Сценарий занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста.
Валентина ЕВМЕНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область,
Программные задачи:
– упражнять в прямом и обратном счёте в пределах десяти, в различении плоских и объёмных геометрических фигур;
– познакомить с условным знаком, обозначающим число 10, с образованием числа 10;
– закреплять знания цифр, пор года, месяцев, дней недели, частей суток, состав числа (2 – 5), знание связей и отношений между смежными числами;
– развивать умение ориентироваться на себе (выделять левую и правую стороны), ориентироваться на листе бумаги, выстраивать сериационные ряды;
– воспитывать самостоятельность, дружелюбие, познавательный интерес, интеллектуальные чувства.
Материал и оборудование: плакат «Цифрик и Фигурка», числовой ряд (1–10), геометрические фигуры, цифры (0–9), плакат «Геометрические фигуры», модель «Времена года», модель «Части суток», походный дневник, атрибуты к д/и «Пифагорики», 2 набора «Паруса» (полоски разного цвета и длины), атрибуты к д/и «Цветочная клумба», картинка «Лошадь» (из фигур танграма), магнитофон, мяч, указка, шкатулка, бусины; раздаточный материал на каждого воспитанника: пеналы с карандашами, рабочие тетради И.В.Житко «Математический калейдоскоп», набор фигур танграма.
Ход занятия
Воспитатель:
Собрались сегодня с вами,
Чтобы всем нам стать друзьями.
Поиграть, повеселиться
И чему-то научиться.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Сегодня мы отравимся в путешествие по просторам математики.
Математика – гимнастика ума.
В жизни всем и каждому нужна.
Воспитатель: Перед началом нашего путешествия, давайте заполним, как полагается, походный дневник.
Дидактическая игра «Весёлый мяч» (вопрос – ответ, с мячом)
– Сколько пор года? Назови их.
– Сейчас какая пора года?
– Сколько месяцев в году?
– Назови зимние месяцы.
– Сейчас какой месяц?
– Сколько дней в неделе? Назови их.
– Сейчас какой день недели? Назови части суток. Сейчас у нас? (Ответы детей)
Воспитатель: Итак, данные занесены. Отправляемся в путь.
Остановка «Математическая разминка»
(работа с числовым рядом)
Вопросы всем:
– Прямой счет.
– Обратный счет.
– Счёт четными числами.
– Счёт нечетными числами.
Каждому (по очереди задаются разные вопросы):
– Число, следующее за числом 7?
– Число, предшествующее числу 5?
– Число, следующее за числом 9?
– Число, предшествующее числу 9?
– Соседи числа 4?
– Соседи числа 7?
– Сравни 6 и 2?
– Сравни 5 и 9? (Ответы детей)
Воспитатель: У нас на горизонте следующая остановка – полянка «Сосчитай-ка».
Остановка «Сосчитай-ка»
Дидактическая игра «Соотнеси количество с цифрой»
Детям раздаются цифры (0; 1; 3–9), на столах лежат разные предметы в заданном количестве, детям необходимо их сосчитать и обозначить нужной цифрой
Воспитатель: Молодцы! Что у нас дальше на просторах математики? Геометрический лес.
Остановка «Геометрический лес»
Дидактическая игра «Назови геометрические фигуры (плоские, объёмные)»
(Трапеция, ромб, овал, пятиугольник, цилиндр, шар, конус, параллелепипед, куб)
Воспитатель: Молодцы! Далее мы превращаемся в «пифагориков». Пифагор – это древний ученый, философ, математик.
Остановка «Пифагорики»
Дидактическая игра «Пифагорики»
В этой игре, как в таблице умножения, необходимо соотнести фигуры по цвету, форме по горизонтали (строчкам) и вертикали (столбикам) и заполнить ячейки.
Воспитатель: Молодцы!
Остановка «Портовая»
Дидактическая игра «Выстрой сериационный ряд»
Дети делятся на две группы. В порту много парусников. Необходимо их выстроить в порядке возрастания величины паруса за 1-м столом; в порядке убывания величины паруса – за 2-м столом (по 10 парусов).
Остановка «Цветочная клумба»
Воспитатель: На клумбе растут ромашки, но они еще не распустились. Это необычные ромашки. На лепестках указаны суммы чисел – состав числа, вам необходимо сложить числа на лепестках, и положить к серединке с нужной цифрой. Поможем распуститься ромашкам.
Дидактическая игра «Цветочная клумба. Состав числа»
Дети выполняют математические действия и составляют цветы – кладут лепестки с заданной суммой к нужной серединке – цифре.
Воспитатель: Молодцы! Какая красивая стала клумба (вместе с детьми проверить правильность).
Воспитатель: Ребята, время отдохнуть и поиграть. Становитесь по порядку – начинаем мы весёлую зарядку!
Физминутка «Весёлая зарядка»
Фонограмма, движения в соответствии с текстом, можно использовать любую, привычную для детей.
Остановка «Школьная»
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Сегодня вы познакомимся с новой цифрой. Давайте, доскажем словечко и узнаем, с какой цифрой мы познакомимся.
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель:
Вот один и нолик рядом.
Только вместе зашагали,
И числом каким же стали…? (Десять)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что число 10 состоит из двух цифр. Каких? (1 и 0). 10 – это двузначное число, занимает две клеточки.
Воспитатель: Как из числа 9 получить число 10? Сколько нужно добавить? (ещё 1) (картинка на доске)
Воспитатель (проговаривает вместе с детьми): 9 + 1 = 10. Молодцы!
Работа в рабочих тетрадях (с. 60)
Воспитатель: Заштрихуем число 10. Единицу – вертикальные линии, ноль – горизонтальные. Разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Гармошка»
Посмотри: моя ладошка,
Как весёлая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри.
(Ладони лежат на столе, пальцы плотно сжаты, ритмично раздвигать и сжимать пальцы).
Воспитатель: Штрихуем сначала в воздухе, затем в тетрадях. (Дети самостоятельно штрихуют в рабочих тетрадях.
Воспитатель (напоминает воспитанникам о правилах работы за столами в тетрадях):
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.
Воспитатель: Ребята, наши друзья Цифрик и Фигурка сейчас путешествуют. Давайте узнаем, на чём они отправились в путешествие. Выполним графический диктант. Но сначала разминка «Лево – право».
Разминка «Лево – право»
Это левая рука. Это правая рука
Ушко левое у нас. Ушко правое у нас.
А вот это левый глаз.
А вот это правый глаз. Класс!
Графический диктант «Вертолет»
Дети выполняют графический диктант в рабочих тетрадях.
Воспитатель: Что у нас получилось? (Вертолёт) Молодцы! Выполняем следующее задание в рабочей тетради. Художник нарисовал руки в перчатках. Сколько пальцев на каждой руке? (5) На двух руках вместе? (10)
Воспитатель: Значит: 5 и 5 – это 10! Или 10 – это 5 и 5! (Проговорить с детьми) Молодцы! Закрываем рабочие тетради и откладываем их на край стола.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Подкованы ноги.
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою (Ответы детей).
Танграм «Лошадь»
У каждого воспитанника (на столе) – фигуры танграма; Необходимо выложить из них лошадь, а кто быстро справится – инд. задание на листке – выложи другую фигуру танграма (Лиса), или расставь знаки, или установи время.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Уверена, вы отлично справитесь еще с одним заданием – логическими задачками.
1. У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у мурки?
2. Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало всего птиц возле дома моего?
3. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие по просторам математики заканчивается, и наша последняя остановка – «Копилка знаний».
Остановка «Копилка знаний»
Дети становятся в круг.
Игра «Копилка знаний»
Воспитатель: Ребята, я вам раздам бусины – это частичка ваших знаний (раздаю). Вы говорите, что вы узнали нового, какое задание понравилось выполнять и кладете бусину – частичку ваших знаний в копилку (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, наша копилка знаний пополнилась. И вы обрели новые знания. Главное – не теряйте стремления!
Путешествию конец!
Каждый – просто молодец!
Математику любите!
Свои знания копите!