Сценарий квест-игры, нацеленной на создание благоприятных психологических условий для успешной социализации в учреждении дошкольного образования детей раннего возраста с трудностями адаптации
Наталья ВАЙДО,
педагог-психолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
С целью создания благоприятных психологических условий для успешной социализации в учреждении дошкольного образования детей раннего возраста с трудностями адаптации в Сморгонском ДЦРР мной практикуется такая форма организации педагогической деятельности, как семейная гостиная «С мамой вместе».
Семейная гостиная – перспективная форма работы педагога-психолога с родителями, основанная на свободном взаимодействии детей и их родителей и направленная на решение педагогических задач.
Организуя детско-родительское взаимодействие, я пытаюсь помочь родителям понять особый хрупкий мир ребенка, создать общий положительный фон между родителями и ребенком. Поощряя познавательный интерес, осуществляя поддержку, выполняя задания вместе, а не вместо ребенка, выражая эмоциональное подкрепление процесса игровой деятельности, мамы и папы способствуют решению ребенком актуальных в этот возрастной период задач развития, а значит, помогают ему расти и развиваться.
К участию в таких занятиях привлекаю семьи воспитанников первых младших групп (возраст детей от 2 до 3 лет).
На занятиях родители с детьми погружаются в мир квест-игры – выполнив одно задание, ребята с родителями переходят к новому. Стараюсь организовать при этом пространственную среду помещения таким образом, чтобы участники могли свободно перемещаться и менять локацию по мере выполнения игровых упражнений, что также способствует адаптационному процессу.
Такая форма работы с семьей является огромным ресурсом как для решения проблем детей раннего возраста в период их адаптации к учреждению дошкольного образования, так и для повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Ход квест-игры
Приветствие
Дети с родителями и психолог становятся в круг, берутся за руки и говорят:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг! (Берутся за руки)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Улыбаются)
Стоим рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Психолог: Ребята, посмотрите, кто пришел к вам в гости? (Показывает игрушку Божью Коровку).
Дети: Божья Коровка (педагог здоровается с детьми с помощью игрушки).
Дидактическая игра «Укрась Божью Коровку»
Цель: отрабатывать согласованность действий в паре ребенок – родитель, развивать моторику пальцев и координацию движений.
Материал: раздаточный лист для педагога с нарисованной Божьей Коровкой, раздаточные листы для детей с Божьей Коровкой без пятнышек, пуговички черного цвета по 5–7 шт. на каждого ребенка, пальчиковые краски.
Психолог: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела Божья Коровка (демонстрирует детям картинку с божьей коровкой). А теперь внимательно посмотрите на свои божьи коровки. Чего на них не хватает? (Пятнышек). Давайте украсим их спинки пуговицами (Перед каждым ребенком стоит миска с пуговицами, ребенку нужно выкладывать пуговицы на спинку божьей коровки, затем необходимо собрать все пуговицы обратно в миску).
Психолог: Какие красивые они у вас получились. А теперь аккуратно соберем пуговки в коробочку, снова наша Божья Коровка стала без точек. Хотите сделать ее навсегда нарядной? Тогда давайте ей нарисуем точки (Перед каждым ребенком – баночка с краской любого цвета, педагог показывает детям, как опускать пальчик в краску и ставить им отпечаток на шаблоне божьей коровки; звучит спокойная музыка, мамы помогают выполнять детям это упражнение, они опускают пальчик малыша в краску и ставят им отпечаток на шаблоне божьей коровки).
Психолог: Какие красивые получились Божьи Коровки. Вы умницы, хорошо постарались. А сейчас давайте мы с вами вытрем ручки и полетаем на коврике, помашем крылышками, как Божья Коровка (дети под музыку бегают, машут руками). Умницы! А теперь садитесь к мамам на коленки, и поиграем в другую игру.
Подвижная игра «У меня пропали…»
Цель: развивать умение выполнять совместные действия в соответствии с текстом (мамы помогают ребенку «спрятать» ту часть тела, о которой говорит психолог).
Психолог:
У меня пропали руки (руки за спиной).
Где вы, ручки мои?
Раз, два, три, четыре, пять – покажитесь мне опять, (показывают руки).
У меня пропали уши (уши закрывают ладошками).
Где вы, ушки мои?
Раз, два, три, четыре, пять – покажитесь мне опять, (показывают уши).
У меня пропали глазки (глаза закрывают ладошками)
Где вы, глазки мои?
Раз, два, три, четыре, пять – покажитесь мне опять (убирают ладошки)
Психолог: Какие вы быстрые и умелые! Молодцы!
Игровое упражнение «Солнышко для Божьей Коровки»
Цель: отрабатывать согласованности действий в паре ребенок – родитель, развивать мелкую моторику рук.
Материал: солнышко без лучиков на каждого ребенка (из картона), желтые прищепки 6 шт. на каждого ребенка
Психолог: Наша Божья Коровка решила помочь солнышку, которое потеряло свои лучики. Но без вас ему не справится. Давайте вместе сделаем лучики для солнышка (дети прикрепляют с помощью родителей лучики).
Психолог: Какая хорошая Божья Коровка, какое она хорошее дело придумала. Какие вы ребята старательные. У вас такие красивые солнышки получились.
Массажная пауза «Малыши»
Цель: развивать эмоционально-телесный контакт ребенок – родитель.
Психолог:
Это глазки, чтобы видеть (мамы показывают и гладят глазки малыша).
Это ножки, чтобы прыгать (мамы показывают и гладят ножки малыша).
Это ушки, чтобы слушать (мамы показывают и гладят ушки малыша).
Это ротик, чтобы кушать (мамы показывают и гладят ротик малыша).
Это ручки, чтобы брать (мамы показывают и гладят ручки малыша).
И мамулю обнимать! (малыш и мама обнимаются).
Игровое упражнение «Дорожка для Божьей Коровки»
Цель: развивать моторику рук, воображение, цветовосприятие.
Материал: кубики двух цветов – красного (2 шт.) и жёлтого (2 шт.) на каждого ребёнка в контейнере, «полянки» – по пластиковой тарелочке зелёного и красного цвета на каждого ребёнка (если нет пластиковых тарелочек, то педагог вырезает из картона круги нужных цветов), Божья Коровка (игрушка или вырезанная из картона).
Психолог: Пошла Божья Коровка погулять, а на пути ей камешки дорогу перегородили (Педагог раздаёт кубики). Давайте поможем Божьей Коровке положить красные камешки на красную полянку, а жёлтые камешки – на жёлтую полянку (Педагог выдаёт «полянки» и показывает образец классификации). Всё – дорога свободна! Но Божья Коровка забыла, куда ей надо идти. Решила она взять один камешек красного цвета и один камешек жёлтого цвета и поставить их друг на друга (Дети с помощью мам выполняют действия педагога). Высокая получилась башня! Залезла Божья Коровка на башню, чтобы посмотреть, куда дальше идти (Педагог показывает, как Божья Коровка залезла на башню).
Лепка «Конфетки для Божьей Коровки»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие группового взаимодействия и мелкой моторики, закрепление понятий «один», «много», «ни одного».
Материал: пластилин, доски для пластилина – на каждого ребёнка, игрушка Божья Коровка, тарелочка «полянка».
Педагог:
Божья Коровка, лети на небо.
Там твои детки кушают конфетки.
Всем по одной, а тебе ни одной.
Психолог: Ребята, наша Божья Коровка захотела скушать конфетку, но посмотрите на ее тарелочку, у нее нет ни одной конфетки. Давайте слепим Божьей Коровке по одной конфетке (Дети с мамами из пластилина лепят шарики, сперва отрывают от общего пластилина кусочек и круговыми движениями скатывают его в кружочек, если у ребенка не получается выполнить упражнение самостоятельно, ему помогает выполнить мама).
Психолог: Молодцы! Конфетки готовы, каждый из вас сделал для Божьей Коровки по одной конфетке. У Маши одна, у Антона одна, у Полины одна. А теперь мы возьмем по конфетке и положим их на «полянку» (тарелочку) и надавим сильно указательным пальчиком на конфетку (Педагог собирает конфетки на общую тарелочку, помогая каждому ребенку выполнить правильно это задание). Посмотрите, как много стало конфет у Божьей Коровки! Давайте мы отдадим ей эти конфетки, пусть она угостит ими своих друзей (Педагог «отдает» конфетки Божьей Коровке). А мы поиграем с нашими мамами.
Спортивная дорожка
Цель: снятие эмоционального напряжения и тревожности, развитие группового взаимодействия
Материал: музыкальная колонка, лавочки, лабиринты, массажные коврики, обручи.
Дети под музыку проходят вместе с родителями все препятствия.
Психолог: Ребята, Божья Коровка, говорит, что ей пора улетать, а нам пора заканчивать играть.
Прощание.
Дети, родители и педагог становятся в круг.
Собрались все дети в круг я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Целый час мы занимались и немножко баловались.
Вот закончилась игра, отдыхать всем нам пора.