В материале представлено описание творческого проекта. Подобный опыт можно применять для изучения истории родного края.
Виктория ЩЕГЕЛЬ,
учащаяся 8 «Г» класса
ГУО «Средняя школа № 13 имени В.В.Гузова г. Жлобина»,
Юлия ЩЕГЕЛЬ,
заместитель директора
ГУО «Жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «Эврика»,
Гомельская область
Содержание проекта
Введение
Модель организации сотрудничества при изучении деревни Красный Берег
Этапы реализации проекта
Заключение
Литература и информационные источники
Введение
Нет у человека ничего прекрасней и дороже Родины.
Человек без Родины – нищий человек.
Якуб Колос
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Народная мудрость гласит: «Не зная прошлого, не поймешь и настоящего».
У каждого человека есть своя малая родина, то место, где он провёл самые лучшие моменты своей жизни. Это родной край со своими обычаями и традициями.
Никто не может забыть свою родную землю, она всегда будет в сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле. У каждого своя родина, и это в первую очередь место, где прошло детство, и все самое лучшее, что с ним связано.
Каждый человек должен гордиться своим краем, оберегать и прославлять его.
Мы ездим за границу, на экскурсии в другие города, но, к сожалению, не всегда знаем, чем знаменита наша, пусть маленькая, но родная сторона.
Мы должны изучать то, что находится рядом с нами, чтобы сделать свой родной уголок еще лучше и прекрасней.
Проживая на территории Жлобинского района, мы не только не посещаем уникальные места, но и мало знаем о них.
Недалеко от Жлобина расположена деревня Красный Берег.
Нам захотелось изучить историю этой деревни, познакомиться с историей возникновения усадьбы, памятником-мемориалом детям – жертвам Великой Отечественной войны и донести до сверстников информацию об исторической значимости этого удивительного места, которое входит в Золотое кольцо Гомельской области.
Цель: формировать у учащихся положительные мотивации к изучению родного края.
Задачи:
– изучить историко-культурное наследие деревни Красный Берег и донести до сверстников значимость данного объекта;
– развивать коммуникативные способности;
– воспитывать чувство долга, ответственность при выполнении работы.
Модель организации сотрудничества при изучении деревни Красный Берег
Этапы реализации проекта
Анализ анкет показал, что многие учащиеся даже не знают, где находится деревня Красный Берег и чем она интересна. А большинство захотели подробнее изучить историю деревни и ее достопримечательности. Поэтому мы решили совместно с педагогами посетить библиотеку, где работники подобрали специальную литературу об истории деревни Красный Берег, об истории возникновения усадьбы и памятника на территории деревни.
Изучив литературу, учащиеся заинтересовались информацией и решили посетить с экскурсией деревню. Именно с нее и началась реализация практического этапа проекта.
Работники дворцово-паркового ансамбля с большим удовольствием провели экскурсию по уникальному памятнику архитектуры. Мы посетили 32 комнаты, каждая их которых по-своему неповторима. Экскурсовод рассказал о хозяевах, о легендах усадьбы. Также прошлись по английскому парку, который расположен на территории усадьбы и аналога которому нет нигде. Наибольшее впечатление произвел памятник-мемориал детям – жертвам Великой Отечественной войны. Ежегодно памятник посещают много туристов, в том числе и иностранные делегации (Приложение 1).
Для нас была организована встреча с местными жителями, которые рассказали о своей деревне и ее традициях. Побывав на экскурсии, нам захотелось донести всю полученную информацию до своих сверстников. Совместно с педагогами мы подготовили информационный буклет «Красный Берег – историко-культурное наследие Гомельской области. Провели в объединениях по интересам конкурс рисунков «Малая родина».
Так как мое детство прошло в этой деревне, я создала сборник творческих работ «Моя малая родина» и фотоальбом «Красный Берег».
На заключительном этапе была организована выставка рисунков «Малая родина».
Интересно прошло творческое представление проекта «Красный Берег» (Приложение 2).
Все учащиеся объединений получили творческие задания по итогам изученного
материала, а затем мы должны были их представить. Объединения изобразительного
искусства подготовили рисунки, учащиеся объединений декоративно-прикладного творчества сделали сувениры и поделки. Интеллектуальный клуб «Бесяки» подготовил интерактивную игру по истории деревни Красный Берег.
Учащиеся объединения по интересам «Параскева-Пятница» изготовили коллекцию одежды в стиле XIX века и продемонстрировали ее зрителям. А ансамбль «Элегия» исполнил танец «Полонез».
Лучшие работы приняли участие в конкурсе детского творчества «Красный Берег: путешествие в XIX век». Учащиеся объединения по интересам «Акварелька» заняли призовые места за рисунки и сборник творческих работ.
В конце мы провели итоговое анкетирование среди учащихся.
Данные показали, что у учащихся есть желание изучать свой родной край и стремление сделать его еще лучше.
Заключение
Изучение своей малой родины, своего края должна стать потребностью каждого человека. А начинать нужно с раннего возраста. Как показывает практика, тот кто знает и любит свой край, тот будет стремиться сделать его еще лучше и краше.
Задача педагогов сделать процесс познания доступным и увлекательным.
Наш проект позволяет познакомиться с историей, культурными традициями родного края, представить свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края.
Посредством практической деятельности у учащихся воспитывается потребность в сохранении культурной самобытности родного края.
Работа над проектом учащихся совместно с педагогами учит отзывчивости, чуткости, сплочению, формирует активность, творческие способности, а также служит мотивацией к дальнейшему познанию своего родного края.
Таким образом, созданная модель организации сотрудничества дает положительные результаты. Учащиеся хотят изучать свой край и передавать знания сверстникам.
Литература и информационные источники
З архітэктурнай мінуўшчыны // Памяць. Жлобін. Жлобінскі раён. – Мінск: Беларуская энцыклапедыя, 200. – С. 713–715.
Лебедева, В. Очерки истории Жлобинского края / В.Лебедева [и др.] // Святло каштоўнасцей духоўных, Жлобінскі край: мінулае і сучаснае / пад агульнай рэдакцыяй В.С.Новак, А.А.Станкевіч. – Гомель : Полеспечать, 2009. – С. 14–16.
Палаца-паркавы ансамбль у н.п. Чырвоны Бераг // Гонар мой – Жлобінскі край / пад агульнай рэдакцыяй В.А.Касцяйкова. – Жлобін : Тэхнічная кніга, 2013. – С. 95.
Пабалавец, А.М. Красны Бераг. Некранутая рэчаіснасць. Кніга першая. / А.М.Пабалавец. – Гомель : Барк, 2016. – С. 32–49.
http://belarus-travel.livejournal.com/279067.html
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://zhlobinedu.by