Использование инфографики в развитии связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

- 14:21Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Систематическая работа с использованием инфографики дает свои положительные результаты: расширяется активный словарный запас, повышается речевая активность, формируется грамматический строй речи, развивается связная речь.

Татьяна ХАМЕЛЕВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный детский сад № 12 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

Развитие связной речи детей дошкольного возраста является одной из важных задач, стоящих перед специалистами дошкольных учреждений.

В работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи постоянно приходится искать методы и приемы работы, которые позволили бы сделать более эффективной работу по развитию речи. Наряду с общепринятыми приёмами, способами, методами и техниками необходимо использовать оригинальные, творческие методики, эффективность которых будет достаточно очевидной в процессе коррекционной работы.

Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения. На современном этапе это метод получил новое, современное развитие, что позволяет быстро и качественно собирать и представлять информацию. В этом помогает инфографика, т.е. графический, визуальный способ подачи информации. Использование этого метода помогает организовать интересное занятие и повысить уровень мотивации дошкольников к выполнению конкретных заданий.

Самая востребованная техника инфографики – мнемотехника, способствует быстрому запоминанию информации и воспроизведению её путём образования ассоциаций. На каждое слово или словосочетание придумывается, рисуется картинка – и весь текст представляется схематично. Используя картинки, символы, можно «записать» любой рассказ, сказку, стихотворение. Схемы служат зрительным планом, помогающим детям воссоздать услышанное.

В дошкольном возрасте преобладает зрительно-образная память. Это и делает использование мнемотехники актуальной в коррекционной работе.

Мнемотехника строится от простого к сложному. В своей работе я начинаю с простых мнемоквадратов. В дальнейшем постепенно, последовательно перехожу к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Что представляет собой мнемоквадрат? Это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

В виде мнемоквадрата можно представить простые предложения, например: «Мама читает». «Девочка рисует дом». «Собака грызёт кость».

Мнемодорожка – это уже ряд картинок, по которым можно составить предложение, небольшой рассказ из нескольких предложений. При использовании мнемодорожки необходимо познакомить детей со знаковой символикой, внести ее в речевую деятельность детей. Это символы, обозначающие действия предметов, и символы, обозначающие признаки предметов (цвет, размер, вкус, форма). Рисунок (символ) соотносится со словом, наиболее подходящим по смыслу.

Мнемотаблица – это схема, в которой «записан» текст, представленный отдельными мнемоквадратами, объединенными одной темой. Она даёт возможность последовательно составить рассказ, не пропуская и не повторяя события, признаки.

Работа ведется поэтапно. На первом этапе рассматривается таблица, уточняется, что на ней изображено. На следующем этапе по уже наработанному материалу осуществляется преобразование символов в образы, т.е. идет перекодирование информации. После этого, на заключительном этапе осуществляется рассказ – описание, пересказ по заданной теме.

При составлении рассказа – описания предмета выделяются значимые для него свойства, что позволяет характеризовать объект по большому количеству признаков – по форме, цвету, размеру, структуре и т.д.

Следует отметить, что в начале работы с мнемотаблицами, дети характеризовали предложенный предмет только по назначению и действию с ним, как правило, выделяли один-два признака. Когда ребята уже научились работать с моделями, они определяют от 6 до 11 признаков описываемого предмета.

Параллельно обучению описывать предметы с помощью мнемотехники, я веду работу по обучению составлению загадок (название предмета зависит от темы занятия).

Сначала я описываю какой-либо предмет сама или придумывала о нем загадку, используя мнемотаблицу. При этом использую как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какие?

Например: этот фрукт красный, как помидор; круглый, как мяч; с косточками, как у груши.

Затем предлагаю ребятам это сделать самостоятельно, но по предложенным схемам.

Вся работа базируются на игре, на смене видов деятельности, что помогает активизировать внимание детей, сохранить их устойчивый интерес к занятиям.

 

Таким образом, систематическая работа с использованием инфографики дает свои положительные результаты: расширяется активный словарный запас, повышается речевая активность, формируется грамматический строй речи, развивается связная речь. У ребят развивается наблюдательность, внимание, память, логическое и образное мышление.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, а также могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к этому виду деятельности и оптимизации процесса развития связной речи детей дошкольного возраста.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий