Использование кубиков на уроках математики для активизации познавательной деятельности учащихся

- 9:31II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Идеи, Методичка

Последние годы многих учащихся 5–8-х классов отличает равнодушие к знаниям, желание учиться падает, особенно по математике. Главной задачей учителя в этих классах становится поиск эффективных форм, методов, способов и условий обучения.

Светлана КАЛЕНИК,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

Работаю учителем 20 лет. Последние годы многих учащихся 5–8-х классов отличает равнодушие к знаниям, желание учиться падает, особенно по математике. Главной задачей учителя в этих классах становится поиск эффективных форм, методов, способов и условий обучения.

Куб – это первое геометрическое тело, с которой мы знакомы с раннего детства, поэтому и выбрала его в помощь для проведения уроков математики. Прием назвала для себя «Говорящие кубики», потому как на гранях куба расположены слова – начало предложения или словосочетания, которые нужно продолжить учащимся, или же выполнить задание. Так вселяется уверенность учащихся в своих знаниях, умениях и силах. Важно не использовать частицу «не» или любое другое отрицание.

На уроках использую несколько кубиков, в зависимости от темы, цели и номера урока в теме.

На этапе проверки домашнего задания использую кубик Блума, на гранях которого написано:

– назови формулу (закон) или фигуру и ее элементы;
– почему эту формулу (закон, признак) использовал;
– объясни, как решил;
– предложи свой вариант решения;
– придумай задание;
– поделись вопросом;
– опиши форму, свойства, признаки и т.д.;
– сравни (то есть, сравни заданную фигуру с подобными, укажи сходства и различия);
– ассоциация, сделай анализ, примени, оцени (укажи все плюсы и минусы). 

При проверке устного счета, что очень важно на уроках математики, зачастую использую три кубика, на гранях – тематические задания или примеры. На этом этапе использую также соревновательный момент по рядам: какой ряд быстрее правильно справится с заданием, что также позволяет перейти к этапу активизации, стимулирует учащихся к учебной деятельности. 

На этапах активизации (или после сообщения темы урока) и рефлексии использую кубик, на гранях которого: могу, знаю, изучу, хочу, научусь, попытаюсь, что позволяет определить цели и задачи для учащихся на урок.

На этапе закрепления, рефлексии использую кубик-развертку, на гранях которого ребусы, загадки, задания или примеры по теме урока. 

Могу сказать, что этот прием применяется и на факультативных занятиях и внеклассных занятиях по математике, а также для индивидуальных заданий. Особенно интересен для учащихся кубик-развертка. Также предлагаю учащимся сделать подобные кубики самостоятельно.

Куб – это только форма, а записи на его гранях меняются в зависимости от урока. На уроках геометрии по теме «Треугольник» вместо кубика использую тетраэдр.

Развертка кубика для устного счета (тема «Действия с положительными и отрицательными числами»). 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий