Сценарий коррекционного занятия на автоматизацию звука [р] в словах.
Марина УМИНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область
Программные задачи:
– автоматизировать звук [р] в словах и предложениях;
– закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных;
– формировать умение восстанавливать структуру предложения;
– координировать слово с движением;
– развивать память, внимание, умение воспроизводить графический образ буквы, развивать мелкую моторику.
Материал и оборудование: мягкие игрушки «Собака и Щенок», разрезная картинка «Такси», парные картинки: ведро – ведерко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор – помидорчик, картинка – картиночка, «Письмо», настенное зеркало, набор синих магнитов, магнитная доска.
Ход занятия
Педагог: Сегодня мы с тобой отправимся в гости к собачке Шуре. Нас ждет интересное приключение. Но прежде чем идти в гости, нам нужно почистить зубки.
Педагог с ребенком садятся перед настенным зеркалом и выполняют упражнение «Почистим зубки», «Барабанщик», «Болтушка».
Игра «Собери картинку»
Педагог: Впереди остановка. На чём можно ехать в гости? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем к собачке Шуре. (Ребенок собирает из частей картинку «Такси»).
Педагог: Так на чём мы поедем? (На такси).
Педагог: Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [р]).
Игра «Назови ласково»
Педагог: У собачки есть для тебя много интересных заданий. Смотри, она пытается показать своему щенку фокус: большие предметы превратить в маленькие. Поможем ей? (Да).
Педагог кладет перед ребенком парные картинки, одна из которых в каждой паре перевернута. За каждым правильным ответом ребенка картинка переворачивается лицевой стороной.
Педагог: Большое ведро, а маленькое… (ведёрко),
картина –…(картиночка),
коробка –…(коробочка),
торт –…(тортик),
помидор –…(помидорчик).
Игра «Путаница»
Педагог: Собачка Шура писала письмо и перепутала слова в предложениях, помоги ей, «подружи» слова и произнеси предложения правильно.
(Педагог достает «Письмо»).
Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова).
Сахар грызёт Иру. (Ира грызет сахар).
Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге).
Динамическая пауза
Педагог: Собачка Шура предлагает повеселиться и поиграть на гармошке. Имитация игры на гармошке. Ребенок с педагогом говорят слова стихотворения и выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Мы играем на гармошке (имитация игры на гармошке)
Громко хлопаем в ладошки! (Хлопаем в ладошки)
Головой слегка качаем, (качаем головой влево-вправо)
Руки кверху поднимаем! (Через стороны поднимаем руки вверх)
Чистоговорки
Педагог: Ну вот и заканчивается наш поход к Собачке Шуре, давай на прощание скажем ей красивые слова.
Ребенок проговаривает чистоговорки за педагогом.
Ра – ра –ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – нам идти уже пора.
Урку – урку – урку – все любят Собачку Шурку.
Упражнение «Выложи букву»
Педагог: Прощаясь, Шурка просит нас магнитами на доске выложить букву Р как у нее.
Ребенок выкладывает букву рядом с образцом.
Итог занятия
Педагог: Пора возвращаться домой. Скажи, понравилось ли тебе в гостях у Шуры? (Да).
Педагог: А какой звук мы брали с собой в гости? (Звук [р]).
Педагог: Ты сегодня очень хорошо произносил звук [р], молодец!