Обобщение и систематизация знаний по теме “Важнейшие классы неорганических веществ”. Урок-игра. 8-й класс  

- 10:48Методичка, Химия. Материалы к урокам

Урок построен по принципу игры «Морской бой». Предлагаемый вариант обобщающего урока можно провести в любом классе и по любой теме.

Наталья САВКО,
у
читель химии
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

sawko.ivan@yandex.ru

 

 

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических соединений.

Задачи:

– способствовать повторению и систематизации знаний о классификации, химических свойствах и способах получения оксидов, кислот, оснований и солей;
– содействовать развитию умения составлять схемы превращений, отражающих взаимосвязь неорганических веществ, записывать уравнения реакций согласно схемам цепочек превращений; решать расчётные задачи, анализировать содержание заданий;
– создать условия для воспитания бережного отношения к своему здоровью через знакомство с веществами, которые влияют на жизнедеятельность человека и окружающую среду; чувства гордости за предприятия, которые синтезируют химические вещества в нашей стране.

Оборудование: штатив с пробирками, растворы соляной и серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, фенолфталеина.

Подготовительный этап

Необходимо заранее подготовить ватман с условными обозначениями и закреплёнными конвертами, которые содержат вопрос.  

В сетке на ватмане 6 строк и 5 столбцов. Первая строка содержит буквы А, Б, В, Г, Д, первый столбец – цифры от 1 до 6. Каждое задание зашифровано в ячейке под номером и буквой условным обозначением: З – задача; Э – эксперимент; В – вещество; П – цепочка превращений; И – интересно знать; К – классы неорганических соединений; Б – блиц-опрос (5 вопросов).

Выбирается жюри (4 человека), куда входят учащиеся 11-х классов, хорошо знающие химию.

 

Методика проведения урока

Класс делится на три команды. Каждая команда должна выбрать капитана, придумать название. Урок проводится по аналогии игры «Морской бой». Участники каждой команды по очереди выбирают себе конверт: называют цифру и букву, например, 1А. Конверт содержит условие задания. Команда готовится, затем 2-я команда выбирает задание и т.д. За каждое верное задание команде зачисляется химический элемент. Побеждает команда, которая наберёт наибольшее количество химических элементов.

 

Вопросы и задания для ячеек

1А-З: При растворении алюминия в разбавленной серной кислоте выделился газ, объём которого при н.у. составил 10 дм3. Рассчитайте массу алюминия, вступившего в реакцию (Ответ: 8,1 г).

1Б-П: В реакции соединения двух жидких при обычной температуре оксидов А и Б образуется вещество С, концентрированный раствор которого обугливает сахарозу. Приведите формулы А, Б, С.   (Ответ: оксид серы (VI), вода, серная кислота).

1В-Э: Используя предложенные реактивы, экспериментальным путём необходимо осуществить превращения: раствор-осадок-раствор.

1Г-Б:
1) Какие вещества называются оксидами? (Ответ: Оксиды – это сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых – кислород).
2) Какие оксиды являются кислотными? (Ответ: Кислотными называются оксиды, реагирующие со щелочами с образованием солей и воды).
3) Какие оксиды являются основными? (Ответ: Основными называются оксиды, реагирующие с кислотами с образованием солей и воды).
4) На какие группы делятся оксиды по строению? (Ответ: Молекулярные и немолекулярные).
5) Оксид какого элемента образует песок? (Ответ: кремний).

1Д-И: Водными ресурсами Беларусь обеспечена достаточно хорошо. На её территории насчитывается около 11 тысяч озёр и свыше 20 тысяч рек.

Река Пина – одно из главных богатств Пинска, является левым притоком Припяти. Её протяжённость 40 км. Воды текут неспешно и медленно, причём в черте города иногда наблюдается обратное течение. Берега у Пины низкие, местами заболоченные. Учёные следят за состоянием реки уже практически столетие: гидрологические сведения начали собирать ещё в далёком 1922 году.

Река Пина характеризуется более низкой минерализацией воды, чем реки северной и центральной части нашей страны.

Объясните такое явление. Предложите формулы веществ, которые могут содержаться в воде. (Ответ: Речные воды Беларуси характеризуются следующим химическим составом: более высокая минерализация вод характерна для северной и центральной провинций и низкая – для южной. В водах южной провинции увеличивается содержание отдельных элементов в связи с осушительной и химической мелиорацией почв и относительно хорошей миграционной способностью растворимых соединений в песчаных породах почв. В северной и центральной провинциях глины и суглинки задерживают миграцию элементов. По материалам сайта https://geo.bsu.by.)

2А-И: Это основание в воде, напоминающее по внешнему виду молоко, используется для побелки деревьев весной. Делается это для того, чтобы личинки вредных насекомых не могли проползти из земли к ветвям деревьев. При контакте с известью личинки погибают. Это основание широко используют в качестве строительных смесей для штукатурки, часто добавляют в цементные растворы для увеличения прочности бетонных и железобетонных конструкций. О каком основании идёт речь? (Ответ: гидроксид кальция) [3, c. 84].

2Б-З: Металлический натрий растворили в воде. На нейтрализацию полученного раствора затрачена соляная кислота массой 100 г с массовой долей кислоты 36,5 %. Определите массу натрия. (Ответ: 23 г).

2В-П: Кислотные дожди появляются, когда с атмосферным и водяным паром соединяются оксиды серы и азота. Эти оксиды выбрасываются в окружающую среду металлургическими предприятиями, электростанциями, автомобильным транспортом. Кислотные дожди повышают кислотность почвы. Большинству растений это не «по нраву». Существует совсем немного растений, способных расти на кислых почвах без ущерба для себя. Дайте характеристику сернистому газу, ответ подтвердите уравнениями химических реакций [2, c. 18].

(Ответ: Сернистый газ является типичным кислотным оксидом.

Сернистый газ реагирует с основаниями с образованием гидросульфитов (кислые соли) и сульфитов (средние соли):

SO2 + NaOH = NaHSO3 – гидросульфит натрия
SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O – сульфит натрия

реакции сернистого газа с основными оксидами:

SO2 + CaO = CaSO3
SO2 +K2O = K2SO3

с водой образует сернистую кислоту, которая существует только в растворе и относится к двухосновным кислотам:

H2O + SO2 ↔ H2SO3)

2Г-И: Это соединение часто называют “золотом для дураков”. Это блестящий жёлтый минерал, который легко можно принять за вкрапления самородного золота в горной породе. Часто залегает в тех же местах, что и золото. Это обстоятельство неоднократно вводило в заблуждение незадачливых золотоискателей. О каком соединении идёт речь? (Ответ: пирит) [1, c. 38].

2Д-З: Какой объём хлороводорода (н.у.) можно получить из 2 моль водорода? (Ответ: 89,6 л).

3А-З: При рентгеноскопическом исследовании организма человека используют сульфат бария. Перед рентгенологическим обследованием желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого вещества, не пропускающего рентгеновское излучение. Определите массовую долю металла в сульфате бария. (Ответ: 59 %). [2, c. 12].

3Б-Б:
1) Какие вещества называются кислотами? (Ответ: Кислоты – сложные вещества, в молекулах которых содержаться атомы водорода, способные замещаться атомами металлов, и кислотные остатки).
2) Какая кислота придаёт кислый вкус кефиру, образуется при скисании капусты? (Ответ: молочная кислота).
3) Какие кислоты в небольших количествах встречаются в дождевой воде? (Ответ: азотная и серная кислоты).
4) Приведите пример нелетучих кислот. (Ответ: серная и фосфорная кислоты).
5) Приведите два примера одноосновных кислот. (Ответ: Например, азотная и соляная кислоты).

3В-И: Хлорид натрия – обязательный компонент большинства блюд на столах разных народов мира. Присаливая пищу, люди насыщают организм натрием и хлором. Они встречаются в других природных источниках довольно редко, но являются очень важными элементами, отвечающими за работу нервной системы, сократительную способность мышц, нормализуют секрецию желудочного сока и поддерживают водный баланс организма. Именно поэтому вкусовые центры мозга, анализирующие пищу, воспринимают хлорид натрия и сигнализируют об этом.

Предложите три способа получения хлорида натрия. [2, c. 28]

Где в нашей стране добывают хлорид натрия?

Дополнительная информация к задаче: «ОАО «Мозырьсоль» – белорусское предприятие по производству поваренной соли, расположенное в городе Мозыре Гомельской области.
Первая продукция была выпущена в декабре 1982 года.. В 1997 году комбинат преобразован в открытое акционерное общество «Мозырьсоль».
Предприятие использует Мозырское месторождение каменной соли в 5 км южнее города, сформировавшееся в позднедевонский период. Соль залегает пластами на глубине 699–734 м и содержит 81–99 % NaCl и 0,4–3,5 % нерастворимых остатков. Промышленные запасы в 1999 году оценивались в 600 млн тонн (Материал из Википедии).

 

3Г-П: Нерастворимое в воде соединение А бурого цвета при нагревании разлагается с образованием двух оксидов, один из которых вода. Другой оксид – В – восстанавливается углеродом с образованием металла С, вторым по распространенности в природе металлом. Назовите вещества А, В, С. (Ответ: Гидроксид железа (III), оксид железа (III), железо).

3Д-В: Выпишите вещества немолекулярного строения: нитрат натрия, оксид натрия, кислород, алмаз, кремний, серная кислота, оксид алюминия. (Ответ: нитрат натрия, оксид натрия, алмаз, кремний, оксид алюминия).

4А-К: Приведите классификацию солей (Ответ: По способности растворяться в воде соли делятся на две большие группы – растворимые и нерастворимые).

4Б-Э: Из предложенных реактивов экспериментальным путём осуществите превращения: бесцветный раствор – раствор малинового цвета. (Ответ: в раствор щёлочи добавляют индикатор фенолфталеин).

4В-В: Назовите вещества молекулярного строения: вода, водород, медь, гидроксид кальция, азотная кислота, оксид натрия, калий, серная кислота, озон. (Ответ: вода, водород, азотная кислота, серная кислота, озон).

4Г-К: Приведите классификацию оснований. (Ответ: По растворимости в воде основания делятся на растворимые и нерастворимые).

4Д-З: Химическое количество оксида кальция, вступившего в реакцию с водой, равно 3 моль. Рассчитайте массу полученного основания. (Ответ: 222г).

5А-З: Рассчитайте массу железа, которое прореагирует с соляной кислотой массой 12 г. (Ответ: 8,4 г).

5Б-П: Бесцветный газ А с резким запахом хорошо растворяется в воде. При действии на водный раствор этого газа цинка выделяется горючий газ В, который при пропускании над твёрдым веществом С чёрного цвета превращает его в простое вещество красного цвета. Что из себя представляют вещества А, В, С? (Ответ: Хлороводород, водород, оксид меди(II)).

5В-П: Твёрдое белое хорошо растворимое в воде соединение А представляет собой кислоту. При добавлении к водному раствору А соединения В, являющегося оксидом, образуется белое нерастворимое в воде соединение С. Что из себя представляют вещества А, В, С? (Ответ: Фосфорная кислота, оксид кальция, фосфат кальция).

5Г-Б:
1) Дайте определение понятию «основания»? (Ответ: Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксогрупп ОН).
2) Какое общее название имеют все растворимые в воде основания? (Ответ: Щёлочи).
3) Какое агрегатное состояние характерно для оснований при обычных условиях? (Ответ: Основания твёрдые веществ).
4) Какое основание применяется в химической промышленности для получения мыла, бумаги, искусственных волокон? (Ответ: Гидроксид натрия).
5) Какие нерастворимые основания используют в составе медицинских препаратов, которые применяют внутрь при заболеваниях пищеварительной системы? (Ответ: Гидроксид алюминия и гидроксид магния).

5Д-И: По области применения фосфорная кислота просто уникальна. Её используют повсеместно, начиная с пищевой промышленности и заканчивая производством удобрений. Даже во всеми любимой кока-коле содержится достаточно много фосфорной кислоты, поэтому, опустив в стакан с напитком ювелирное украшение, можно избавиться от налёта и загрязнений на нём. Получают фосфорную кислоту на Гомельском химическом заводе. Какая масса фосфорной кислоты может быть получена при взаимодействии воды массой 10,9 с соответствующим оксидом? [2, c. 19]

Задачу можно дополнить информацией: «Основными задачами ОАО “Гомельский химический завод” являются обеспечение потребностей населения Республики Беларусь, а также частичное удовлетворение зарубежных рынков, в минеральных удобрениях, средствах по защите растений, прочей химической продукции, повышение их качества и конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках, создание условий для успешного экономического развития предприятий и удовлетворения социальных нужд трудовых коллективов.

В состав предприятия входят производства: серной кислоты, фосфорной кислоты, минеральных удобрений.

ОАО «Гомельский химический завод» выпускает более 20 видов продукции, многие из которых по качественным показателям соответствуют зарубежным аналогам.

Для почв Беларуси разрабатываются специальные марки удобрений, содержащие все основные питательные вещества.

До 50 % продукции от всего объема производства поставляется на внутренний рынок предприятиям сельского хозяйства и промышленности, оставшаяся часть продукции экспортируется в основном на рынки соседних стран: Латвии, Литвы, Польши, Украины, России и др.» (По материалам https://www.belfert.by).

 

 

Список литературы

1 Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5–11 классы / Н.И. Дереклеева. – М : ВАКО, 2004. – 272 с.
2 Химия. 7–9 классы: дидактические и диагностические материалы / Е.Я.Аршанский [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2019. – 126 с.
3 Химия: учебное пособие для 8-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И.Е.Шиманович [и др.]; под ред. И.Е.Шимановича. – Минск : Народная асвета, 2018. – 239 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий