В материале представлен тренинг с использованием метафорических ассоциативных карт.
Наталья ЛЕБЕДЕВА,
педагог-психолог,
ГУО «Детский сад № 6 г. Слонима»,
Гродненская область
Задачи:
– познакомить воспитателей дошкольного образования со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога;
– создать доброжелательную атмосферу;
– способствовать самопознанию, личному самораскрытию, позитивному восприятию себя и восприятию себя другими, своей профессии, снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Материал и оборудование: наборы метафорических ассоциативных карт «Persona», «OH Cards».
Ход мероприятия
Участники садятся в круг.
Приветствие
Психолог: Здравствуйте! Рада приветствовать вас! Сегодня мы познакомимся с одним из направлений в психологии – работой с метафорическими ассоциативными картами. Прежде чем начнем, хочу познакомить вас с правилами работы. В ходе тренинга необходимо:
– соблюдать конфиденциальность – все, что происходит во время работы, не разглашается и не обсуждается за его пределами;
– высказываться по возможности максимально искренне;
– не анализировать работы коллег;
– говорить от своего имени: «Я чувствую…», «Я думаю…», «Я вижу…»;
– уважительно и доброжелательно относиться к высказываниям друг друга, не перебивать.
Психолог уточняет, есть ли у участников свои правила, хотят ли они добавить что-либо еще.
Психолог: Так как с правилами работы мы определились, предлагаю начать с подарков друг другу.
Упражнение «Здравствуйте, я дарю всем…»
Психолог: Сейчас по кругу мы будем дарить друг другу хорошее настроение, комплименты, улыбки.
Я начну: «Здравствуйте, я дарю всем оптимизм».
Далее по кругу высказываются все участники.
Психолог: В условиях гуманистической образовательной системы самые серьезные требования предъявляются к личным и профессиональным качествам педагогического работника, стилю общения. Немаловажное значение имеет умение строить свои отношения с воспитанниками, их родителями, общаться с коллегами.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих гуманистическую модель общения, является безусловное принятие партнера по общению. Безусловное принятие другого означает принятие его таким, каков он есть; учет его возрастных и индивидуальных особенностей; допущение его возможно сильного отличия от других; отказ от оценок его личности.
На способность безусловно принимать другого влияет уровень рефлексии. Рефлексивные умения – это умения анализировать свои мысли, чувства, переживания, поступки. Человеку, который не разбирается в своих чувствах и переживаниях, мотивах собственного поведения, трудно понять и принять чувства, особенности поведения другого человека.
В ходе тренинга предлагаю вам заглянуть внутрь себя, прислушаться к своим чувствам, поразмышлять о своей профессиональной деятельности.
Упражнение «Я сейчас…»
Психолог: Попрошу вас мысленно задать себе вопрос: «Какой я воспитатель сейчас, в данный момент?». Ответ мы постараемся получить с помощью метафорических ассоциативных карт.
Участники по кругу вытягивают по одной карте из набора «Persona» и в течение 2–3 минут обдумывают задание.
Психолог: Сейчас необходимо показать свою карту и, глядя на нее, отвечать на вопрос: «Какой воспитатель я сейчас?».
Каждый участник по кругу высказывается. Психолог при необходимости задает уточняющие вопросы.
Упражнение «Идеальный воспитатель или, Я в будущем»
Психолог: Мы поговорили о том, как вы воспринимаете себя сейчас. Теперь предлагаю подумать над тем, кто же такой идеальный воспитатель и каким воспитателем вы себя видите в будущем. Мысленно зададим себе этот вопрос, ответ получим при помощи метафорических ассоциативных карт.
Участники по кругу вытягивают по одной карте из набора «OH Cards» и в течение 2–3 минут обдумывают задание, затем по очереди высказываются, опираясь на свою карту.
Психолог: Подумайте, есть ли различие между вами в роли воспитателя в данный момент и в будущем? В чем оно заключается? Почему так получается? (Коллективное обсуждение.)
Упражнение «Я – психолог»
Психолог: Перед каждым из вас две карты – «Я сейчас» и «Я в будущем». Предлагаю побывать в роли психолога и дать себе рекомендации, как стать идеальным воспитателем, какие конкретные действия для этого нужно предпринять, что можно сделать уже сейчас, сегодня, в ближайшее время.
Участники в течение 2–3 минут обдумывают задание, затем по очереди высказываются. Психолог при необходимости задает уточняющие вопрос, просит предлагать максимально конкретные и действенные решения.
Психолог: Спасибо большое, вы прекрасно справились с поставленной задачей. Я надеюсь, у вас получится все задуманное. Желаю вам в этом успехов!
Упражнение «Маяк»
Психолог: Для того чтобы быть успешным в профессиональной и личностной сферах, быть в согласии с самим собой, воспитанниками, их родителями, очень важно иметь самообладание, уметь расслабляться и отдыхать. Помните, что ваша положительная энергия и поддержка очень нужна окружающим. Поэтому я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Сядьте поудобнее. Проследите, чтобы ничего в вашей одежде не мешало свободному дыханию и расслаблению. На некоторое время забудьте обо всех делах, заботах, неприятностях. Этот период отдыха посвятим улучшению своего самочувствия и настроения.
Пусть приятные волны раскованности и расслабления охватывают вас. Вы ощущаете дыхание ровное и неторопливое. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Вы дышите спокойно. (Пауза).
Расслабляются мышцы ног. Они наливаются теплом и тяжестью. Волна приятного, успокаивающего тепла охватывает стопы, голени, колени, бедра. Расслабьте мышцы живота, руки, шею. Ваше тело мягкое и расслабленное.
Расслабьте мышцы лица. Повторяйте мысленно про себя: «Мое лицо спокойное, расслабленное. Мое тело расслабленное и теплое. Я отдыхаю и набираюсь новых сил». (Пауза).
Теперь мысленно представьте маленький скалистый остров вдали от контингента. На вершине острова стоит высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые, и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света – света, который никогда не гаснет.
Медленно откройте глаза, старайтесь не смотреть по сторонам.
Рефлексия
Участникам предлагается по очереди высказать свои ощущения, мысли и чувства.