Сценарий коррекционного занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи
Виктория ВОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Обувь.
Цель: совершенствование грамматического строя речи у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
– формировать представление о видах обуви, частях обуви, закреплять обобщающее понятие «обувь»;
– образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ек-;
– употреблять существительные со значением отсутствия в форме родительного падежа;
– различать существительные в единственном и множественном числе;
– развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
– воспитывать умение бережно относиться к обуви.
Оборудование: шарик, сундук, кукла Маша, шнуровки, картинки по теме «Обувь», картинка замка, картинки пчелки, паука и сороконожки, разрезная картинка «Обувь», веревочка.
Ход занятия
Дети становятся в круг.
Учитель-дефектолог: Здравствуйте, ребята. У меня есть вот такой шарик. Мы будем передавать его друг другу. У кого в руках шарик, тот называет свое имя ласково.
Дети передают шарик по кругу.
А сейчас давайте посмотрим, у кого какое настроение. Если настроение хорошее, то показываем солнышко (ладошка), а если плохое, то тучку (кулачок).
Дети показывают свое настроение и выборочно отвечают, почему у них хорошее или плохое настроение.
А сейчас давайте запутаем наше настроение, плохое превратим в хорошее.
Дети поочередно показывают ладошку и кулачок.
Сейчас, мы можем сесть за столы, но путь у нас будет непростой. Нужно пройти по веревочке и посмотреть, что встретится нам на пути.
Дети идут по веревке, каждый собирает по одной картинке, которая лежит на полу и садится за стол. Учитель-дефектолог собирает все картинки и вывешивает на доску.
Давайте посмотрим, что нарисовано на этих картинках.
Дети поочередно называют все картинки (сапоги, ботинки тапки, туфли, сандалии).
А как мы назовем это одним словом? (Каждый ребенок повторяет: «Это обувь».
Смотрите, к нам в гости пришла кукла Маша. Ой, она плачет. Маша, что случилось?
Кукла: Ох-ох, злая колдунья забрала всю обувь. Теперь у меня нет обуви.
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте посмотрим, какой обуви нет у Маши?
Учитель-дефектолог показывает картинки с обувью и говорит: «Это ботинки. Чего нет у Маши?» (У Маши нет ботинок) и т.д.
Ой, смотрите, я нашла письмо от колдуньи. Давайте прочитаем, что там написано:
«Волчата разорвали мой ботинок на части и разбросали по лесу. Соберите все части, и я отдам Маше ее обувь».
Так как у Маши нет обуви, ей будет больно ходить по лесу. А у вас есть обувь на ногах? Какая обувь обута на ваших ножках?
Дети называют свою обувь.
Давайте поможем Маше. Отправляемся в лес.
Дети топают ножками.
Навстречу нам бежит сороконожка. Она нашла часть ботинка, но отдаст после того, как мы выполним ее задание. У сороконожки много ног, и ей нужно много обуви. У нас есть ботинок, а ей нужны? (Ботинки), у нас есть сапог, а ей нужны? (Сапоги) и т.д.
Ребята, вы молодцы! И за это Сороконожка отдала нам первую часть.
Идем дальше по лесу.
Физминутка «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
В яму – бух!
Учитель-дефектолог: Навстречу нам пчелка. Она тоже нашла часть обуви, но отдаст после того, как мы назовем обувь ласково. Тапка, а ласково? (Тапочка и т.д.)
Сейчас пчелка приведет нас ко второй части, следите за ней, чтоб не потеряться. Отправляемся дальше. Потопаем ножками.
Навстречу нам паучок. У него тоже есть часть обуви, но вернет он ее, как только мы поможем распутать паутину.
Дети расшнуровывают шнуровки. Паук отдает часть обуви.
Теперь у нас есть все части, давайте соберем ботинок. Из каких частей состоит ботинок?
Дети называют и показывают все части обуви.
Мы помогли колдунье, и она готова отдать Маше ее сапожки.
Появляется сундук, дети его открывают и достают оттуда сапоги для Маши.
Маша говорит вам большое спасибо, вы своими знаниями помогли ей вернуть свои сапоги. Вы большие молодцы.
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель-дефектолог: Наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось занятие, то поднимите ручки вверх, а если не понравилось, то опустите вниз. Что понравилось на занятии, а что не понравилось?
До свидания, ребята!