Коммуникативная коллективно-распределённая деятельность как форма обучения и социализации учащихся. Примеры
Людмила ЧЕРТОК,
директор
ГУО «Стародворецкая базовая школа»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Современное информационное общество предъявляет новые требования к образованию: акцент делается на формирование у учащегося желания учиться, то есть, на умение самостоятельно получать, перерабатывать и адаптировать информацию для последующего применения полученных знаний на практике. В развитии личности ребёнка определяющим становится формирование социально ориентированной, прагматичной, независимой личности, способной самосовершенствоваться и сотрудничать с другими личностями, независимо от возраста, пола, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, национальности, религиозных убеждений, заболеваний.
На интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации образовательного процесса, обеспечивающих учёт индивидуальных особенностей учащегося и его образовательных потребностей, направлена коммуникативная коллективно-распределённая форма учебной деятельности учащихся (ККРФ).
ККРФ учебной деятельности характеризуется диалоговой формой анализа учебных ситуаций и решения учебных задач учащимися самостоятельно и во взаимодействии со сверстниками под руководством педагога. Социальная функция ККРФ заключается в поддержке инициативности учащихся, их самостоятельности, сбережении самооценки, с которой ребёнок приходит в школу, формировании навыков сотрудничества, общения, умения делать самостоятельный выбор.
Одним из важных моментов при организации учебной деятельности учащихся одного класса в ККРФ является продуманное распределение на группы (пары). При комплектовании групп (пар) следует учитывать сложность учебной задачи, уровень учебных достижений учащихся, характер межличностных отношений, соблюдать принцип добровольности и предоставлять учащимся возможность перехода из одной группы в другую.
Для организации учебной деятельности в ККРФ учащиеся объединяются в гомогенные (однородные) группы (пары). Например:
– группа А – дети, медленно усваивающие знания, с низким и ниже среднего уровнями учебных достижений;
– группа В – дети со средним и выше среднего уровнями учебных достижений;
– группа С – дети с высоким уровнем обучаемости, высокомотивированные учащиеся.
Возможны гетерогенные (разнородные) группы, в которые входят учащиеся с различными образовательными потребностями, например, группы АВС, АВ, ВС.
Для достижения единой коллективной цели каждая группа выполняет свою задачу. Работа внутри группы и пары обязательно коллективно-распределённая. Это значит, что все действия, входящие в коллективную деятельность, распределяются между всеми членами группы. Работая над решением общей учебной задачи, каждый учащийся выполняет своё задание. В каждой группе выбирается руководитель и организуется работа. При этом обучающиеся имеют право обратиться за помощью, советом к любому члену своей группы или преподавателю, т. е. сотрудничают. Обсуждение и обобщение выполненных заданий в парах и группах ведет к решению поставленной задачи.
Например, на учебном занятии в IV классе «Чалавек і свет (Мая Радзіма Беларусь)» сформированы группы по желанию детей, выбраны руководители. Одной из групп предложено задание найти в учебнике ответы на вопросы: Адкуль паходзіць назва “Радзіма”, адкуль – “Бацькаўшчына”, Чаму нас называюць беларусамі, а нашу зямлю – Беларуссю, Чаму тэба ведаць гісторыю сваёй краіны? Руководитель распределяет вопросы между членами группы, организует работу.
После самостоятельного изучения каждым членом группы своего вопроса организуется взаимопередача знаний в рамках группы. Затем определяется учащийся, который представит результаты работы группы классу.
При организации работы группам могут предлагаться задания по разным темам или по одной общей теме для всех учащихся, но разной сложности. Для поддержки мотивации очень важно, чтобы уровень работы соответствовал возможностям учащихся и позволял им почувствовать удовлетворение от достижения результата и его признания.
Например, на учебном занятии «Русский язык» в V классе по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» учащиеся распределены в группы А, В, С. Для закрепления изученного всем группам предложен один и тот же текст, но задания дифференцированы.
Люблю грибы собирать! Под берё…ками – подберёзовики. Но…ка тоненькая, шля…ка широкая. В сухом бору гри… боровик. Ша…ка на гла… надвинулась, смотрит сердито.
Группа А (низкий уровень)
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово и запишите в скобках
Группа В (уровень средний и выше среднего):
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово и запишите в скобках, выделите корень в словах со вставленными буквами.
Группа С (высокий уровень):
Вставьте пропущенные буквы. Вставьте пропущенные буквы в словах тра…ка, сырое…ка. Придумайте предложение по теме текста, используя эти слова.
На учебном занятии «Беларуская мова» в VI классе для закрепления изученного на уроке по теме «Лічэбнік як часціна мовы: агульнае значэнне, марфалагічныя прыметы, сінтаксічная роля» сформированы смешанные группы (АВС). Руководителем группы является учащийся группы С, который не только организует работу, выполняет задания, но и проверяет учащихся групп А, В.
Сапраўдны сейф
Амаль нідзе ў Еўропе не знаходзілі столькі скарбаў, колькі ў нас.
Першы з зарэгістраваных у Беларусі скарбаў быў знойдзены ў Пінску і трапіў да вучоных у тысяча восемсот чацвёртым годзе. З таго часу стала вядома пра тысячу пяцьсот такіх знаходак. У іх трапляліся антычныя манеты другога стагоддзя, заходнееўрапейскія дынарыі адзінаццатага стагоддзя, іншыя старажытныя грошы і ўпрыгожванні.
Вучань групы А: Знайдзі і падкрэслі лічэбнікі, вызначы іх склон.
Вучань групы В: Знайдзі і падкрэслі лічэбнікі як члены сказа, вызначы іх склон.
Вучань групы С: Знайдзі і падкрэслі лічэбнікі як члены сказа. Вызначы склон лічэбнікаў і што яны абазначаюць: лік, колькасць, парадак пры лічэнні.
Учебная деятельность в ККРФ наиболее эффективна на этапе изучения новой темы и закрепления материала урока и должна занимать не более 15–20 минут в V–IX классах, не более 20–25 минут – в III–IV классах.
На этапе изучения нового материала, работы над каким-либо понятием, правилом продуктивна работа в малой группе и парах сменного состава. Деятельность в малой группе и паре можно быстрее организовать, в ней быстрее выполняются задания и предоставляется больше возможностей каждому учащемуся внести свой вклад в общую работу.
Например, на учебном занятии «Немецкий язык» в IX классе на этапе изучения новой темы (правила) учащиеся распределены в две смешанные группы (АВС) по 4–6 человек для работы над правилом «Употребление инфинитива с/без zu», выбран руководитель.
Участники первой группы изучают правило «Употребление инфинитива с частицей zu», участники второй группы – «Употребление инфинитива без частицы zu».
В каждой группе имеется текст, правила и таблица на каждого учащегося
Группа 1. |
Группа 2. |
|
|
Члены группы по очереди выполняют задание по следующему алгоритму:
1-й – читает текст,
2-й – выделяет ключевые слова,
3-й – поясняет правило своими словами (по ключевым словам);
4-й – предлагает пример.
Затем все участники групп заполняют свой раздел таблицы и передают изученное в парах в рамках группы.
После работы над правилом в группах образуются пары сменного состава, в которые входят учащиеся первой и второй групп. Задача каждого в паре – опираясь на сведения таблицы, кратко передать полученные знания друг другу. Учащиеся по очереди излагают содержание своего правила, задают вопросы на понимание и дополняют таблицу, т.е., учащийся группы 1 заполняет в своей таблице раздел таблицы группы 2 и наоборот. Таким образом, происходит процесс взаимообучения: каждый учащийся по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Таким образом, у членов групп формируется умение работать самостоятельно, в коллективе и успешно усваивать программный материал.
В результате все участники каждой группы имеют заполненную таблицу с проработанным в группе и парах сменного состава правилом «Употребление инфинитива с/без zu».
Работа над правилом в группах и парах сменного состава завершается выступлением с кратким сообщением участника из любой группы, обсуждением вопросов всем классом.
Работу в группе необходимо завершать обменом оценочных суждений о работе каждого участника группы. Результаты само- и взаимооценки можно фиксировать с помощью специальных знаков в оценочных листах. Оценочные листы могут быть различной формы и разрабатываются, исходя из темы урока, учебной задачи, алгоритма действий учащихся. Важно, чтобы в начале урока были оговорены критерии само- и взаимооценки. Например, чтение правила: выразительность, чёткость; выступление в паре: речь, чёткость, логичность и доступность изложения материалы и т.п.
Например, на учебном занятии по немецкому языку «Употребление инфинитива с частицей zu», каждый учащийся имел следующий оценочный лист:
Пооперационные действия |
Чтение правила |
Выделение ключевых слов |
Пояснение правила |
Приведе-ние примера |
Выступле-ние |
|||||
Самооценка/оценка |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
ФИО учащегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где С — самооценка, В – взаимооценка
Å – хорошо справился
+ – справился с заданием
? – допускает ошибки / сомневаюсь
– –не справился с заданием
Взаимооценку делают члены группы, а в столбце «Выступление в паре» – представитель другой группы.
Пооперационные действия в оценочном листе – это действия учащихся из алгоритма.
В конце занятия подводятся итоги работы в ККРФ. Руководители групп сообщают об успехах и проблемах работы группы в целом.
Организация деятельности учащихся в ККРФ меняет функции учителя, которые сводятся к чёткому объяснению цели предстоящей работы и заданий; комплектованию групп; контролю за ходом групповой работы. Педагог может попеременно участвовать в работе групп, побуждая к активному поиску, помогая разобраться в затруднениях. После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся. По оценочным листам учитель может сделать вывод не только о работе каждого члена группы (активность, умение выполнять разные роли, самооценка), но и выявить пробелы в знаниях учащихся для последующей коррекции.
Стоит отметить, что работе в группе, в том числе и в ККРФ, учащихся необходимо учить. Не сразу всё получится. Лишь системная и целенаправленная деятельность даст результат.
Несомненно то, что ККРФ улучшает психологический комфорт в классе, создавая в нём более доверительную атмосферу. Задания, связанные с общением, способствуют более эффективному освоению учащимися системы предметных знаний, предоставляют возможность каждому проявить свои уникальные качества или перенять их у своих партнеров, содействуют формированию положительного отношения друг к другу.
Более подробные рекомендации по организации учебной деятельности в ККРФ можно найти в следующей литературе:
Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М. : Нар. образование, 2001. – 493 с.
Петушкова, Е.В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / Е.В.Петушкова, С.Д.Шакура // Народная асвета. – 2011. – № 2. – С. 7–12.
Шакура, С.Д. Обучение во взаимодействии : учеб.-метод. пособие / С.Д.Шакура. – Минск : АПО, 2017. – 79 с.
Шакура, С.Д. Освоение предметных знаний учащимися различных гетерогенных групп (рабочая тетрадь тренера) : учеб.-метод. пособие / С.Д.Шакура. – Минск : АПО, 2017. – 78 с.
Шакура, С.Д. Освоение предметных знаний учащимися различных гетерогенных групп (рабочая тетрадь участника тренинга) : учеб.-метод. пособие / С.Д.Шакура. – Минск : АПО, 2017. – 29 с.