Сценарий занятия по математике для детей 5–6 лет
Нина КОТ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 1 г. Житковичи»,
Гомельская область
Программные задачи:
– формировать представления о количестве и счете, о составе числа из меньших чисел, из единиц;
– закреплять понятия связи и отношения между числами от 1 до 10;
– совершенствовать умение воспитанников ориентироваться в пространстве и времени.
– развивать познавательные интересы и познавательную самостоятельность воспитанников;
– воспитывать интерес к содержанию и процессу познания, интеллектуальные чувства (уверенность в себе, комфортность в окружающем мире), желание оказывать посильную помощь сверстникам и испытывать от этого уверенность в своих возможностях.
Материал и оборудование: демонстрационные листы учебно-наглядного пособия «Математический калейдоскоп», набор цифр, математические знаки, учебно-наглядное пособие «Умней-ка. 5–6 лет», интерактивное игровое пособие «Кот-Кубокот», мультиборд, магнитно-маркерная доска.
Авторский электронный образовательный ресурс к учебным наглядным пособиям И.В.Житко.
Ход занятия
Ситуация вербального общения «Поздороваемся необычно»
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть улыбки на ваших лицах. Давайте станем парами и поприветствуем друг друга разными способами: словами, рукопожатием, положив руку на плечо другу, кулачками, мизинцами и другими необычными способами, без слов.
Воспитатель: Я вижу, что настроение у всех отличное. Я вам предлагаю отправиться вместе с нашими друзьями – Цифриком и Фигуркой, в гости к Коту Кубокоту.
Игра-ситуация «В гости к Цифрику и Фигурке»
Работа с демонстрационным листом № 33 УНП «Математический калейдоскоп»
Воспитатель: Итак, в путь. А на пути есть разные преграды. Нас встречает цифра 1. Она приготовила задание.
Для того чтобы попасть к цифре 2, нам надо пройти через геометрический лес. Для этого назовите геометрические фигуры, на которые похожа форма деревьев в этом лесу (Дети выполняют задание и определяют геометрическую форму дерева).
Воспитатель: Мы дошли до цифры 2. Она предлагает назвать имена трех девочек (мальчиков), три цветка, три игрушки, три весенних месяца. Молодцы, ребята, нас встречает цифра… (показывает цифру 3, дети отвечают).
Воспитатель: Ребята, а вот и цифра 4. Вот ее задание: «Жители домика вышли на полянку погреться на солнышке. Считайте слева направо: кто стоит первым, третьим, пятым, шестым? Считайте справа налево: кто первый? На котором по счету месте стоит комарик? На котором по счету месте – стрекоза? Кто находится между бабочкой и мухой?» и т.д.
Воспитатель: Нас встречают две подружки – цифра 5 и 6. Назовите число, на 1 больше числа 6. Вспомните 7 дней недели (воспитатель выставляет модель недели (лист 44)).
Воспитатель: Ребята, Цифрик и Фигурка очень довольны вашими ответами и предлагают сделать перерыв, но не простой, а «умный». С вами будет играть Умный Колокольчик. Пока он звенит, вы двигаетесь по группе, прыгаете, веселитесь. Но как только Умный Колокольчик замолчит, вы останавливаетесь и решаете его задачки.
Физкультминутка
Воспитатель озвучивает задачки колокольчика в интервалах между звучанием Умного Колокольчика»:
Ежик шел по лесу, шел
На обед грибы нашел.
Пять под березой,
Один у осины,
Сколько грибов будет в корзине?
Карандаш один у Миши
Карандаш один у Гриши
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Три веселых киски
Кушали из миски.
Две наелись и ушли.
Сколько осталось кисок у миски?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с задачками Умного Колокольчика. Нас встречает цифра… (показывает цифру 8, дети отвечают).
А давайте покажем Цифрику и Фигурке, что мы не только умные, но и дружные, потому что умеем выполнять задание в паре и при необходимости оказывать друг другу помощь.
Работа в парах. Игровое упражнение «Выполни задание Цифрика и Фигурки»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам соединиться в пары с помощью геометрических фигур. Каждая фигура разделена на две части. А чтобы отыскать вторую часть, нужно нашим глазам провести гимнастику для глаз (раздает детям зрительные ориентиры)
Гимнастика для глаз (глазами следить за движением ориентира)
Раз – направо (отвести руку с ориентиром вправо),
Два – налево (отвести руку с ориентиром влево),
Три – наверх (руку с ориентиром поднять вверх),
Четыре – вниз (руку с ориентиром опустить).
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир (выполнять круговые движения ориентира перед глазами).
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз (ориентир поднести к кончику носа и медленно отдалить)
И вторую часть фигуры
Вдруг увижу я сейчас (поморгать).
Игра «Найди пару»
Воспитатель: Я приглашаю каждую пару занять место за столом, обозначенным геометрической фигурой, которая у вас в руках.
Воспитатель подходит к каждой паре и при необходимости дает краткое объяснение приготовленного на столах игрового задания Цифрика и Фигурки
Задания в парах:
– расставь знаки <, > или = между цифрами (6 8), (4 9);
– соедини линиями цифры (от 1 до 5; от 5 до 10);
– сосчитай изображение и соедини линией с цифрой, обозначающей их количество;
– из каких двух меньших чисел состоит число (6); (8);
– сделай состав числа 5 из единиц, состав числа 3 из единиц.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно справились с заданиями. А мы уже пришли! Нас встречает Кот-Кубокот
В интерактивное игровое пособие встроена колонка, на которую записан голос. Воспитатель включает колонку.
Кот-Кубокот: Здравствуйте, ребята. Я приготовил для вас компьютерную игру. Только вот беда – в игру проник вирус, и она не включается. Но вы можете победить его, если исправите «ошибку» на лепестках моего математического цветка.
Воспитатель: Ребята, поможем Коту-Кубокоту?
Игра «Расставь знаки на лепестках математического цветка»
Дети расставляют знаки <, >, =.
Кот-Кубокот: Отличная работа, друзья. Теперь я без труда включу вам игру «Каждый плод в свой дом».
Воспитатель на мультиборде запускает авторский электронный образовательный ресурс к учебным наглядным пособиям И.В.Житко.
Итог занятия. Рефлексия “Круг друзей”
Воспитатель: Ребята, вы не только очень умные и сообразительные, но и дружные ребята. Я приглашаю вас в круг. Мы будем передавать друг другу Умный Колокольчик и делиться с ним нашими эмоциями и впечатлениями о занятии.
(Воспитатель мотивирует ответы воспитанников вопросами)
Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что было самым интересным?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Кому ты помог сегодня? Кого бы ты хотел(а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.
Воспитатель: Ребята, я благодарю вас за активность, желание получать новые знания и оказывать помощь друг другу. Вы настоящие друзья.