Сценарий музыкального занятия для детей старшей группы, посвященного знакомству с музыкой М.К.Огинского.
Светлана РАЙБЕ,
музыкальный руководитель,
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цели:
– познакомить с творческой деятельностью, музыкальными произведениями композитора Михаила Клеофаса Огинского;
– воспитывать любовь к родному краю и его истории.
Программные задачи:
– развивать эмоционально позитивное отношение, интерес к разным жанрам музыкального искусства;
– формировать умение самостоятельно рассказывать о выразительно-изобразительном содержании музыкальных произведений разных жанров, одного композитора, основываясь на знании средств музыкальной выразительности;
– воспитывать желание познавать разные жанры музыкального искусства.
Материал и оборудование: мольберт, портрет композитора, аудиозаписи с музыкальными произведениями композитора, мультимедийная установка, видеоматериал усадьбы М.К.Огинского, пособие к музыкально-дидактической игре «Песня, танец, марш».
Ход занятия
Воспитанники заходят в зал под музыку «Полонез».
Музыкальный руководитель: Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Скажите, вам эта музыка знакома?
Дети: Знакома.
Музыкальный руководитель: Где вы её могли слышать?
Дети: Когда заходили в зал.
Музыкальный руководитель: А ещё где?
Дети: По телевидению, на празднике города, где исполнял танец танцевальный коллектив.
Музыкальный руководитель: Такую прекрасную музыку написал известный польский композитор Михаил Клеофас Огинский (педагог показывает портрет композитора). Скажите музыка, вам понравилась?
Дети: Понравилась.
Музыкальный руководитель: Полонез – это танец. А какие вы танцы знаете?
Дети: Вальс, полька.
Музыкальный руководитель: Давайте присядем на стульчики. На одно мгновение мы можем оказаться в усадьбе Огинского, которая находится недалеко от нашего города Сморгони, в деревне Залесье. (Видеоматериал)
Музыкальный руководитель: Будучи щедро музыкально одарен от природы, князь Огинский отличался в своих сочинениях мелодичностью, проникновенностью. Полонезы, сочиненные им, были популярны не только в Польше, но и за границей, несмотря на их простоту изложения. Всего известно около 20 полонезов князя М.Огинского. Самый популярный из них носит название «Прощание».
Музыкальный руководитель: Давайте ещё раз с вами прослушаем эту композицию.
«Полонез», муз. М.К.Огинского
Музыкальный руководитель: Композитор написал много произведений: марши и боевые песни, например, полонез «Прощание с родиной», множество фортепианных пьес, романсов, опер, вальсов. Сейчас я хочу вам предложить послушать одно произведение из его сочинений.
«Марш», муз. М.К.Огинского
Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, что сейчас прозвучало? Песня, танец или марш?
Дети: Марш.
Музыкальный руководитель: Какой он по характеру?
Дети: Торжественный, бодрый, военный.
Музыкальный руководитель: А скажите, что можно, ребята, делать под эту музыку? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: А теперь давайте послушаем другую композицию.
Вальс D—dur, муз. М.К.Огинского
Музыкальный руководитель: А что можно, ребята, делать под эту музыку?
Дети: Танцевать.
Музыкальный руководитель: А какой танец?
Дети: Вальс.
Музыкальный руководитель: Какой характер у вальса?
Дети: Нежный, плавный, величественный, грациозный.
Музыкальный руководитель: Всего вальсов у М.К.Огинского три. Обратите внимание на экран. Бал в усадьбе Огинского – как танцуют вальс, какие галантные мужчины и как грациозны дамы, как легко исполняют танцевальные движения.
Я предлагаю вам представить, что вы на балу и нужно выйти и показать, какие можно придумать вальсовые движения.
Вальс С-dur, муз. М.К.Огинского (Танцевальное творчество детей)
Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш»
Детям раздают дидактический материал игры.
Музыкальный руководитель: Сейчас будет звучать музыка, и вы должны показать, это песня, танец или марш.
В аудиозаписи звучат фрагменты музыки композитора М.К.Огинского «Романс», «Вальс», «Марш».
Музыкальный руководитель: В дальнейшем мы с вами ещё познакомимся с творчеством этого прекрасного композитора, а сейчас нам пора возвращаться в группу.
Дети под «Марш» М.К.Огинского выходят из музыкального зала.