Тамара БУЯК,
учитель биологии
ГУО «Козловщинская средняя школа»
Дятловского района,
Гродненская область
Альтернативы являются прогрессивными инструментами обучения, которые могут заменить использование животных, наносящее им вред, или дополнить существующее гуманное образование. Пример использования альтернатив дается учащимся, в первую очередь, при проведении уроков, занятий объединений по интересам и факультативов.
Для дополнения практических, лабораторных занятий и иллюстрирования процессов, которые нуждаются в дальнейшем объяснении, очень хорошим методом являются видеофильмы. Например, при проведении демонстрационного опыта «Наблюдение за движением и реакциями на раздражение дождевого червя» в VIII классе вместо живых дождевых червей учащиеся смотрят видеоролик «Движение дождевого червя». Учащимся понятно, благодаря чему он передвигается, какой образ жизни ведет.
Практически, выполняя все лабораторные работы в VIII классе, живые экземпляры или влажные препараты заменяем на видео. Профессионально сделанное видео зачастую может дать больше знаний, чем принесенные в класс животные или уже давно изготовленные влажные препараты.
Модели, манекены традиционно используются на уроках биологии в IX классе и медицинской подготовке в X–XI классах. Это воспроизведение животного, отдельных органов человека из пластика или латекса при изучении сердца, глаза, костно-мышечной и других систем. Учащиеся сами могут прикоснуться к органам и более качественно изучить их строение. Вместе с тем они знают о том, что органы ненастоящие, никто никому не причинил боли и вреда, и это производит большой воспитательный эффект. А современные компьютерные тренажеры человеческого тела дают возможность лучше узнать, как работают системы органов человека и животных.
При проведении уроков биологии в VII классе метод игрового моделирования позволяет не рвать растения, а «построить» цветок самим и изобразить процесс опыления.
Экскурсии, которые проводятся для учащихся с VI класса, дают возможность им прикоснуться вживую к миру природы, понаблюдать за птицами, насекомыми, земноводными, порой даже и за млекопитающими в естественных условиях. Так, например, при проведении экскурсии в VIII классе по теме «Видовое разнообразие животных леса (городского ландшафта)», первоначально учащиеся повторяют основные правила поведения: не пугай животных, не рви растения, не сори, с пойманными животными обращайся очень осторожно, чтобы не повредить их органы, а некоторых вообще не трогай. Выполняя задания по плану экскурсии, ребята делают записи, фотографируют животных, наблюдают за птицами в бинокль, снимают видео. Результаты экскурсий постоянно обсуждаются, делается выставка фоторабот, рисунков всех учащихся.
Визуализация обеспечивает прочное и долговременное образное запоминание различной экологической информации, а также более глубокое ее осознание. Например, при проведении урока по теме «Многообразие птиц» учащиеся зачитывают текст нравственно-экологического содержания, образно представляют все то, о чем говорится в этом тексте. Чтение текста сопровождается спокойной музыкой. Визуализация предусматривает также перенос образов животных или растений в театральную игру. Поэтому при проведении уроков по теме «Экологические группы птиц», учащиеся часто разыгрывают мини-сценки из жизни этих животных. Играя, они доносят друг до друга строение, поведение птиц, их красоту и неповторимость.
Таким образом, на уроках биологии используются разнообразные альтернативные формы и методы, направленные на формирование у учащихся сострадания, сопереживания. Ведь разнообразие не позволит учащимся заскучать на уроке, а если не скучно, то значит интересно. А интерес – это огромный фактор, влияющий на успех воспитания личности. Поэтому реализация описанных средств и альтернативных методов положительно влияет на воспитание нравственных качеств учащихся, доброты, милосердия, доверия, на формирование этических норм и правил поведения в отношении к себе, людям и всем живым организмам.