Использование игровых приёмов и наглядных пособий в развитии речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

- 17:24Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Автор предлагает ознакомиться с упражнениями и дидактическими пособиями, которые использует на коррекционных занятиях.

 

Оксана ЕМЕЛЬЯН,
учитель-дефектолог
ГУО «Беняконский детский сад»,
Вороновский район,
Гродненская область

 

Кабинет учителя-дефектолога ГУО «Беняконский детский сад» в очередной раз пополнился игровыми пособиями для развития у дошкольников с особенностями психофизического развития правильного речевого дыхания.

Именно правильное дыхание обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. У детей дошкольного возраста, как правило, слабая дыхательная мускулатура, наблюдается дыхание через рот, поднятие плеч во время вдоха, толчкообразный выдох, что и является причинами искажения звуков, проглатывания конца слов, речи с «захлёбыванием», тихого/громкого звучания речи.

Поэтому первым и очень важным этапом на пути исправления дефектов звукопроизношения и является выработка плавного выдоха, целью которой является научить ребёнка контролировать свой выдох и устремлять воздушную струю в нужном направлении.

Для формирования правильного речевого дыхания, создания у детей мотивационного интереса, используются различные игровые приёмы и упражнения, в процессе которых ребёнок непроизвольно учится делать более глубокий вдох и длительный направленный выдох, развивает силу выдоха.

 

Простые игровые приёмы и упражнения с использованием подручных средств

 

«Сдуй листочки (снежинки, пёрышки) с ладошки». В этом упражнении можно использовать пёрышки, засушенные листья, вырезанные из бумаги листочки либо снежинки, которые укладываются на ладошку и плавно сдуваются с неё.

«Покатай игрушку». Ребёнок в положении лёжа на спине, положив на живот небольшую игрушку, делает вдох-выдох и наблюдает, как игрушка то поднимается, то опускается, т.е. «катается» у него на животе.

«Мыльные пузыри». Главная цель упражнения заключается в плавном выдувании одного или нескольких больших пузырей, а не в быстром и резком выдувании множества маленьких.

«Фокус». Ребёнок должен плавно подуть на кончик носа, на который можно положить кусочек ваты или бумаги. Язык при этом укладывается в «чашечку», а ватка должна «улететь» точно вверх.

«Задуй свечу». Для выполнения упражнения необходимо держать полоску бумаги в виде свечи и «задувать» её небольшими плавными порциями воздуха, не надувая щёк и сложив губы «трубочкой», чтобы «пламя» свечи отклонялось в сторону.

«Буря в стакане». Упражнение для развития умения регулировать силу выдоха. Ребёнок сначала плавно дует через коктейльную трубочку в стакан с водой, затем может увеличивать либо уменьшать интенсивность выдоха, чередуя таким образом сильную и слабую «бурю в стакане».

«Вертушки» или Ветряная мельница». Необходимо дуть на вертушку, регулируя силу выдоха таким образом, чтобы вертушка начала крутиться.

«Покатай карандаш». Ребёнок дует на лежащий карандаш, приводя его в движение. Сначала для упражнения берётся круглый карандаш, затем ребристый.

«Погреем ладошки» («Львёнок греется»). Осуществляется мягкий, долгий выдох попеременно на обе ладошки, как бы беззвучно произнося слог «ха», дыхание при этом должно быть «тёплым».

«Весёлые инструменты». Для упражнения используются дудочка, губная гармошка, свисток, а также колпачки от ручек или фломастеров, пустые пузырьки, в которые необходимо правильно дуть для извлечения характерного звука.

 

Приёмы и упражнения, которые предполагают создание различных ситуаций помощи и использование игровых наглядных пособий, сделанных своими руками

 

«Помоги птичкам полетать». Пособие, в котором на деревянную перекладину на ниточках подвешиваются бумажные птички. Ребёнок, складывая губы в трубочку, плавно дует на птичек до тех пор, пока они не начнут двигаться – «летать».

«Султанчики». На деревянную палочку или карандаш при помощи двухстороннего скотча накручивается разрезанный на полосочки полиэтиленовый пакет, который при поддувании на него начинает шевелиться и издавать характерный звук, таким образом развивая умение регулировать силу выдоха и направленность воздушной струи.

«Загони мяч в ворота», «Поиграй с Бегемотиком (Львёночком) в футбол». Принцип использования пособий достаточно простой: ребёнок делает глубокий вдох через нос и начинает плавно выдыхать через рот (либо коктейльную трубочку), направляя воздушную струю на комочек ваты или мячик, вырезанный из губки, таким образом, чтобы «мяч» попал в ворота.

«Остуди горячий чай». Необходимо направлять воздушную струю на полосочки из полиэтилена на картонных чашках, имитирующие пар, и таким образом вызывать их движение и «остужать» горячий чай.

«Помоги автомобилям проехать по дороге». Пособие представляет собой имитацию дороги с разметкой. Ребёнок делает вдох через нос и плавно выдыхает через рот, направляя воздушную струю на небольшие и лёгкие игрушечные автомобильчики и приводя их в движение.

«Сдуй бабочку (пчёлку) с цветка». Цветочки одеваются на руку в виде браслета, к ним на ниточке прицеплены бабочка или пчёлка. Ребёнку необходимо поднести руку с цветком ко рту и дуть на бабочку, чтобы она «слетела» с цветка.

«Весёлый клоун». Ребёнок дует на метёлочку клоуна из лёгкой мишуры, которая под воздействием выдыхаемого воздуха вибрирует.

«Листопад» (или «Снегопад»). Для упражнения используется пособие в виде коробочки с экраном спереди и отверстием для коктейльной трубочки. Внутри коробочки помещены разноцветные бумажные листья или снежинки. Ребёнок, сделав вдох носом, выдыхает воздух в коктейльную трубочку до тех пор, пока внутри не начнут шевелиться и летать листочки (снежинки). При этом он может регулировать силу своего выдоха, добиваясь слабого или сильного листопада (снегопада).

«Подуй на насекомых (цветочки, листочки, снежинки)». Пособие видоизменяется в зависимости от времени года. Осенью на ниточки подвешиваются листья, зимой – снежинки, весной – насекомые. Принцип использования тот же: дуть на листья (снежинки, насекомых), приводя их в движение, регулируя при этом силу и направленность воздушной струи.

 

Рекомендации для работы по формированию правильного речевого дыхания

 

Важно при проведении дыхательных упражнений придерживаться нескольких значимых рекомендаций:

– проводить упражнения в игровой форме;
– выполнять упражнения не более 2–3 минут, чтобы не переутомлять ребёнка;
– следить, чтобы ребёнок не надувал щёки, делал вдох через нос, а выдох через рот;
– при выдохе губы должны быть приоткрыты, сложены и немного выдвинуты вперёд трубочкой, выдох должен быть плавным и продолжительным;
– следить за осанкой ребёнка, чтобы плечи во время упражнений не поднимались;
– все предметы и пособия для поддувания должны быть на уровне рта ребёнка.

 

На одном занятии индивидуально отрабатываются два-три упражнения. Так постепенно, от занятия к занятию, ребёнок приобретает и совершенствует навык правильного речевого дыхания, а также приучается осуществлять контроль своего дыхания, прорабатывает умение устремлять воздушную струю в нужном направлении.

Использование игровых приёмов и наглядных пособий в процессе развития речевого дыхания не только помогает сформировать правильное дыхание, но и укрепляет здоровье ребёнка, способствует исправлению дефектов звукопроизношения, вызывает у ребёнка неподдельный интерес, создаёт положительный эмоциональный настрой, превращает занятие в увлекательную игру.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий