В материале описан алгоритм изготовления дидактической игры, а также описаны игры, которые в нее входят.
Инна ВИНОГРАДОВА,
Елена СТОМА,
воспитатели дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Цель игры: систематизировать представления дошкольников о правилах безопасного поведения в окружающем мире, формировать умения внимательно относиться к своей жизни и здоровью.
Возраст участников: 4–6 лет.
Игра представляет собой макет дерева с магнитной основой, разделенный на четыре сектора; каждый оформлен по сюжету и имеет свое направление: «Безопасность в природе», «Безопасность в быту», «Безопасность на дороге», «Пожарная безопасность». Наборы сюжетных и предметных картинок (на магнитах), стихи, загадки, проблемные ситуации хранятся в цветных конвертах с условным обозначением. «Дерево безопасности» привлекает детей своей яркостью, мобильностью, простотой использования, разнообразным содержанием.
Методические рекомендации по использованию дидактической игры
Дидактическая многофункциональная игра «Дерево безопасности» предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Может быть использована педагогами дошкольных учреждений в индивидуальной работе с детьми и на занятиях по различным образовательным областям. В процессе игры ребятам предлагается найти отгадки, выбрать необходимую карточку в соответствии с текстом стихотворения, смоделировать какую-либо ситуацию, рассказать о последствии нарушений правил безопасности, сделать выводы и сформулировать правило безопасного поведения в окружающем мире.
Безопасность на дороге
Дидактическая игра «Назови правила дорожного движения»
Задачи: формирование навыков безопасного поведения на дороге, закрепление правил дорожного движения.
Дидактический материал: карточки с иллюстрациями к правилам дорожного движения.
Игровые действия: рассмотреть иллюстрацию; рассказать об изображенной ситуации; сформулировать правило дорожного движения.
Дидактическая игра «Улица города»
Задачи: формировать представления об опасных для жизни и здоровья местах на улице (шоссе, люк, детская площадка).
Дидактический материал: карточки с иллюстрациями к правилам поведения на улице.
Игровые действия: выбрать карточку; рассмотреть иллюстрацию; рассказать, что изображено на карточке; сделать вывод о правильном поведении.
Дидактическая игра «Прикрепи дорожный знак»
Задачи: формировать представления о дорожных знаках, закрепить правила дорожного движения.
Дидактический материал: карточки с дорожными знаками, машинами.
Игровые действия: разыгрывание различных дорожных ситуаций.
Безопасность в быту
Дидактическая игра «Что мы знаем о вещах?»
Задачи: расширять представления о правилах безопасного поведения в быту.
Дидактический материал: игровые карточки с изображением различных бытовых предметов.
Игровые действия: рассмотреть изображение предмета; объяснить, чем опасен предмет; рассказать правила обращения с ним.
Дидактическая игра «Как вести себя дома»
Задачи: формирование представлений об опасных ситуациях в быту, воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Дидактический материал: карточки с изображением опасных ситуаций в быту.
Игровые действия: рассмотреть на карточке предложенную ситуацию;
смоделировать правильную ситуацию.
Дидактическая игра «Найди, что может быть опасно»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в доме.
Дидактический материал: картинки с предметами домашнего обихода.
Игровые действия: выбрать картинку с предметом, который, по мнению ребенка, может быть опасным; объяснить свой выбор.
Безопасность в природе
Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»
Задачи: закреплять знания о съедобных и ядовитых растениях, умениях отличать их друг от друга.
Дидактический материал: картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов, ягод.
Игровые действия: собрать в «корзинки» съедобные растения; несъедобные «оставить в лесу».
Дидактическая игра «Лесник»
Задачи: закреплять знания о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании экологических знаков.
Дидактический материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.
Игровые действия: выбрать картинку; рассказать, что изображено и почему так случилось.
Дидактическая игра «Можно или нельзя»
Задачи: формирование основ безопасного поведения на воде, умения ориентироваться в окружающей обстановке.
Дидактический материал: картинки с изображением различных ситуаций, которые могут происходить на воде.
Игровые действия: дети рассматривают ситуации; рассуждают и делают выводы.
Пожарная безопасность
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Задачи: закрепить знания детей о профессии пожарного, предметах, необходимых команде пожарных.
Дидактический материал: картинки с изображением одежды пожарного, предметами для пожаротушения.
Игровые действия: найти картинки с изображением одежды пожарного и предметов, необходимых для тушения пожара; прикрепить их к основанию.
Дидактическая игра «Назови причины пожара»
Задачи: формировать знания о причинах пожара, воспитывать ответственность.
Дидактический материал: картинки с изображением одежды пожарного, предметами для пожаротушения.
Игровые действия: выбрать из предложенных сюжетных картинок ту ситуацию, которая может стать причиной пожара; аргументировать свой ответ.