Мой город – моя история. Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и общество» для обучающихся 5–6 лет

- 15:07Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен сценарий игры-путешествия по образовательной области «Ребёнок и общество».

 

Валентина КОНЕВЕГА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Специальный детский сад г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

 

Программные задачи:

– формировать первичные представления об историческом прошлом родного города, расширять знания об происхождении названий улиц в честь героев Великой Отечественной войны;
– конкретизировать представления воспитанников о родном населённом пункте и его достопримечательностях;
– расширять представления об известных предприятиях родного города и товарах, выпускаемых на этих предприятиях;
– развивать внимание и операционную сторону мышления при сравнении различных построек, архитектурных композиций;
– стимулировать любознательность, познавательный интерес;
– создавать благоприятные условия для возникновения и развития внеситуативно-познавательного и личностного общения воспитанников со взрослым и сверстниками;
– поощрять и развивать внимательное отношение воспитанников к высказываниям друг друга в процессе обсуждения предложенной темы;
– воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества и уважительное отношение к истории родного города.

Оборудование и материал: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, магнитная доска, безопасная гирлянда-иллюминация «Машина времени», предметные и сюжетные картинки с историей города, предметные картинки к дидактическим играм «Подбери пару», «Паутинка», простые карандаши, указка, крупногабаритные и мелкие кубики, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Мой город».

Предварительная работа: целевая прогулка к памятнику «Братская могила советских воинов и партизан», прогулка по улице К.Гнидаша, К.Давидюк, прогулка-экскурсия к близлежащему предприятию УРПП «Слонимская фабрика художественных изделий», рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города, изучение тематических буклетов «Мой город Слоним», «Предприятия моего города», «Исторические места Слонимщины», фотографии о деятельности фабрик и заводов города; оформление выставки «Судьба мне Слоним подарила», беседы по темам «На какой улице я живу?», «Почему улицы так называются?», «Улицы с историческими названиями», дидактические игры «Какое предприятие чем славится?», игра «Паутинка».

Презентация для занятия: https://drive.google.com/drive/folders/1-uT-EWjpdyCyNZqLqroDGA90j8k91kRG?usp=sharing

 

Видеоролик «Виды и достопримечательности города»: https://www.youtube.com/watch?v=vZk7KPhJvmw

 

Ход занятия

 

Воспитанники свободно играют в групповом помещении. Для перехода из деятельности в деятельность воспитатель дошкольного образования присаживается на ковёр и произносит слова «Зазывалочки».

Воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять –
Кто пойдёт со мной играть?
Собирайся, народ,
Кто со мной играть идёт.

 

Стоя на ковре. Воспитатель дошкольного образования произносит слова текста и показывает движения, воспитанники присоединяются, повторяя за ним слова и движения. Садятся на ковер.

 

Звучит музыкальное произведение М.К.Огинского «Прощание с Родиной»

 

Воспитатель: Ребята, вы слышали когда-нибудь эту мелодию? Где вы её слышали? (Предполагаемые ответы детей: на музыкальном занятии, в театре, в центре города, не празднике).

Это произведение написал наш земляк Михаил Огинский. Он когда-то давно жил в Слониме. А называется это произведение полонез «Прощание с Родиной». А что мы называем Родиной? (Предполагаемые ответы детей: это земля, на которой мы родились, где мы будем учиться и работать. Земля, где живут наши родители, дедушки, бабушки и все мы).

Существует такое понятие как малая родина. Как вы думаете, что значит «малая родина?» (Ответы воспитанников).

Малая родина – многолика. Для одних – это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других – кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя.

Как называется город, в котором мы живём? (Слоним)
Для меня историческая память – это мой любимый город Слоним.
Любимый город, древний Слоним,
Как много значишь в жизни ты моей.
Веками ты стоишь на Щаре с Иссой
И нет тебя дороже и милей!

Я приглашаю вас на «машине времени» совершить путешествие в прошлое нашего города и познакомиться с его историей.

Воспитанники становятся в круг, воспитатель дошкольного образования берёт гирлянду-иллюминацию с огоньками и произносит слова:

 

Огоньки бегут, бегут
В прошлое Слонима нас унесут.

 

Воспитанники опускают гирлянду на пол и присаживаются полукругом на стульчики. На мультимедийном экране появляется презентация «Прошлое города».

 

Слайд 1. Театр

С именем великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского (1728–1800) связан расцвет Слонима в прошлом. Очень давно на месте старого замка Сапеги Огинский построил великолепный дворец, в архитектурный ансамбль которого вошли манеж, театр, оранжерея, а также типография, парк, дома для придворных и гостей, другие постройки. Знаменитый «палац» имел 116 богато убранных комнат. Однако любимым местом Огинского стал Слонимский придворный театр, на сцене которого работали профессиональные итальянские и польские оперные и драматические актеры, художники, крепостной балет и хор.

Слайд 2. Река Щара с пароходом

Одной из гордостей города является Огинский канал.

Слайд 3. Вокзал

С железнодорожного вокзала отправлялись поезда в разные уголки страны. Само здание было сделано из крепкого огнеупорного кирпича.

Слайд 4. Центральная площадь

Центральное место в старом городе занимала площадь, где находились Свято-Преображенский и Свято-Троицкий соборы, костёл святого Андрея, синагога. Здесь же находилась и рыночная площадь.

Слайд 5. Панорама города

 

Воспитатель: А теперь, я приглашаю вас на прогулку по городу.

 

Динамическая пауза

Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то – небольшой, –
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(обнять друг друга)

 

Воспитатель: А каков же наш город сегодня? Что же сохранилось и преумножилось со временем? (Воспитанники подходят к мольберту. На мольберте – герб города и фото центральной площади).

Это – герб нашего города, который указывает на то, что город своим появлением обязан Сапегам. Название официального герба Лис, однако, никакой лисицы на гербе нет. Современная центральная площадь выглядит так (Воспитатель дошкольного образования выставляет фотографии).

Кто был на площади? (Ответы воспитанников).

Что вам больше всего понравилось? (Ответы воспитанников).

 

Игра «Подбери пару»

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери пару». Выберите старые архитектурные строения, которые со временем изменились (Воспитанники выбирают парные картинки с изображением объектов города в прошлом и настоящем, располагают их на магнитной доске, называя объект, обосновывая свой выбор).

Наш город славен ещё многими достопримечательностями. Назовите мне, самые главные предприятия города (Ответы воспитанников).

Я предлагаю узнать, какую продукцию и товары выпускают на разных предприятиях.

 

Работа за столами. Игра «Паутинка»

Воспитанники стрелочками выбирают продукцию заданного предприятия.

Воспитатель: Есть в нашем городе много исторических достопримечательностей, которые известны далеко за пределами нашей Республики.

 

На мультимедийном экране появляется презентация «Исторические места Слонимщины».

 

Слайд 6. Усадьба Пусловских в Предместье Альбертин

Особое место в Слониме – это пригород, а конкретно – предместье Альбертин. Здесь отличная атмосфера и несколько интересных построек и парковый массив с прудами.

Слайд 7. Жировичи

Слайд 8. Сынковичи

Совсем рядом со Слонимом находится две культовые достопримечательности. В Сынковичах можно посмотреть оборонительный храм XVI века, а в Жировичах – главный православный храм страны.

Хотите погулять по улицам нашего города?

 

Игра в кругу с мячом

Воспитатель: Я живу на улице Красных партизан. А называется она так, потому что во время Великой Отечественной войны на Слонимщине было много партизанских отрядов.

На какой улице живёте вы? Почему она так называется? (Предполагаемые ответы детей. Я живу на улице К.Давидюк. Во время войны она была радисткой, погибла при освобождении Слонима. Я живу на улице К.Гнидаша. Я живу на улице Н.Мирошника. Во время войны закрыл вражеский пулемёт и др.).

Хотите увидеть наш любимый, современный город? Тогда в путь!

Просмотр документального фильма «Этот город – самый лучший»

Воспитатель:

Судьба мне Слоним подарила!
Не захолустный городок.
Таких, как он, не много в мире.
Родной и милый уголок.

 

Я приглашаю вас на «машине времени» совершить путешествие в будущее нашего города.

Воспитанники становятся в круг, воспитатель дошкольного образования берёт гирлянду-иллюминацию с огоньками и произносит слова:

 

Огоньки бегут, бегут
В бедующее Слонима нас унесут.

 

А как вы думаете, каким будет наш город в будущем (Ответы воспитанников).

Я предлагаю вам построить город будущего.

Воспитанники строят предполагаемый город из конструктора.

Ребята, вы отлично справились с заданием. Ваш город получится очень интересным. На этом наше занятие закончилось. Всем большое спасибо!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий