Лён – наше богатство. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшего дошкольного возраста

- 9:38Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен сценарий занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Ребенок и общество».

 

Елена ЛАПКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 29 г. Лиды»,
Гродненская область



Программные задачи:

– формировать представления об одном из символов Беларуси – льне;
– формировать представления о белорусском народном промысле – ткачестве, о трудовом процессе по изготовлению изделий изо льна, о свойствах льняной ткани, о предметах декоративно-прикладного искусства изо льна;
– стимулировать развитие внимания, мышления (установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений) и связной речи;
– воспитывать интерес к истории и культуре своего народа, уважение к труду людей, изготавливающих предметы рукотворного мира.

Материал: предметы одежды и домашнего обихода изо льна, куклы изо льна, образцы льняной ткани, льняные нити, дидактическая игра «Откуда к нам одежда пришла?», обручи, платок.

  

Ход занятия

 

Звучит спокойная белорусская народная музыка. Воспитатель просит детей зайти в помещение и посмотреть внимательно, высказать свое предположение, где они могли оказаться. (На выставке, в музее, на ярмарке).

Воспитатель: Давайце прывітаемся на беларускай мове. (Добрай раніцы! Вітаем вас! Рады бачыць вас!)

У нашей куклы Василины сегодня появилась целая выставка кукол. Ребята, чем же отличаются эти куклы от привычных современных? (Они сделаны своими руками, для детей, для украшения дома, для праздника). Из какого материала они изготовлены? (Изо льна).

Дети рассматривают льняные полотенца, фартуки, рубахи, салфетки, скатерти.

Воспитатель: Для чего предназначены эти вещи? (Ответы детей).

Нравятся ли вам они? А эти предметы из какого материала изготовлены, как вы думаете? (Тоже изо льна).

Какая одежда и предметы домашнего обихода появились у нас на выставке? (Кофта, безрукавка, юбка, передник, полотенца, салфетки, скатерти).

Какого цвета одежда? (Светло-серого цвета кофта и яркая юбка). Как она украшена? (Вышивка на рукавах).

 

Игра «Назови по-белорусски»

Воспитатель: А на белорусском языке эти предметы одежды и домашнего обихода называются так:

рубашка – кашуля, безрукавка – гарсэт, юбка – спадніца, фартук – фартух, полотенце – ручнік, салфетка – сурвэтка, скатерть – абрус, покрывало – посцілка.

Все вещи на выставке сделаны изо льна. Хотите узнать, что такое лен, где растет лен? Откуда получают волокно? Как из него получают нитки? Как из них делают одежду и предметы домашнего обихода? (Ответы детей)

Раньше люди в Беларуси почти все делали своими руками. Одежду и ткани люди тоже изготавливали сами. Женщины в каждой семье умели делать изо льна пряжу, а потом на станке ткали посцілкі, полотно для ручнікоў. Они умело украшали ее узорами и орнаментом. Орнаменты вышивали руками и ткали на станках. Каждая ткачиха умела составлять орнамент из геометрических фигур. Также одежду белоруски украшали кружевом, которое вязали на спицах или крючком.

Вся Беларусь ходила в белой льняной одежде. В ней люди танцевали, пели, веселись, трудились. Некоторые считают, что жителей Беларуси стали называть белорусами потому, что они носили белую одежду. Льняная одежда очень прочная, ее носили много лет, передавая от матери дочери, от отца – сыну. (Дети рассматривают и ощупывают образцы льняной ткани).

Воспитатель: Лен – это растение с маленькими голубыми цветами. У каждого цветка пять лепестков. (Дети рассматривают изображение цветущего льна.) Когда лен созревает, у него появляется плод – коробочка. В одной коробочке бывает по 10 семян.

Из этого растения делали одежду, постельное белье и другие полезные вещи.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а легко ли работать на ткацком станке? (Это нелегко). Нужно быть внимательным и усидчивым, чтобы узор на ручнике получился правильным. Сегодня ткани производят на фабриках, но в Беларуси есть мастера-ткачихи, которые до сих пор ткут на ткацких станках.

Поначалу холст выходил грубым, серым. Его отбеливали. Из такого полотна можно было кроить одежду. Белоруски иногда окрашивали льняные нити и ткани с помощью настоя цветов, трав, листьев, глины в коричневый, красный, черный, синий цвета.

В первую очередь ткали ткань для одежды из ниток самого хорошего качества, потом для предметов обихода (полотенец, скатертей), и в конце – из остатков ниток – ходники (напольные коврики, дорожки).

Вот как много нужно было потрудиться людям, чтобы иметь одежду, белье. Белорусы – очень трудолюбивый народ.

Сейчас все процессы по производству изделий изо льна человеку помогает выполнять техника.

Как вы думаете, почему именно льняную ткань белорусы выбирали для своей одежды? (Льняная ткань удобная, теплая, хорошо впитывает влагу, быстро высыхает).

 

Опыт «Свойства льняной ткани»

Цель: доказать, что льняная ткань хорошо впитывает влагу.

Воспитатель: Чтобы проверить, какая ткань лучше, возьмите лоскуты льняной и синтетической тканей, одинаковые порции подкрашенной воды и немного вылейте на лоскуты каждой ткани. Наблюдайте, какой из лоскутов быстрее впитает воду. Искусственная ткань вообще не впитала жидкость. А льняная ткань быстро впитала почти всю воду.

Вывод: льняное полотно хорошо впитывает влагу. Благодаря этому свойству в одежде изо льна телу легко дышится.

Воспитатель: Почему у ткани разные свойства? (Ткань изо льна, искусственных нитей). В народе говорят: «Кто в лен одет, проживет сто лет». Носить льняную одежду полезно для здоровья. В льняной одежде летом прохладно, а зимой тепло. В такой одежде тело «дышит», так как натуральная ткань пропускает воздух.

 

Беларуская народная гульня “Садзі лянок”

Задачы: развіваць каардынацыю рухаў, хуткасць, уменне арыентавацца ў навакольных абставінах, выхоўваць арганiзаванасць, дружалюбнасць.

Перад пачаткам гульні дзеці выбіраюць таго, хто будзе вадзіць. На зямлi чэрцяць кругі – гнёзды (або кладуць абручы). Усе стаюць ў агульны круг і бяруцца за рукі. Той, хто водзiць, ходзiць па крузе і робіць розныя рухі: прысядае, падскоквае і г. д. Дзеці, не разнімаючы рук, павінны паўтараць яго дзеяннi. Нечакана вядучы камандуе: “Садзі лянок!” Кожны iмкнецца заняць гняздо. Той, хто яго не зойме, лiчыцца пасаджаным лянком, яго садзяць у гняздо, дзе ён знаходзiцца да канца гульні. Затым гульня паўтараецца.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Теперь, предлагаю вам послушать белорусскую народную песню “Ох, і сеяла Ульяніца лянок”

Ох, і сеяла Ульяніца лянок

Ох, і сеяла Ульяніца лянок,
Ох і сеяла Іванаўна лянок .

Прыпеў: Ох, сэрца лянок,
Мая радасць ты, лянок,
Усё бялюсенькі кужалёк.

Ох, палола Ульяніца лянок.
Ох, палола Іванаўна лянок.
Ох і рвала Ульяніца лянок,
Ох і рвала Іванаўна лянок.
А сарваўшы у снапочкі ставіла,
А сарваўшы ў снапочкі ставіла.
Ох, і слала Ульяніца лянок,
Ох, і слала Іванаўна лянок.
Ох, і прала Ульяніца лянок,
Ох, і прала Іванаўна лянок.
Ох, і ткала Ульяніца лянок.
Ох, і ткала Іванаўна лянок.
А саткаўшы ды сарочак нашыла,
А саткаўшы ды бялёных нашыла.

Воспитатель: Как Ульяница ухаживала за льном? Что она делала?

 

Дидактическая игра «Откуда к нам одежда пришла?»

Воспитатель: Разложите картинки по порядку и расскажите, как делали льняную одежду белорусы. (Весной в землю сеют зерна льна. Когда лен вырастает, созревает, его рвут, расстилают для просушки, собирают в снопы, затем треплют, вымачивают, бьют, получается кудель. Из кудели прядут нити. Из нитей ткут ткань  льняное полотно. Из ткани шьют одежду и предметы обихода. Украшают их красивой вышивкой).

 

Беларуская народная гульня “Лянок”

Задачы: практыкаваць ва ўменні ўзгадняць рухі са словамі, выхоўваць пачуццё калектывізму.

Матэрыял: хустка для бабулі.

З ліку тых, хто прымае ўдзел у гульні, выбіраецца бабуля. Астатнія становяцца ў круг і пытаюцца:

– Што, ты, бабуля, нам прасці дасi?

Бабуля выходзiць у цэнтр круга і адказвае:

– Старым бабулькам – воўны пасмачку,
А прыгожым маладзiчкам – белы лянок!

Пасля гэтага дзеці разам з бабуляй пачынаюць спяваць, паказваючы рухамі дзеянні, пра якія гаворыцца у песні:

 

А мы ceялі, cеялi лянок,
Белы, слаўны кужалёк!
Урадзiся, наш лянок!
Урадзіся, кужалёк.
Мы лянок iрвалi, жалi,
Абразалі, у полі слалi,
У снапочкі збіралі.
Урадзіўся лянок,
Белы, слаўны кужалёк.

 

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «Лен ручки любит?» (Ответы детей)

До сих пор белорусские мастера делают такие красивые изделия изо льна. Когда в нашу страну приезжают люди из других стран, многие на память о Беларуси покупают красивые льняные изделия, сувениры.

В Беларуси кроме того вида льна, из которого изготавливают нити и ткани, одежду, предметы домашнего обихода, выращивают и другой вид льна. Он используется для изготовления льняного семени, льняного масла. Льняное семя используется как добавка в хлебобулочные изделия (хлеб, печенье). Из него изготавливают льняную муку, которую используют в кулинарии. А льняное масло – как заправку для салатов, как лекарственное средство для очищения организма от вредных веществ, оно способствует перевариванию пищи, работе сердца и мозга, здоровью кожи. Его используют также для приготовления лаков и красок, мыла.

 

Воспитатель: Вот наше занятие и подошло к концу. Вы сегодня узнали много нового.

О чем мы сегодня говорили? (О льне, о том, как из него делают разные изделия).
Что вам больше всего понравилось?

Какие изделия изо льна можно подарить гостям нашей страны на память о ней?

Дети возвращаются в группу.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий