Правописание букв з и с на конце приставок. Урок-экскурсия «В Музее русского языка» в 5-м классе
Жанна МУЗЫЧКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область
Цель: ознакомление учащихся с особенностями фонетических написаний приставок, оканчивающихся на з, с.
Задачи:
– познакомить учащихся с особенностями фонетических написаний;
– формировать навык правописания з и с на конце приставок;
– способствовать совершенствованию правописных и аналитических умений и навыков, орфографической зоркости учащихся, а также умению образовывать слова с этой орфограммой и употреблять их в речи;
– создать условия для формирования эстетической культуры школьников, развития самостоятельности мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия «В Музее русского языка»
Правописание букв з и с на конце приставок. Урок-экскурсия в 5-м классе. Презентация
Ход урока
I Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наш урок пройдёт в музее. Вы знаете, зачем ходят в музей?
Чтобы узнать что-то новое, совершенно верно. Это необычный музей – Музей русского языка, посетителей которого ждут удивительные сюрпризы. Кто из вас знает правила поведения в музее? (Ответы учащихся)
Напоминаем, как вести себя здесь (Слайд).
В музее воспитанный учащийся или учащаяся станет вести себя следующим образом:
1. Не будет мешать окружающим, становясь перед ними или громко высказывая свое мнение;
2. Не станет перебивать экскурсовода и внимательно выслушает то, о чем он будет рассказывать;
3. Заранее продумает, что именно непременно надо посетить на выставке, а не будет осматривать экспонаты «на скорость»;
4. Отключит звук своего мобильного телефона;
5. В конце мероприятия обязательно поблагодарит экскурсовода за экскурсию.
В нашем музее есть разные залы, в которых представлены своеобразные экспонаты.
Экспонат – предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке: части речи, морфемы, орфограммы, знаки препинания и многое другое.
Скажите, пожалуйста, какой раздел русского языка изучает правописание? (Орфография)
А что изучает «Морфемика?» (Морфемы – значимые части слова)
II Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня я и мои помощники – экскурсоводики – познакомим вас с экспозицией «Буквы з и с на конце приставок».
Слово «экспозиция» для вас новое, незнакомое (Слайд).
Экспозиция – это расстановка, раскладка, развешивание и т. п. предметов, выставляемых для обозрения (спец.). Экспозиция портретов. Экспозиция рукописей. || Сами эти предметы в той системе, совокупности, в которой они подобраны (спец.). Удачная экспозиция. Музейная экспозиция (Словарь Ушакова).
У нас будет экспозиция орфограмм и морфем. Каждый из вас может стать экскурсоводиком Музея русского языка. Но это звание получить непросто. Для этого надо продемонстрировать такие умения и знания, как (Слайд):
1) находить слово… (дети продолжают) с приставкой на -з, -с;
2) объяснять выбор… написания буквы на конце приставки;
3) знать правило о… написании наших приставок и умело его применять, уметь образовывать… слова с этими приставками;
4) составлять предложения, используя слова с приставками на -з, —с, и даже рассказывать лингвистические сказки.
Вы сегодня можете, пройдя все залы, открыть самый загадочный и интересный зал. А как он называется, вы сможете прочитать на входных билетах, на которых отображён маршрут нашей сегодняшней экскурсии.
Работают залы:
1. Проверка знаний
2. Сказочное знакомство
3. Тренировочный
4. Запоминающийся
5. Для любознательных
6. Рюкзак знаний
Часто в музее можно встретить людей, тщательно записывающих что-то в блокноты. Мы тоже будем все, что увидим и узнаем в музее, записывать, а блокнотами нам будут служить тетради. Как вы думаете, зачем что-то записывать, находясь на экскурсии в музее? (Чтобы ничего не пропустить, запомнить самые интересные и важные моменты и поделиться впечатлениями с друзьями и родными). Запишем в свои тетрадки число, когда мы посещали музей, и классная работа, ведь одна из экспозиций музея – «Буквы з и с на конце приставок» находится здесь, в классе. Название экспозиции тоже записываем.
III Актуализация опорных знаний
Учитель. Итак, экскурсия начинается. Проходим в зал «Проверка знаний». Давайте вспомним, что такое приставка? (Морфема, которая стоит в начале слова и служит для образования новых слов)
Экскурсоводик 1. (Слайд)
Корней Иванович Чуковский, детский писатель, о приставах говорил: «Приставки придают русской речи много богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Учитель. Согласны ли вы с мыслями, высказанными К.И.Чуковским?
Экскурсоводик 2. Возьмём слово ВЫИГРАТЬ, это совсем не то, что проиграть! А НАПИСАТЬ самой – это вам не списать у кого-нибудь! И все это благодаря приставкам! А я знаю, как по-научному звучит слово «приставка» … ПРЕФИКС.
Учитель. Назовите приставки, которые вы знаете (вы-, от-, без-…) и их значения, смысл, который они придают слову. (Дети называют несколько). Вот некоторые приставки и их значения (Слайд).
Есть ли в русском языке приставка з? (Нет) Какие слова надо запомнить, начинающиеся с з, но она входит в корень? (Здесь, здоровье, здание, ни зги)
Есть ещё одна приставка, имеющая значение действия сверху вниз. Подсказка на страницах учебника. (Приставка низ-/нис-)
Ниспровергнуть, ниспадать, ниспасть, ниспослать.
Какие ещё вы знаете морфемы? (Корень, суффикс, окончание, постфикс, соединительная морфема).
Экскурсоводик 1. А я знаю, как ученые-лингвисты называют окончание – ФЛЕКСИЯ.
Учитель. Если вы так хорошо знаете морфемы, значит, согласитесь сыграть в игру «Собери матрешку» (Слайд).
Экскурсоводик 2.
Корень мой в сказке найдёте,
Суффикс у извозчика возьмёте,
Приставка та же, что в слове расход,
Целым – я излагаю событий ход. (Рассказчик)
Отгадку запишите и разберите по составу. Сколько букв и звуков в этом слове? (10 б.,8 зв.) Почему? (Дети отвечают)
Учитель. Экскурсоводики, сообразительные, знающие у нас посетители? (Да)
IV Объяснение новой темы
Учитель. Пришло время познакомить посетителей с нашими экспонатами. Входим в зал «Сказочное знакомство». Экскурсоводики зачитывают эти приставки (стр. 39 учебника).
Мы пока не знаем, почему в слове «рассказчик» нужно писать приставку рас-. Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно послушайте сказку о двух Принцессах. Только для любознательных, таких как вы, которые приходят к нам подготовленными, экспонаты оживают (Слайд. Оживают Принцессы. Рассказывают экскурсоводики).
Лингвистическая сказка
В королевстве Грамматики жили две маленькие принцессы, З и С. Одна любила вскакивать с постели, наспех расчёсываться, подбегать к зеркалу и восхищаться собой, надевая платье с бусинами ВС, РАС, ВОС, НИС…
А вторая, возмущаясь поведением сестры, неожиданно возникала за спиной и обвиняла сестру в безвкусице, разбрасывала её вещи. Пока принцесса С наводила порядок, принцесса З уже безмолвно любовалась своими красивыми бусинами ВОЗ, ВЗ, НИЗ, РАЗ… на платье. Днём сестрицы мирились, играли вместе. А к вечеру у них разгорался спор о том, кто из них прекраснее и у кого больше прислуги.
Их рассудила мудрая тётушка Фонетика и предложила разделить придворных поровну. Принцессе З больше по нраву были звонкие согласные придворные. Эти согласные всегда возвышали свою принцессу, безропотно выполняли все её просьбы. С ними она чувствовала себя самой счастливой. Принцессе С достались глухие. Она расписывала обязанности своих придворных чётко, её указы распространялись на всех без исключения. Но глухие согласные восхваляли свою повелительницу и слушались её. С тех пор в королевстве не стало ссор и обид, и сёстры живут дружно.
Учитель. Все внимательно слушали сказку? Почему именно тётушка Фонетика помирила сестер? (Потому что Фонетика изучает звуки, а эти приставки звуковые).
Как вы думаете, ребята, меняются ли принцессы хоть на денёк своими придворными? (Нет, потому что нарушат мир и согласие). А если поменяются, что будет? (Опять неразбериха и обиды в тетрадках ленивых учащихся, которые не знают фонетического принципа). Вам нравится злиться, ругаться, обижать кого-то или когда вас обижают? Нет. Давайте и мы, когда заходим в королевство Грамматики, не будем нарушать спокойствие и порядок. И принцесс, которые прячутся в словах и надумают поссориться, будем мирить. В слове «рассказчик» какая из принцесс спряталась? (С) Кого взяла в придворные? Будет ссориться с сестрой? (Нет)
Эту сказку авторы ваших учебников перевели на научный язык и стихотворный. Давайте посмотрим, что у них получилось. Читаем правило на стр. 40 и подсказку.
А какую волшебную фразу мы можем вспомнить о глухих согласных? (Слайд. Фока, хочешь поесть щец?)
V Первичное закрепление изученного материала
Учитель. Для того чтобы правильно написать слово с приставкой на з и с, нужно уметь находить слова с этой орфограммой, слова, в которых спрятались принцессы З и С. Этим и займёмся, выполняя упражнение 62.
Безграничные – беспросветная, называем слово с приставкой, назовите значение приставки.
Восполнить – вознестись, у приставок воз-, вос- четыре значения, какое нам подходит?
Найдите слова с приставкой, начинающейся с 15 буквы алфавита (нис-, низ-). Предположите её значение. Толковый словарь в учебнике предлагает для рассмотрения несколько слов с этой прист. (Стр.135–136).
Для того чтобы правильно написать нужную букву, нужно следовать алгоритму. Мы его сейчас составим.
1. Выдели в слове корень.
2. Определи, с какой согласной начинается – звонкой или глухой.
3. Звонкая – пиши з, глухая – с.
Молодцы, справились!
VI Физкультминутка
Принцессы набирают себе придворных. На столах есть разноцветные карточки с согласными буквами. Каждый должен взять букву, стать возле своей принцессы и не перепутать, иначе они снова начнут ссориться. Экскурсоводики помогают проверить.
VII Вторичное закрепление изученного материала
Учитель. Теперь переходим в другой зал – «Тренировочный».
Упр. 64. Следуем алгоритму. На стр. 41 есть слова, тоже записанные в два столбика, но почему? Однокоренные ли они? Подробнее об этом в следующем зале.
Посетители готовы идти дальше? В какой зал проходим? Смотрите на входной билет. Верно, в зал «Запоминающийся» (Слайд).
Все эти слова являются однокоренными и связаны словообразовательными связями. Они содержат корень с чередованием -чит-(-чет-) и по правилу должны содержать два с. Однако при образовании существительного расчет от глагола рассчитать одно с «теряется», и все слова, образующиеся от слова расчет, пишутся уже с одной с: расчёт – перерасчёт, расчёт – расчётливый – расчётливо – нерасчётливо и т.д.
На стр. 42 нам хотят ещё что-то поведать приставки раз-, роз-. От чего зависит их написание? Какие слова-экспонаты мы должны запомнить? (Дети называют).
Двери следующего зала откроются, когда мы верно вставим буквы в пяти словах, записанных на доске. Графически обозначить орфограмму. Кто выполнит это задание без ошибок, тот может считать, что самое важное он сегодня усвоил.
Растратить, розлив молока, чрезвычайный, расчет, вздрогнуть.
Проверили себя. Если сделали ошибки, возвращайтесь к правилу.
Устная разминка. Игра «Строитель».
Цель – построить предложение с заданным словом. Учитель предлагает слово «рассчитаться». Следующий игрок добавляет своё слово так, чтобы получилось словосочетание (рассчитаться картой) и называет его, далее каждый проговаривает предыдущее и добавляет своё одно слово. Получилось, например: Рассчитаться картой можно в любом магазине. Я могу рассчитаться за покупки картой.
Обратить внимание на речевую норму: рассчитаться картой или с помощью карты, НО НЕ ПО КАРТЕ! (Предложение записать в тетрадь).
Учитель. Экспозиция становится все интереснее. Открываются двери следующего зала «Для любознательных». Сейчас экскурсоводики расскажут вам биографию приставок без– и бес-, и на несколько минут окунут в историю русского языка (Слайды).
Экскурсоводик 1. Русский язык как живое явление развивается. Возник он из старославянского. Какие-то слова и морфемы появляются, а какие-то исчезают. В старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсердечный, «Разсказы Чехова».
До 1918 года приставки, оканчивающиеся на -з (из-, воз-, раз-, роз-, низ-) перед последующей с сохраняли з: разсказъ, разсуждать, возсоединить. Приставки без-, через-, чрез– всегда имели на конце -з: безполезный, безкровный, безсонница; черезчуръ.
Экскурсоводик 2. Приставки без-, из- могли выступать и в роли предлога. Интересна в этом отношении история слова «беседа». Мало кто знает, что изначальное значение этого слова – «лавка с сидением снаружи, то есть лавка без седа». Это означало «место, событие, происходящее на этом месте». Позже смысл этого слова изменился и появился «разговор», а старое значение исчезло. После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу. Но метки старославянского языка мы можем встретить в церковных песнопениях.
Учитель. Ребята, мы постепенно приближаемся к самому главному залу нашего музея. Ещё одно усилие – и вы окажетесь в нём. Для этого нужно выполнить задание, но уже самостоятельно (Слайды).
А. Замените существительное с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на з, с. Запишите только прилагательные.
Вход без платы –
Ребёнок без забот –
Мотор без шума –
Б. Подберите к слову антоним с приставкой на з-, с-
Труд –
Появляться –
Взаимопроверка.
VIII Домашнее задание
Учитель. Для того чтобы с уверенностью сказать: «Я знаю эту тему», – предлагаю дома выполнить упр. 69, а также можно написать свою лингвистическую сказку.
IX Рефлексия
Учитель. И вот мы, наконец, попали в один из самых загадочных и необыкновенных залов музея. Зал, где хранится «Рюкзак знаний». Только любознательные, пытливые, умные ребята могут попасть в этот зал. Вы – одни из них! А загадочность зала в том, что рюкзак этот (ваши знания и умения) вы носили с собой, а побывав в нашем музее, пополнили его. Я предлагаю вам, используя все полученные знания, выполнить тест на самом входном билете.
Тест выполнил(а) __________________________________
В каком слове пишется З?
1) и…рыхлить
2) и…пуганный
3) не…гораемый
4) …двинуть
5) чере…чур
6) …гореть
7) и…тратить
Тест выполнил(а) ____________________________________
В каком слове пишется С?
1) во…делывать
2) и…пуганный
3) не…гораемый
4) …двинуть
5) бе…вкусно
6) не…доровится
7) и…тратить
Учитель. Надеемся, что экскурсия в нашем музее оставила у вас яркие впечатления. На входных билетиках есть страничка с отзывами о посещении музея. Продолжите фразы или допишите свою, поделитесь с нами вашими впечатлениями, таким образом вы поблагодарите экскурсоводов.
В Музее мне понравилось….
Я узнал(а) о….
Я расскажу своим друзьям ….
Наша работа в Музее русского языка на сегодня закончена. Уверена, мы с вами совершим ещё много таких успешных экскурсий.