Путешествие по просторам математики. Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» для детей старшего дошкольного возраста

- 14:22Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Сценарий занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста.

 

Валентина ЕВМЕНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область,

 

Программные задачи:

– упражнять в прямом и обратном счёте в пределах десяти, в различении плоских и объёмных геометрических фигур;
– познакомить с условным знаком, обозначающим число 10, с образованием числа 10;
– закреплять знания цифр, пор года, месяцев, дней недели, частей суток, состав числа (2 – 5), знание связей и отношений между смежными числами;
– развивать умение ориентироваться на себе (выделять левую и правую стороны), ориентироваться на листе бумаги, выстраивать сериационные ряды;
– воспитывать самостоятельность, дружелюбие, познавательный интерес, интеллектуальные чувства. 

Материал и оборудование: плакат «Цифрик и Фигурка», числовой ряд (1–10), геометрические фигуры, цифры (0–9), плакат «Геометрические фигуры», модель «Времена года», модель «Части суток», походный дневник, атрибуты к д/и «Пифагорики», 2 набора «Паруса» (полоски разного цвета и длины), атрибуты к д/и «Цветочная клумба», картинка «Лошадь» (из фигур танграма), магнитофон, мяч, указка, шкатулка, бусины; раздаточный материал на каждого воспитанника: пеналы с карандашами, рабочие тетради И.В.Житко «Математический калейдоскоп», набор фигур танграма.

 

Ход занятия

 

Воспитатель:

Собрались сегодня с вами,
Чтобы всем нам стать друзьями.
Поиграть, повеселиться
И чему-то научиться.

 

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Сегодня мы отравимся в путешествие по просторам математики.

Математика – гимнастика ума.
В жизни всем и каждому нужна.

Воспитатель: Перед началом нашего путешествия, давайте заполним, как полагается, походный дневник.

 

Дидактическая игра «Весёлый мяч» (вопрос – ответ, с мячом)

– Сколько пор года? Назови их.
– Сейчас какая пора года?
– Сколько месяцев в году?
– Назови зимние месяцы.
– Сейчас какой месяц?
– Сколько дней в неделе? Назови их.
– Сейчас какой день недели? Назови части суток. Сейчас у нас? (Ответы детей)

Воспитатель: Итак, данные занесены. Отправляемся в путь.

 

Остановка «Математическая разминка»

(работа с числовым рядом)

Вопросы всем:

– Прямой счет.
– Обратный счет.
– Счёт четными числами.
– Счёт нечетными числами.

Каждому (по очереди задаются разные вопросы):

– Число, следующее за числом 7?
– Число, предшествующее числу 5?
– Число, следующее за числом 9?
– Число, предшествующее числу 9?
– Соседи числа 4?
– Соседи числа 7?
– Сравни 6 и 2?
– Сравни 5 и 9? (Ответы детей)

Воспитатель: У нас на горизонте следующая остановка – полянка «Сосчитай-ка».

 

Остановка «Сосчитай-ка»

Дидактическая игра «Соотнеси количество с цифрой»

Детям раздаются цифры (0; 1; 3–9), на столах лежат разные предметы в заданном количестве, детям необходимо их сосчитать и обозначить нужной цифрой

Воспитатель: Молодцы! Что у нас дальше на просторах математики? Геометрический лес.

 

Остановка «Геометрический лес»

Дидактическая игра «Назови геометрические фигуры (плоские, объёмные)»

(Трапеция, ромб, овал, пятиугольник, цилиндр, шар, конус, параллелепипед, куб)

Воспитатель: Молодцы! Далее мы превращаемся в «пифагориков». Пифагор – это древний ученый, философ, математик.

 

Остановка «Пифагорики»

Дидактическая игра «Пифагорики»

В этой игре, как в таблице умножения, необходимо соотнести фигуры по цвету, форме по горизонтали (строчкам) и вертикали (столбикам) и заполнить ячейки. 

Воспитатель: Молодцы!

 

Остановка «Портовая»

Дидактическая игра «Выстрой сериационный ряд»

Дети делятся на две группы. В порту много парусников. Необходимо их выстроить в порядке возрастания величины паруса за 1-м столом; в порядке убывания величины паруса – за 2-м столом (по 10 парусов).

 

Остановка «Цветочная клумба»

Воспитатель: На клумбе растут ромашки, но они еще не распустились. Это необычные ромашки. На лепестках указаны суммы чисел – состав числа, вам необходимо сложить числа на лепестках, и положить к серединке с нужной цифрой. Поможем распуститься ромашкам.

 

Дидактическая игра «Цветочная клумба. Состав числа»

Дети выполняют математические действия и составляют цветы – кладут лепестки с заданной суммой к нужной серединке – цифре.

Воспитатель: Молодцы! Какая красивая стала клумба (вместе с детьми проверить правильность).

Воспитатель: Ребята, время отдохнуть и поиграть. Становитесь по порядку – начинаем мы весёлую зарядку!

 

Физминутка «Весёлая зарядка»

Фонограмма, движения в соответствии с текстом, можно использовать любую, привычную для детей.

 

Остановка «Школьная»

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Сегодня вы познакомимся с новой цифрой. Давайте, доскажем словечко и узнаем, с какой цифрой мы познакомимся.

 

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель:

Вот один и нолик рядом.
Только вместе зашагали,
И числом каким же стали…? (Десять)

 

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что число 10 состоит из двух цифр. Каких? (1 и 0). 10 – это двузначное число, занимает две клеточки.

Воспитатель: Как из числа 9 получить число 10? Сколько нужно добавить? (ещё 1) (картинка на доске)

Воспитатель (проговаривает вместе с детьми): 9 + 1 = 10. Молодцы!

Работа в рабочих тетрадях (с. 60)

Воспитатель: Заштрихуем число 10. Единицу – вертикальные линии, ноль – горизонтальные. Разомнём пальчики.

 

Пальчиковая гимнастика «Гармошка»

Посмотри: моя ладошка,
Как весёлая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри.

(Ладони лежат на столе, пальцы плотно сжаты, ритмично раздвигать и сжимать пальцы).

Воспитатель: Штрихуем сначала в воздухе, затем в тетрадях. (Дети самостоятельно штрихуют в рабочих тетрадях.

Воспитатель (напоминает воспитанникам о правилах работы за столами в тетрадях): 

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь. 

Воспитатель: Ребята, наши друзья Цифрик и Фигурка сейчас путешествуют. Давайте узнаем, на чём они отправились в путешествие. Выполним графический диктант. Но сначала разминка «Лево – право». 

Разминка «Лево – право»

Это левая рука. Это правая рука
Ушко левое у нас. Ушко правое у нас.
А вот это левый глаз.
А вот это правый глаз. Класс!

 

Графический диктант «Вертолет»

Дети выполняют графический диктант в рабочих тетрадях.

 

Воспитатель: Что у нас получилось? (Вертолёт) Молодцы! Выполняем следующее задание в рабочей тетради. Художник нарисовал руки в перчатках. Сколько пальцев на каждой руке? (5) На двух руках вместе? (10)

Воспитатель: Значит: 5 и 5 – это 10! Или 10 – это 5 и 5! (Проговорить с детьми) Молодцы! Закрываем рабочие тетради и откладываем их на край стола.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Подкованы ноги.
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою (Ответы детей).

 

Танграм «Лошадь»

У каждого воспитанника (на столе) – фигуры танграма; Необходимо выложить из них лошадь, а кто быстро справится – инд. задание на листке – выложи другую фигуру танграма (Лиса), или расставь знаки, или установи время.

 

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Уверена, вы отлично справитесь еще с одним заданием – логическими задачками.

1. У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький и два беленьких. Сколько щенят у мурки?
2. Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало всего птиц возле дома моего?
3. Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие по просторам математики заканчивается, и наша последняя остановка – «Копилка знаний».

 

Остановка «Копилка знаний»

Дети становятся в круг. 

Игра «Копилка знаний»

Воспитатель: Ребята, я вам раздам бусины – это частичка ваших знаний (раздаю). Вы говорите, что вы узнали нового, какое задание понравилось выполнять и кладете бусину – частичку ваших знаний в копилку (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, наша копилка знаний пополнилась. И вы обрели новые знания. Главное – не теряйте стремления!

Путешествию конец!
Каждый  – просто молодец!
Математику любите!
Свои знания копите!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий