Формирование метапредметных компетенций учащихся посредством использования метода проектов при обучении английскому языку. Описание опыта педагогической деятельности  

- 10:27Иностранный язык. Проекты, Методичка

Метод проектов мотивирует моих учащихся на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний, на развитие творческих способностей в представлении итогового продукта проекта, на активную коммуникацию. Эту методику автор практикует на протяжении последних лет, уделяя ей особое внимание в 9–11-х классах.

Людмила ЛИПСКАЯ,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 2 г. Чаусы»,
Могилевская область

 

Информационный блок

Актуальность опыта

Развитие средств массовой информации и сети интернет приводит к тому, что учащиеся получают много разноплановой информации. Но часто мы сталкиваемся с тем, что дети не умеют превращать её в знания.

Что необходимо ребенку для успешности в жизни? Прежде всего, знания, которые он сможет применять в практической деятельности. Учащийся должен учиться не просто запоминать и воспроизводить знания, а научиться целеполаганию, планированию, анализу, самооценке, то есть применению знаний на практике.

В процессе преподавания английского языка я неоднократно сталкивалась с определенными трудностями:

– учащиеся владеют грамматическим строем языка, имеют достаточный словарный запас, но испытывают значительные трудности в ситуативной коммуникации, т.е. формировании иноязычного высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;

– неравномерность усвоения знаний, умений и навыков учащимися одной группы создает барьер при организации речевого взаимодействия на уроке.

Проанализировав это, я пришла к выводу, что необходимо рассматривать потенциал обучения иностранному языку как базу для формирования и развития метапредметных компетенций.

Наличие данного рода проблемы заставило меня искать такие педагогические технологии, которые будут содействовать формированию у учащихся метапредметных компетенций и позволят создавать на уроке оптимальные возможности для речевого поведения учащихся в условиях моделирования ситуаций межкультурной коммуникации [1, с.4].

Работа по данному направлению позволяет решить проблему, используя метод проектов. Метод проектов мотивирует моих учащихся на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний, на развитие творческих способностей в представлении итогового продукта проекта, на активную коммуникацию. Эту методику я успешно практикую на протяжении последних лет, уделяя ей особое внимание в 9–11-х классах.

Цель: формирование метапредметных компетенций учащихся посредством использования метода проектов в образовательном процессе.

 

Для достижения цели я выделила следующие задачи:

– выявить условия формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках английского языка в 9–11-х классах;
– активизировать познавательную деятельность учащихся через использование метода проектов;
– проанализировать эффективность использования метода проектов в образовательном процессе.

 

Длительность работы над опытом

В представленном опыте нашли отражение результаты работы в течение трех лет. Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов. Первый этап – этап самообразования: изучение теоретического аспекта (цели, задачи, классификация, этапы работы над проектами), продуктивного педагогического опыта (при посещении уроков коллег выделяла интересные и эффективные, на мой взгляд, темы и приёмы реализации проектов учащимися), посещение курсов и семинаров по изучению современных образовательных технологий на базе УО «МГОИРО» и УО «АПО». На следующем этапе я стала использовать метод проектов на уроках, изучать актуальность тем и результативность их использования, оценивать продуктивность использования метода проектов в рамках урока и внеурочной деятельности, определила цель, задачи и ведущую идею опыта. Заключительным этапом является обработка и анализ достигнутых результатов, оформление работы по обобщению педагогического опыта.

 

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта

Проектное обучение выступает как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку для повышения качества образовательного процесса.

Описание сути опыта

Как справедливо замечает Н.Ю.Пахомова, в традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается наполнить стандартным набором готовых знаний. Необходимо не просто учить запоминать и воспроизводить знания, а учить воспроизводить их на практике.

Согласно Н.Ю.Пахомовой, учебный проект является интегративным дидактическим средством развития и обучения, вырабатывает и развивает специфические умения и навыки проектирования, учит:

1) проблематизации;
2) целеполаганию и планированию деятельности;
3) самоанализу и рефлексии;
4) презентации хода своей деятельности и результатов;
5) умению готовить материал для проведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
6) поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
7) практическому применению знаний, умений в различных ситуациях, в том числе и нестандартных;
8) выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
9) проведению исследования [2, с.14–15].

Я полностью разделяю мнение Н.Ю.Пахомовой, которая определяет метод проектов как одну из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые методики.

На мой взгляд, проектная методика обучения английскому языку в 9–11-х классах имеет определенные особенности. Проекты, реализуемые в старших классах, в основном межпредметные и требуют актуализации знаний из разных областей, тем самым способствуя интеграции школьных предметов.

Процесс выполнения проекта органично сочетает речевую иноязычную деятельность с другими видами деятельности: исследовательской, трудовой, эстетической.

Работа над проектом предполагает сочетание самостоятельной индивидуальной деятельности учащегося с парной, групповой и фронтальной творческой деятельностью по решению определенной проблемы. Метод проектов способствует успешной социализации старшеклассников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет учащихся обращаться к справочной литературе, интернет-ресурсам, электронным источникам. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимального числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков одноклассников и учителей позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты, я называю «уроки с открытой дверью», то есть мы приглашаем всех желающих принять участие в презентации и обсудить темы проектов. На наших уроках присутствуют учащиеся параллельной группы, учителя разных предметов, администрация.

Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Кроме того, работа в паре или группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других.

Таким образом, применение проектной деятельности в образовательном процессе формирует метапредметные компетенции, включающие в себя умение решать постоянно возникающие нестандартные проблемы, соответствовать предъявляемым требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

 

Урок на тему «Art. Description a picture is art, isnt it подготовлен для учащихся 10-го класса профильной группы и входит в систему занятий по теме «Искусство», является уроком закрепления знаний по данной теме. Урок проведен в рамках подготовки к педагогическому совету по теме: «Формирование исследовательских компетенций учащихся» (https://disk.yandex.by/d/xzz26NSQAEOgpw?w=1).

При подготовке к уроку учащимся было предложено создать мини-проект по творчеству М.Шагала. Исследовательская деятельность учащихся в рамках технологии метода проектов явилась стимулом для развития познавательной, коммуникативной, информационной компетенций. Во время урока учащиеся решали следующие коммуникативные задачи:

– рассказать об одной из картин знаменитого художника, родившегося на белорусской земле;
– проиллюстрировать описание картины музыкальным фрагментом;
– ответить на тестовые вопросы о жизни и творчестве художника;
– высказать свое мнение и обменяться мнениями по проблеме урока.

В ходе представления картины ребятам и гостям я предложила проиллюстрировать при помощи карандашей свои эмоции, настроение. В конце урока получилась интересная эмоциональная картина, иллюстрирующая удовлетворенность от совместной работы.

На протяжении двух лет наша школа работает над реализацией инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям». Я участвую в этом проекте в качестве учителя английского языка и классного руководителя 9 «А» класса.

В качестве примера использования проектной методики предлагаю разработку урока на тему «Мои планы на будущее. Выбор профессии» для учащихся 11-го класса. Урок подготовлен для учащихся базовой группы по английскому языку с использованием технологии образовательного путешествия и метода проектов в рамках реализации инновационного проекта по профессиональному самоопределению учащихся.

Урок, являясь логическим продолжением уроков английского языка в разделе «Моя будущая профессия», предполагал проведение предварительной самостоятельной работы: выбор профессии, построение каждым учащимся своей траектории образовательного путешествия под моим руководством и поэтапное создание проекта о выбранной профессии – знакомство с плюсами и минусами будущей профессии, экскурсии, интервью и встречи с представителями профессии и, как результат, представление проекта в творческой форме (использование презентации, интервью, театрализация) на заключительном уроке данного раздела. После представления проекта ребята задавали вопросы друг другу и отвечали на них.

Данная тема актуальна для старшеклассников и приобретенные знания позволят учащимся принять правильное решение в выборе профессии. Стоит отметить, что именно те профессии, над которыми ребята работали в ходе подготовки проекта, обсуждали во время урока, были выбраны ими для поступления.

Следующий пример использования метода проектов – это проведение интегрированного урока английского языка и биологии совместно с учителем биологии Е.Г.Малоловой для молодых специалистов в рамках ежегодного районного фестиваля педагогического мастерства.

Урок на тему «В мире науки. Иммунологическая реакция организма» подготовлен для учащихся 10-го класса базовой группы по английскому языку и профильной группы по биологии с использованием ИКТ, метода проектов, технологии проблемного обучения, технологии обучения в сотрудничестве. (смотрите по ссылке: https://ng-press.by/2022/10/05/immunnyj-otvet-kak-ukrepit-immunitet-integrirovannyj-urok-v-7-m-klasse/)

Идея проведения интегрированного урока появилась в связи с интересом учащихся к словам, заимствованным из английского языка, и развитием коммуникативных компетенций с одной стороны и усилением практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания биологического образования, с другой стороны. Учебное занятие предполагало самостоятельную работу учащихся с лексикой по проблеме иммунитета и презентацию мини-проектов на тему «Как укрепить иммунитет».

Благодаря STEM-центру, который работает с 2016 года, на базе школы создана открытая площадка для вовлечения детей в проектную и исследовательскую деятельность, конструирование, программирование и инженерное творчество. Для работы организованы группы учащихся в соответствии с возрастом: учащиеся 6–7-х классов – «Супернаблюдатели», учащиеся 8–9-х классов – «Юный биолог и эколог» и учащиеся 9–11-х классов – «Открой в себе ученого». На третьем этапе у группы учащихся «Открой в себе учёного» формируются умения осуществлять деятельность не по образцу. Основа этого уровня – экспериментальная и исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся владеют подбором методов для конкретного исследования, фиксированием и обработкой результатов, представлением их к защите, нахождением практического значения своей деятельности. На этом этапе ребятам необходимы знания английского языка для представления работ на конкурсах различного уровня.

С целью формирования метапредметных компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся на базе STEM-центра совместно с учителями химии и информатики был разработан проект, в ходе реализации которого учащиеся создают свою индивидуальную образовательную программу по выбранным предметам.

А дальше – самостоятельное конструирование учащимися индивидуальных образовательных маршрутов по теме исследования при поддержке тьютора. Маршрут «Исследовательский» предполагает проведение наблюдений и экспериментов, постановки опытов по теме исследования. Маршрут «Программный» помогает произвести статистическую обработку данных, полученных в ходе исследования при помощи самостоятельно созданных программ. Маршрут «Лингвистический» формирует и адаптирует навыки оперирования лексикой по теме исследования с целью дальнейшего представления результатов работы на английском языке. По результатам исследования ребята пишут мини-проекты на английском языке, создают презентации и представляют свою работу на занятиях STEM-центра. На первом уроке изучения раздела «Экология» в 11-м классе я приглашаю ребят выступить со своими проектами с целью погружения в проблему на материале нашего района.

Так примером эффективного использования метода проектов в индивидуальном образовательном маршруте стало представление исследовательской работы по теме: «Утилизация остатков сточных вод очистных сооружений г. Чаусы методом компостирования» на конкурсах разного уровня не только на русском языке, но и на английском языке. Приняли участие в Стокгольмском водном конкурсе.

Результативность и эффективность опыта

Результатом опыта является сформированность у учащихся метапредметных компетенций посредством использования метода проектов; включение учащихся в общение по заданной ситуации, опирающееся на собственную исследовательскую деятельность; повышение качества знаний по предмету, успешная социализация личности. По результатам диагностик, проводимых педагогом-психологом в 11-м классе в 2019/2020 учебном году, можно отметить следующее:

– проблемно-поисковые компетенции сформированы на среднем уровне у 4 % учащихся, на достаточно высоком – у 27 % учащихся, на высоком – у 69 % учащихся;
– регулятивные компетенции сформированы на низком уровне у 2 % учащийся, у 33 % учащихся на среднем уровне, 65 % на высшем уровне;
– уровень личностного развития по методике Дембо – Рубинштейн – адекватная самооценка у 73 % учащихся, завышенная самооценка у 27 % учащихся;
– уровень сформированности коммуникативных компетенций по методике «Кто прав?» – высокий у 100 % учащихся;
– уровень сформированности профессионального самоопределения по Р.В.Овчаровой – у 76 % учащихся ведущим типом мотивации являются внутренние мотивы и у 24 % учащихся ведущим типом являются внешние положительные мотивы.

При условии регулярного использования в процессе обучения проектной методики значительно улучшаются навыки общения учащихся на английском языке при подготовке к экзамену, развивается инициатива, воображение, самодисциплина, повышается самооценка.

У ребят появилась большая уверенность в своих способностях, интерес к изучению английского языка возрос, у многих учащихся сформировалось не только позитивное отношение к уроку, но и улучшились отметки (Приложение 1).

Метод проектов обеспечивает устойчивую мотивацию к изучению предмета, что подтверждает участие во втором этапе республиканской олимпиады по учебному предмету (Приложение 2). Выпускники школы связывают свою профессиональную деятельность непосредственно с английским языком (Приложение 1).

Следующим показателем эффективности опыта является увеличение количества педагогов, применяющих метод проектов в своей педагогической деятельности. Опыт был представлен в рамках работы районного методического объединения заместителей директора по учебной работе (ноябрь 2020 года, https://yadi.sk/d/3gZ9RaWCNDuwag?w=1), на заседании методического объединения учителей иностранного языка учреждения образования ГУО «Средняя школа № 2 г. Чаусы».

В этом году я представляла проект «Использование возможностей STEM-центра на учебных занятиях и во внеклассной работе для формирования метапредметной компетенции у учащихся с высокой мотивацией» на IV Международном конкурсе профессионального мастерства «Познание в сотворчестве» в Минске, среди 87 проектов-участников мы получили диплом ІІІ степени.

 

Заключение

Я считаю, что системное использование метода проектов создает положительную мотивацию для самообразования учащихся, формирует социальный опыт, способствует интеллектуальному росту, расширяет кругозор по разным предметам, дает учащимся возможность лучше раскрыть свой потенциал. 

Представленная форма работы с учащимися помогает не только формировать их метапредметные компетенции, но и способствует самореализации и успешной социализации каждого учащегося.

 

Список используемых источников

1 Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
2 Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125
3 Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П.Баранова, П.К.Бабинская, Н.В.Демченко // Замежныя мовы. – 2015. – № 4. – С. 3–8.
4 Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. – М. : АРКТИ, 2005. – 112 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий