный момент, словесная и подвижная игра, дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (модель фермы, рассматривание игрушек животных); практический (кормление животных); словесный (беседа, объяснение, вопросы, пояснения).
Тип занятия: комбинированный (смешанный).
Ход занятия
1 Вводный (организационный) этап
Игра «Приветствие» (фронтальная форма)
Цель: создание комфортной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся необычным способом – скажем нашим ручкам:
«Доброе утро, ручки! Вы проснулись?» (поглаживать).
«Доброе утро, глазки! Вы проснулись?»
«Доброе утро, ножки! Вы проснулись?»
Мы проснулись, улыбнулись,К солнышку потянулись!
Воспитатель: Ребята! Посмотрите на пол. Что вы видите? (Следы)
Воспитатель: Правильно, это следы. Интересно, кто мог их оставить?
Упражнение «Пройди по следам» (фронтальная форма)
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем по следам, и узнаем, чьи это следы и куда они ведут? (Воспитатель предлагает пройти по следам, наступая на каждый след).
2 Основной этап
Дидактическая игра «Кто живет на ферме?» (фронтальная форма, индивидуальная)
Цель: формировать представления детей о домашних животных, обогатить словарь по теме, упражнять в звукоподражании, развивать мышление, речь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, следы привели нас на ферму. Значит, это были следы животных, которые здесь живут. Но где же они?
Сюрпризный момент «Чудесная коробочка» (фронтальная форма, индивидуальная)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Воспитатель: Ой, посмотрите, рядом стоит какая-то чудесная коробочка. Может, животные спрятались в ней? Проверим? (Да) Я предлагаю вам поочередно опустить в нее руки и достать один предмет. (Дети опускают руки в «Коробку ощущений» и по очереди достают игрушки домашних животных, называют их).
Первый ребенок достает из коробки игрушку коровы.
Воспитатель: Кто это? (Корова)
Воспитатель:
У коровы есть рога и копыта на ногах.
Травушку она жует, деткам молочко дает.
Дети рассматривают корову, показывают рога, копыта, вымя.
Воспитатель: А как говорит корова? («Му-у-у») Правильно, корова говорит: «Му-у-у».
Упражнение «Накорми корову сеном» (фронтальная форма, индивидуальная)
Воспитатель: Корова любит кушать траву и сено. Давайте угостим ее вкусным сеном. (Дети ставят корову на ферму около кормушки и кладут ей в кормушку по очереди сено).
Воспитатель: Молодцы, ребята, корове очень нравится наше угощение, и она говорит нам спасибо! Давайте посмотрим, кто еще от нас спрятался в коробке.
Второй ребенок достает лошадку.
Воспитатель: Кто это? (Лошадка)
Воспитатель:
У лошадки длинногривой нрав веселый и игривый.
Съест овёс она сейчас, да и покатает нас.
Дети рассматриваю лошадку, называют и показывают ее отличительные особенности: гриву, копыта.
Воспитатель: А как говорит лошадка? (И-го-го) Правильно, лошадка говорит «И-го-го».
Подвижная игра «Лошадки» (фронтальная форма)
Цель: обогащать двигательный опыт детей, развивать умение выделять отдельные признаки лошади (скачет, ржет)
Воспитатель: Лошадь умеет быстро скакать и громко ржать: и-го-го. Давайте и мы с вами превратимся в лошадок. (Дети скачут как лошадки и произносят «и-го-го»)
Упражнение «Покорми лошадку» (фронтальная форма, индивидуальная)
Воспитатель: Здорово мы поиграли с лошадкой. Давайте угостим ее за это вкусным овсом. (Дети ставят лошадку на ферму около кормушки и ложечкой поочередно насыпают овес ей в кормушку)
Воспитатель: Молодцы. Смотрите, у нас на ферме стоит еще одна пустая кормушка. Значит, кто-то еще в коробке прячется.
Следующей из мешочка ребенок достает козу.
Воспитатель: А это кто? (Коза)
Воспитатель:
Козочке прыгучей, озорной, бодучей
Нравится украдкой есть капусту с грядки.
Дети рассматривают козу, показывают рога, копыта, вымя.
Воспитатель: А как говорит козочка? (Ме-е-е) Правильно, козочка говорит «ме-е-е». И она тоже хочет с нами поиграть.
Игра с прищепками «Разноцветные рожки» (фронтальная форма, индивидуальная)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, умение различать предметы по цвету.
Воспитатель: Посмотрите, как много здесь козочек. Возьмите себе одну. Какого цвета у вашей козочки колокольчик, такого же цвета сделайте ей рожки из прищепок.
Упражнение «Покорми козочку» (фронтальная форма, индивидуальная)
Воспитатель: Молодцы, какие красивые козочки. Ребята, козочки очень любят кушать капусту. Давайте их угостим. (Дети ставят козочку около кормушки и угощают её капустой).
Воспитатель: Кто-то еще остался в нашей чудесной коробочке.
Дети достают последнюю игрушку – собачку.
Воспитатель: Кто это? (Собачка)
Косточки собака гложет, злых людей кусает тоже –
Чтобы не забрался вор, сторожит и дом и двор.
Дети рассматривают собаку.
Воспитатель: Как говорит собачка? (Гав-гав) Правильно, она говорит: «гав-гав». Собачка говорит нам, что у неё приключилась беда – сломался её домик – будка. Давайте поможем собачке.
Дидактическая игра «Будки для собак» (фронтальная форма, индивидуальная)
Цель: формировать умение зрительно различать геометрические фигуры по цвету, собирать целое из частей.
Воспитатель: Подберите подходящие по цвету крыши собачьим будкам. (Дети берут по одной крыше – треугольнику и прикладывают к будке – квадрату такого же цвета)
Дидактическая игра «Разложи косточки» (фронтальная форма)
Цель: формировать умение зрительно различать предметы по величине – большие и маленькие.
Воспитатель: Молодцы. Теперь у собачки не один, а много домиков. Давайте угостим собачку косточками. Только нам нужно разложить их на тарелочки:
большие косточки – на большую тарелку, а маленькие – на маленькую.
Воспитатель: Все у вас получилось, молодцы. Давайте собачку отправим в её будку. Она будет охранять нашу ферму.
3 Окончание занятия
Рефлексия: подведение итогов.
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте еще раз посмотрим и вспомним, какие животные живут на ферме? И как они говорят?
Воспитатель: Вам понравилось играть с животными?
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, и поэтому для вас в чудесной коробочке тоже есть подарочки. Давайте посмотрим, что же это? (Веселые смайлики)