Адаптация первоклассников методом сказкотерапии

- 14:40Психологическая помощь

В материале автор делится опытом использования сказкотерапии для адаптации детей при поступлении в первый класс.

Светлана ШАПЕЛЬ,
педагог-психолог
ГУО «Средняя школа №
 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Поступления в первый класс дети обычно ждут с удовольствием и предвкушением чего-то нового и интересного. Чувствуя себя сильными, взрослыми и умелыми, бывшие дошкольники сталкиваются с тем, что в школе они самые маленькие и несмышленые. Конечно, это несоответствие сказывается на психическом состоянии ребенка и выражается в тревожности и апатии.

В основном учащиеся к концу первого месяца привыкают к школе, ее правилам, требованиям и начинают чувствовать себя комфортно. Однако есть и дети, которые сложно адаптируются к новым условиям и с трудом принимают новую социальную роль школьника. Им сложно неподвижно сидеть на уроке, выполнять скучные задания, а порой и найти новых друзей.

В таких случаях ребенку необходимо оказать помощь и поддержку. Для этого я использую в своей работе сказки. Ведь сказка воспринимается первоклассником как кусочек его прошлой благополучной дошкольной жизни. Это как небольшая экскурсия в прошлое, где ему было хорошо.

С проблемами адаптации замечательно справляются коррекционные сказки «Лесная школа» М.А.Панфиловой. Для того чтобы дети могли не только слушать, но еще и проигрывать различные ситуации, мною была создана «Лесная школа». Она представляет собой полукоробку, в которой дно зеленое (трава) а остальная часть голубая (небо). Кроме заготовки школы, также подготовлены изображения солнца, облаков, туч, цветов, деревьев, элементы интерьера. Они многоразовые, ребенок может приклеивать их по своему настроению.

Каждое занятие начинается с создания «лесной школы». Дети рассказывают о том, какая сегодня погода в лесной школе: светит солнце или облачно. Погода в символическом значении является отражением текущего эмоционального состояния ребенка.

В беседе о причинах дождя или туч ребенок проецирует свои личные переживания и при изменении погодных условий в игре – изменяется и его эмоциональное состояние. Затем учащиеся создают саму школу: расставляют столы и парты, вешают доску. Психолог начинает читать сказку, а ребенок проигрывает ее по ролям.

Таким образом, учащийся проецирует на героев сказки свои переживания и межличностные конфликты, и разрешая различные игровые ситуации, учится решать свои настоящие проблемы.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий