В материале представлен сценарий совместного мероприятия для детей и их родителей, направленного на обогащение педагогических знаний и умений родителей.
Олеся БЕШТА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Специальный ясли-сад № 30 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: обогащение педагогических знаний и умений родителей, направленных на развитие сенсорных, речевых и моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
– расширить представления родителей об игре детей, как о ведущем виде деятельности в младшем возрасте;
– способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста умения вступать в речевое общение, упражнять в правильном звукопроизношении, стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми;
– развивать коммуникативные навыки участников;
– формировать позитивные взаимоотношения между родителями, детьми и педагогами специального детского сада;
– способствовать развитию положительных эмоций у детей и взрослых.
Материал и оборудование: песенка «Паровозик чух-чух-чух», контейнеры с крупой (перловка, манка), большая матрешка и маленькие, подносы и контейнеры с кинетическим песком по количеству детей, формочки для пирожков, 4 обруча (красный, синий, зеленый, желтый), разноцветные шарики для игры «Разложи по цвету», тактильные коврики для игры «Найди свой домик», воздушные шары для всех детей, большой воздушный шар для рефлексии, памятки-буклеты для родителей «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», танцевальная песенка «Мы ногами топ-топ-топ».
Методы и приемы: игровой (пальчиковая игра «Семья», тактильные игры «Найди матрешек» и «Испечем мы пирожки», дидактическая «Разложи по цвету», подвижные «Найди свой домик» и «Паровозик»); словесный – краткое сообщение воспитателя, пальчиковая гимнастика с использованием стихов и песенок, поэтапные словесные инструкции к играм, поощрения, указания; наглядный – показ действий воспитателем, дидактический материал к играм; практический – самостоятельные действия ребенка руками и действия родителей руками, помощь детям.
Предварительная работа: пальчиковые игры с детьми; дидактические игры на запоминание цвета, величины и формы предметов; тактильные игры; выполнение танцевальных движений под музыку; индивидуальные беседы с родителями по теме; оформление памятки-буклеты для родителей «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».
Ход мероприятия
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы пригласили вас в «Школу мудрого родительства» на семинар-практикум «Развиваемся в игре». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. И эту потребность нужно удовлетворить потому, что играя ребёнок учится и познаёт жизнь. Но, к сожалению, из-за своей занятости и усталости родители зачастую мало времени оставляют на общение с ребенком. Дети меньше разговаривают, а больше сидят у телевизора или монитора компьютера. Они реже стали делать что-то своими руками в компании с родителями. Сегодня мы покажем простые игры, направленные на сенсорное и двигательное развитие детей, развитие мелкой моторики и способствующие развитию речи малыша. Эти игры доступны каждому, а подручные материалы для их проведения можно найти в каждом доме! Итак, вы готовы? Тогда приглашаю вас в путешествие в страну «Игралия».
Паровоз давно нас ждет,
в страну волшебную «Игралия» зовет.
Воспитатель. Я буду паровозом, а вы – мои вагончики. Вставайте друг за другом.
Звучит музыка «Паровозик чух-чух-чух».
Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз,
Он в страну Игралия всех нас привезет!
Воспитатель. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию «Семейная». Давайте поиграем с нашими пальчиками, и вспомним, что такое семья.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Дети вместе с родителями, проговаривая текст, поочередно разгибают пальчики левой и правой руки, начиная с большого (дедушка), и кончая мизинцем (я). На последние слова разжимают и зажимают ладони в кулак (вот и вся моя семья)
Тактильная игра «Найди матрешку»
Воспитатель. Ой, вы слышите, кто-то плачет! (Слышится плач). Ребята, а кто это плачет?
Дети (находят матрешку). Матрешка!
Воспитатель. От нее спрятались детки, и она очень просит помочь их найти. Поможем матрешке? А где же они могли спрятаться? Посмотрите, на столах стоят коробочки, может быть, они туда спрятались?
Детям предлагается найти предмет (маленькую матрешку), спрятанный в контейнере с перловкой (манкой) на ощупь, определить, какого размера матрешка-мама, и какого размера детки.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, мама матрешка – большая, а детки – матрёшечки какие? (Маленькие) Давайте отнесем деток к маме.
Воспитатель. Молодцы! Матрешка говорит вам большое спасибо за помощь, и предлагает всем вместе испечь «вкусные пирожки».
Игра «Испечем мы пирожки»
Перед родителями и детьми на столах стоят подносы с кинетическим песком и формочки. Совместно семья делает пирожки, булочки, украшает их и выкладывает на общий поднос. Для украшения может быть предложена работа со стеком и зернышками гороха и фасоли, изюм, разноцветная мозаика.
Воспитатель. Какие замечательные пирожки у нас получились! Но нам пора двигаться дальше. Давайте скажем матрешкам до свидания! Помашем ручкой и будем отправляться в путь. Где мои вагончики? Наш поезд оправляется. Звучит музыка «Паровозик чух-чух-чух».
Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз,
Он на станцию «Цветная» всех нас привез.
Воспитатель. Дети очень любят подвижные игры. Мы предлагаем вашему вниманию игры, с помощью которых можно закрепить название цветов и укрепить здоровье детей.
Игра «Собери шарики по цвету»
Необходимо разложить шарики в обручи соответствующего цвета.
Воспитатель. Молодцы, справились. И еще одна интересная и полезная игра.
Игра «Найди домик» (с тактильными ковриками).
Пока звучит музыка, дети двигаются по группе, как только музыка затихла, нужно встать на коврик-домик.
Воспитатель. Поиграли, а сейчас нам пора отправляться дальше. Вставайте друг за другом. Наш поезд оправляется.
Звучит музыка «Паровозик чух-чух-чух».
Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз,
Он на станцию «Веселая» всех нас привез!
Музыкальная игра-повторялка «Мы ногами топ, топ, топ…»
Воспитатель. Вот мы и приехали. А чтобы наше путешествие нам запомнилось еще больше, я предлагаю родителям окунуться в мир детства и вместе с детьми станцевать танец «Мы ногами топ, топ, топ». Смотрите на меня и повторяйте движения.
Воспитатель. Молодцы! Как хорошо танцуете! А нам пора возвращаться в детский сад. Где мои вагончики? Наш поезд отправляется.
Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз,
Он на станцию «Конечная» всех нас привез!
Воспитатель. Мы с вами побывали в волшебной стране «Игралия». Нам, педагогам важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося мероприятия. Поэтому я попрошу оставить свой отзыв о нем.
Игра-рефлексия «Шар эмоций и пожеланий»
Интересна ли была тема семинара-практикума?
Что полезного для себя вы узнали?
Какие игры, упражнения вас больше всего заинтересовали? Почему?
Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Родители и педагоги пишут на стикерах свои пожелания и впечатления о мероприятии. Передают друг другу большой воздушный шар, приклеивают на него свой стикер и делятся своими впечатлениями.
Воспитатель. Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара-практикума и желаем успехов в воспитании детей. А на память о нашем сегодняшнем увлекательном путешествии, мы дарим детям воздушные шары, а вам – памятки-буклеты «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома!».