Автоматизация звука [ш] в слогах, словах. Составление описательного рассказа о предмете мебели по схеме. Конспект индивидуального занятия

- 17:33КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с заключением «стертая форма дизартрии‚ нерезко выраженное общее недоразвитие речи». Сценарий можно использовать для открытого урока либо обычного занятия. Во втором случае, в качестве гостей можно использовать игрушки.

 

Елена ЛОМАКО,
учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи
ГУО «Детский сад №  4 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах. Составление описательного рассказа о предмете мебели по схеме.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. 

Задачи:

– развивать умение правильно повторять позу, темп, четкость выполнения движений языком; мышечный тонус, объем и дифференциацию движений мышц лица; длительность выдыхаемого воздушного потока; динамическую координацию движений пальцев рук;
– закрепить навык правильного произношения звука [ш] в сериях слов различной слоговой структуры;
– развивать умение образовывать прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам, согласовывать числительные с различными частями речи; составлять рассказ-описание по опорной схеме;
– развивать слуховое внимание, фонематический слух, зрительное восприятие, навыки рефлексии собственной деятельности, познавательную активность. 

Оборудование: картинки-символы, схемы-модели, мяч, игрушки, предметные‚ сюжетные картинки, разрезные картинки, массажная варежка, одноразовые ватные палочки, шестигранный карандаш, бумага, зеркало.

 

Ход занятия

 

I Организационный момент

Учитель-дефектолог:

Мы расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету тебе скажу:
«Будет интересно!»

К нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть и послушать, что ты умеешь делать и как умеешь красиво говорить. Столько гостей на занятии – это неожиданно для тебя? Посмотри на себя в зеркало. Покажи, как ты удивляешься. Подними брови, наморщи лоб. Покажи гостям, как ты радуешься. Растяни губы в улыбке. Покажи, как ты злишься. Сдвинь брови, наморщи нос. Подмигни гостям. Прищурь левый глаз, затем правый.

 

II Основная часть

Учитель-дефектолог: Гости не умеют делать зарядку для языка. Научишь их? Но сначала предлагаю выполнить дыхательные упражнения. (Все упражнения выполняются перед зеркалом).

Выполни упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата», сильно подуй на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.
Выполни упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Молоток», нужно стучать языком по альвеолам и произносить [ддд], подставляя полоску бумаги.
Положи ватку на кончик носа. Язык находится на верхней губе, кончиком вверх – «Фокус». Сдуй ватку с носа.
Подуй на бумажный шарик с силой, чтобы он улетал далеко – «Кто дальше загонит мяч?»
Молодец! Теперь давай приступим к другим упражнениям.
Выполни упражнения для губ: «Забор» – «Трубочка».
Выполни упражнения «Забор» – «Окно» – «Забор», в каждом положении удерживай под счет до пяти.

Молодец! Сейчас научи гостей выполнять зарядку для языка.

Сделай язык широким, выполнив упражнения «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата».
Накажи непослушный язык. Пошлепай губа­ми, покусай зубами.
Широким языком оближи верхнюю губу сверху вниз – «Вкусное варенье».
Выполни упражнение «Парус». Широкий язык упирается в альвеолы.
Широким языком поглаживай нёбо в передне-заднем направлении – «Маляр» Из положения «Парус» стучи языком по альвеолам со звуками [д] – «Молоток».
Прищелкивай языком с переменным темпом (учитель-дефектолог удерживает подбородок ребенка) – «Лошадка».
Выполняй движения кончиком языка сверху-вниз по зубам – «Почистим зубы».
Стучи язы­ком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд») – «Дятел» (одновременно учитель-дефектолог выполняет под языком колебательные движения влево-вправо ватной палочкой).

 

Гости принесли для тебя разные задания и просят, чтобы ты их выполнил.

Задание первое: «пошипи», как змейка, пока крутится «волчок» (ребенок «заводит волчок» и одновременно произносит на длительном выдохе звук [ш]). «Пошипи» столько, сколько шариков у ребят на картинке.

«Прочитай» слоги, что написаны на шарах (ребенок повторяет за взрослым).

ША  ШО  ШУ  ИШ  ЫШ  ЭШ

 

Поиграем в игру «Эхо»? Встанем из-за стола, возьмем мяч. Я буду произносить слоги и бросать тебе мяч. Ты будешь, как эхо, их повторять и бросать мяч мне обратно.

АШ – АШ – ОШ                                          ША – ШО – ША – ШО

УШ – ОШ – УШ                                          ШИ – ШИ – ШО – ШО

ОШ – ИШ – ИШ                                          ШУ – ША – ШУ – ША

АШ – ОШ – ИШ                                          ШИ – ШИ – ША – ШУ

 

Вспомним историю про воздушный шар.
Надуваем быстро шарик (в положении стоя, руки медленно разводятся в стороны). Ф-Ф-Ф-Ф-Ф-Ф-Ф-Ф (длительно выдыхается воздух, губы в положении «Трубочка»). Он становится большой (руки разведены в стороны). Вдруг, шар лопнул! Воздух вышел! (хлопок обеими руками над головой) Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (на выдохе произносится звук, одновременно руки опускаются вниз, ладошки достают до пола, выполняется наклон вперед). Стал он тонкий и худой! (вернуться в исходное положение).

Присядем за стол. Посмотри в зеркало и постучи язычком, как «Дятел»: д-д-д-д. «Поиграй на барабане»: д-д-д-д-д. «Забей гвоздики молотком»: д-д-д-д.

Одновременно учитель-дефектолог выполняет под языком колебательные движения влево-вправо ватной палочкой. 

Посмотри на картинки, расскажи, кто как одет.

Яшка – в рубашке.
Пашка – в шапке.
Мишка – в штанишках.

Где ребята хранят свои вещи? Что такое шкаф? Как называется шкаф для одежды? Какие еще предметы мебели ты знаешь? Где изготавливают мебель? Где продают, покупают мебель? (Ответы ребенка).

Наши гости приглашают тебя в мебельный магазин за покупками. «Включай мотор», «поедем на грузовике»: д-д-д-д (одновременно учитель-дефектолог выполняет под языком колебательные движения влево-вправо ватной палочкой).

Сколько мебели в магазине? Много чего? (Ответы ребенка) Предлагаю тебе стать покупателем. Я буду продавцом. Продам тебе предмет мебели тогда, когда расскажешь о ней по схеме.

Что это?
Для какой комнаты мебель?
Из каких частей состоит?
Из какого материала сделана?
Какого цвета?
Как использовать?

«Включай мотор»: д-д-д-д (одновременно учитель-дефектолог выполняет под языком колебательные движения влево-вправо ватной палочкой), нужно привезти купленную мебель домой. По дороге мебель разломалась. Сможешь ее починить? Подготовь пальчики к работе.

1, 2, 3, 4 много мебели в квартире
(поглаживать ладошкой правой руки по поверхности массажной рукавички)
В шкаф повесим мы рубашку.
(растирать большой палец правой руки, начиная с подушечки)
А в буфет поставим чашку.
(растирать указательный палец, начиная с подушечки)
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
(растирать средний палец правой руки, начиная с подушечки)
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
(растирать безымянный палец правой руки, начиная с подушечки)
А потом мы с котом
Посидели за столом.
(растирать мизинец правой руки, начиная с подушечки)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(поглаживать ладошкой правой руки по поверхности массажной рукавички)

 

Сложи мебель из частей. Назови предметы. Сосчитай предметы мебели.

Вот полянка, на ней дорожка. Разложи картинки на полянке. Путешествуй по дорожке и повторяй за мной слоги и слова правильно.

УШ-УШ-УШ – теплый душ
АША-АША-АША – девочка Даша
УШИ-УШИ-УШИ – ослиные уши
ШИН-ШИН-ШИН – глиняный кувшин
ШИНА-ШИНА-ШИНА – удобная машина
ЫШКА-ЫШКА-ЫШКА – маленькая мышка
УШКА-УШКА-УШКА – пуховая подушка
УШКА-УШКА-УШКА – лягушка-квакушка
УШКЕ-УШКЕ-УШКЕ – мишка на опушке
ЮШКА-ЮШКА-ЮШКА – шайба и клюшка
УШКА-УШКА-УШКА – с нитками катушка
ШОК-ШОК-ШОК – с шишками мешок

 

III Заключительная часть. Итог занятия. Рефлексия

Задания, что подготовили для тебя гости, закончились. Занятие подошло к концу. Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно выполнять? Какое задание хотелось бы выполнить еще раз?

Мне понравилось, как ты сегодня выполнял зарядку для языка, составлял рассказ о мебели, правильно произносил звук [ш] в словах. Тебя ждет награда. Гости дарят тебе медаль. Молодец!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий