На своих уроках автор использует приёмы когнитивной визуализации: интеллект-карты, работу с карикатурами и комиксами, инфографику, карту знаний, скрайбинг, ленту времени, облако слов. Приёмы и методы когнитивной визуализации в первую очередь направлены на развитие у учащихся навыков извлечения и обработки информации из текстов любого типа. Применение этих приёмов способствует также активизации учебной и познавательной деятельности, формированию и развитию критического и визуального мышления учащихся, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий.
Алла ПАВЛОВСКАЯ,
учитель обществоведения
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Класс: 9-й.
Тема: Уникальность человека.
Урок № 1 в разделе I.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, аудиовизуальные, самоконтроля, словесные, наглядные.
Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся
– будут знать определения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «сознание»;
– будут уметь распознавать на основе приведенных характеристик проявления биологического, психологического и социального в человеке.
Задачи личностного развития:
– обеспечить усвоение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «сознание», а также организовать работу по распознаванию на основе приведенных характеристик проявления биологического, психологического и социального в человеке; способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся путем использования созданной ментальной карты по теме «Уникальность человека»;
– создать условия для развития навыков самостоятельного получения знаний, анализа и сравнения различных источников информации при характеристике человека; способствовать развитию навыков работы с текстом, иллюстрациями, знаковыми системами; развивать умение систематизировать и обобщать изученный материал, в том числе и по другим предметам, в виде схем, таблиц, ментальных карт; содействовать развитию навыки работы в парах;
– побуждать учащихся к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: учебное пособие для 9-го класса, мультиборд, презентация по теме урока, видеоролик по теме урока.
Презентация к уроку по теме «Уникальность человека»
Ход урока
I Мотивационно-организационный этап
1 Приветствие учителя
2 Объявление темы урока и постановка цели и учебных задач (Слайды 1, 2)
3 Актуализация знаний учащихся о природе человека с помощью вводной инфографики.
Учитель задает ключевой вопрос урока: «Человек может быть человеком только среди людей?»
Учитель выслушивает мнения учащихся и предлагает кратко обосновать свою точку зрения с учетом пунктов инфографики.
II Познавательно-операционный этап
1 Актуализация опорных знаний
Работа с понятиями «личность», «индивид», «индивидуальность», «сознание».
2 Введение нового материала
1) Работа с таблицей
Необходимо распределить предложенные словосочетания в соответствующие столбцы таблицы и устно прокомментировать свой выбор. (Слайд 3)
Словосочетания: прямохождение; использование орудий труда; потребности; связная речь; не умеет говорить; развитая кисть руки; высокоразвитый мозг; потребность в творческой деятельности; материнский инстинкт; потребность в общении; безопасность жилища; сознание; еда для удовлетворения голода.
Человек | Животные |
2) Эвристическая беседа
Можно ли утверждать, что человек имеет только социальную сущность?
3) Работа по заполнению ментальной карты «Уникальность человека»
Учащимся необходимо заполнить пробелы в карте в процессе изучения темы. На доске представлен незаполненный шаблон карты.
4) Просмотр видеоролика «Индивид, индивидуальность, личность» (Слайд 4)
Ссылка на видеоролик:
https://drive.google.com/file/d/1ZwKn5Mdfkq1347oI1E75GHzXryeuY8Kr/view?usp=share_link
Учащимся предлагается после просмотра видеоролика дополнить ментальную карту недостающими элементами.
5) Работа в парах
Выполнение задания на с. 11. Обсуждение вопроса: «Я уже личность или нет?
6) Работа с цитатой: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».
– В чем смысл выражения «индивидуальность отстаивают»?
– Как это, на ваш взгляд, проявляется?
7) Обсуждение комикса Х.Бидструпа «Индивидуальность»
– Как герой комикса отстаивает свою индивидуальность? (Разграничиваем понятия «Я хочу быть собой» и «Я хочу быть не таким, как все») (Слайд 5).
3 Первичное закрепление материала
1) Индивидуальное задание
Приглашаются к доске двое учащихся, чтобы распределить признаки индивида, индивидуальности и личности по группам. Работают за закрытыми частями доски. Затем сравниваются их ответы, комментируются остальными учащимися.
Слова для распределения: вес; характер; ответственность; темперамент; возраст; сознание; цвет волос; способности; рост; деятельность.
2) Работа с понятиями «сознание» и самосознание»
– Найдите определение понятию «сознание» в учебнике на с. 13.
– Отыщите свойства сознания в пункте параграфа и дополните ментальную карту (Активность, направленность, самонаблюдение, критичность).
– Чем самосознание отличается от сознания?
3) Работа с автопортретами художников на с. 14.
а) Какая из личностей более всего заинтересовала и почему?
б) Дайте краткую характеристику личности, автопортрет которой заинтересовал вас более других.
Слова, которые вы можете использовать: яркая, серая, выдающаяся, загадочная, неординарная, сильная, эксцентричная, творческая, заурядная, отталкивающая, обаятельная, волевая, сомнительная, странная, неизвестная … (Слайды 6, 7).
Физкультминутка
III Диагностическо-коррекционный этап
1 Вернуться к проблемному вопросу и попробовать ответить на него снова
2 Задание № 5 на с. 15
Составить синквейн на тему «Личность».
3 Фронтальный опрос с опорой на интеллект-карту
На основе заполненной интеллект-карты необходимо дать характеристику понятию «личность».
IV Завершающий этап
1 Информация о домашнем задании
§1, вопросы и задания.
2 Оценивание (само-, взаимо-, учитель)
3 Рефлексия
Прием «А напоследок я скажу…»
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы, которые у них перед глазами отображены на интерактивной доске (Слайд 8):
Сегодня я узнал … Я выполнял задания …
Было интересно … Было трудно …
Я понял, что … У меня не получилось …
У меня получилось… Меня удивило…
4 Заключительное слово учителя о работе класса и учащихся во время урока.