В материале представлен опыт использования адвент-календарей в воспитательной работе для детей старшего дошкольного возраста. Описана работа над адвент-календарем «Страна безопасности».
Ольга ГОНЧАРЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 70 г. Могилева»
При организации образовательной деятельности воспитанников старшей группы, мы используем игровую технологию «Адвент-календарь». Это технология, которая открывает новые возможности работы с детьми.
Адвент-календарь – это в первую очередь игра, очень интересная, интригующая, с ожиданием, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности, активизации познавательной и творческой деятельности детей, повышению самооценки ребёнка. Адвент-календарь помогает детям почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которую так любят ребята.
Мы используем в работе самые разные адвент-календари, главное, чтобы они помогали детям ощутить приближение чудесного праздника или какого-то события. Например, «Осень, осень в гости просим», «Масленица», «Новый год к нам в дверь стучится», «Царство птиц», «Праздник урожая», «Чудесный мир сказки» и другие.
Адвент-календарь – это календарь, состоящий из тематических дней, которые заканчиваются итоговым мероприятием. Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца, а может быть и на несколько дней. Дети ежедневно снимают по одному элементу, тем самым уменьшая количество дней, оставшихся до мероприятия.
Прежде чем выбрать карточку с символом, мы выслушиваем предложения детей, которых всегда очень много, они разные, творческие. С наступившим числом с другой стороны карточки, дети находят сюрпризы-задания, они могут быть игровыми или составляющими часть расписания организованной образовательной деятельности. Каждый ребёнок хочет первым перевернуть карточку.
Дети старшей группы более осознанно подходят к вопросам творчества, а создание и наполнение адвент-календаря – это творческий процесс, поэтому использование его в старшей группе очень актуально. На форму адвент-календаря отлично ложится тематическое планирование, но оно должно быть гибким.
Адвент-календарь может состоять из разных деталей – всё это зависит от фантазии воспитателя, возраста детей, их увлечений. Такая форма работы помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, дает возможность самостоятельно проанализировать свой результат, способствует развитию внимания, наблюдательности, формирует интерес и любознательность к окружающей среде.
Эффективность и целесообразность использования адвент-календаря заключается в том, что он позволяет интегрировать образовательные области, сочетать в себе идеи современных образовательных технологий; тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды детской деятельности, носит характер комплексного воздействия.
Например, целью адвент-календаря «Страна безопасности» является формирование основ безопасности жизнедеятельности и временных представлений.
В течение недели мы с детьми были на экскурсии в музее истории пожарной службы, посетили интерактивные площадки центра безопасности жизнедеятельности, лепили технику спасателя МЧС, посмотрели мультфильм «Азбука осторожности», беседовали с детьми по теме «Электроприборы» с использованием интерактивных игр, рисовали опасности вокруг нас и оформили выставку в музыкальном зале. Мы посетили комнату безопасности в детском саду, читали книги, изготовили книжки-малышки по теме. В пятницу мы организовали спортивный праздник «Путешествие в страну безопасности» с участием спасателей МЧС и пожарной техники. В субботу дети вместе с родителями создавали костюм и машину «Спасателей будущего» из различных материалов. В воскресенье – семейный челлендж «Гордимся, что научили» – родители вместе с детьми создавали обучающие видеоролики и выставляли их в Вайбере. Каждая семья сделала видеоотчёты о проведённой работе, разместила видеоролики и сбросила ссылки в Вайбер для просмотра. Все родители проголосовали и выбрали лучшие материалы на конкурс.
Семьи подошли к заданиям очень ответственно, проявили творчество. В результате в детском саду пополнилась материалами «Комната безопасности» и пополнилась картотека обучающих видеороликов, которые мы сейчас используем в работе с детьми.
Адвент-календарь «Страна безопасности» помог детям познакомиться с особенностями работы и техникой спасателей прошлого и настоящего, закрепить знания об опасностях, сформировать навыки безопасного обращения с электроприборами, сформировать у детей уважение к людям таких опасных профессий, как спасатель МЧС, воспитать у детей понятия о необходимости соблюдения правил безопасности и многое другое. Работа с адвент-календарём была очень интересной, создавала интригу и желание у детей заниматься и принесла желаемый результат.
Адвент-календарь «Страна безопасности» для детей старшей группы
Презентация 7 чудес (1)
Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности; формирование временных представлений.
Задачи:
– закрепить представления детей о правилах безопасности в быту, в природе;
– закрепить представления детей о днях недели, их последовательности;
– формировать понимание необходимости соблюдения правил безопасности в быту, в природе;
– продолжать расширять представления о безопасном поведении в случае возникновения пожара в доме, в лесу;
– продолжать знакомить со средствами пожаротушения;
– совершенствовать представления детей о назначении предметов, их опасности и безопасности в жизни;
– стимулировать речевую активность, развивать память, мышление;
– воспитывать уверенность в своих силах, осознание важности своей жизни.
Предварительная работа: беседа о том, что такое адвент-календарь, изготовление адвент-календаря на семь дней (полную неделю) «Страна безопасности» (определение совместно с детьми: название календаря, если мы будем говорить о безопасности, как может выглядеть календарь, из каких материалов выполнен).
Адвент-календарь «Страна безопасности» выполнен в виде пожарной каланчи, где каждое окошко – это день недели (понедельник, вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье). Ворота – пятница (заключительный праздник «Путешествие в страну безопасности»). На картинках находится задание, которое должно выполняться в течение дня.
Картинка из окошка каждого дня недели изображает один из предметов пожарного щита. После выполнения всех заданий из картинок можно будет собрать «пожарный щит».
Дни недели |
Предполагаемые мероприятия |
Ожидаемый результат |
Понедельник |
1. Экскурсия в музей истории пожарной службы. |
Дети познакомятся с особенностями работы и техникой спасателей прошлого и настоящего; отработают практические навыки действий в различных чрезвычайных ситуациях; |
Вторник |
1. Просмотр с детьми мультфильма «Азбука осторожности» про Непослуху |
Закрепят знания об опасностях острых, колющих и режущих предметов; |
Среда |
1. Беседа с детьми по теме: «Электроприборы» с использованием интерактивных игр «Маленькая хозяйка», «Найди предмет» и др. |
Закрепят знания о том, что электроприборы могут быть опасными и приносить вред при неправильном использовании; |
Четверг |
1. Чтение Л.Короткевич «Не играй с огнем», С.Черный «Костер», Л.Толстой «Пожарные собаки». |
Закрепят представления о пожарной безопасности |
Пятница |
Спортивный праздник «Путешествие в страну безопасности» с участием спасателей МЧС и пожарной техники |
Дети закрепят понятие «экстренный случай»; отработают умение вызывать помощь |
Суббота |
Конкурс на лучший костюм или машину «Спасателей будущего» изготовленные родителями с детьми и представление своей работы |
Вовлечение законных представителей в процесс воспитания культуры безопасности жизнедеятельности через совместное творчество педагогов, детей и законных представителей |
Воскресенье |
Организация в группе |
Привлечение законных представителей в процесс воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста |