Звук [и], буква И. Конспект занятия по произносительной стороне речи для детей 5–7 лет

- 9:10КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлен сценарий коррекционного занятия для детей 5–7 лет.

 

Татьяна НАСТУСЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный детский сад № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Задачи:

– формировать умение характеризовать звук [и] по акустическим и артикуляторным признакам, выделять его из слогов, слов; познакомить с буквой И;
– развивать подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух;
– воспитывать навык самоконтроля к собственному произношению. 

Оборудование: зеркала, картинка буквы И, счётные палочки, картинки (избушка, индюк, король, королева, принцесса).

 

Ход занятия

 

Учитель-дефектолог: Здравствуйте, ребята. Хочу вас попросить стать в круг и протянуть вперед правую руку. Руки наши соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, будем произносить слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!».

 

Мимическая зарядка

Учитель-дефектолог: Очень рада всех вас видеть сегодня, а про мимическую зарядку мы забыли? Повторяем все за мной.

Привет, Хмурилка,
Привет, Дразнилка,
Привет, Смешилка,
Привет, Страшилка.
Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?

 

Игра «Слушай, повторяй»

Учитель-дефектолог: Ребята, я вам буду говорить слова, а вы слушайте и запоминайте, а ступая по дорожке, громко и четко повторяйте то, что услышали, хорошо? (Ответы детей)

Пак-бак-пак
Док-дук-дак
Бук-бык-бэк
Тап-топ-тып

Ребята, а куда нас эта дорожка привела, может, вы уже догадались? (Ответы детей: Королевство Гласных Звуков) А с какими жителями этого королевства вы знакомы, кто помнит? (Король О, королева А). Предлагаю вам поздороваться с ними (Поют О, А). Сегодня мы познакомимся еще с одним жителем этого королевства. Но для этого нам нужна подготовить свои язычки.

 

Музыкальная артикуляционная гимнастика

Дети выполняют упражнения «Улыбка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Часики», «Качели», «Лошадка»

Учитель-дефектолог: У короля и королевы есть дочь – принцесса. Хотите узнать, как ее зовут? Определите, какой первый звук в этих словах? (Показываю картинки: индюк, избушка). Правильно, принцессу зовут «И». Она хохотушка и все время улыбается и крутится перед зеркалом.

Когда мы произносим звук [и], наши губки – «в улыбке»; зубки сближены, но не сомкнуты; язык лежит во рту; горлышко «работает» (Рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Ребята, звук [и] поётся нашим голосом. Положите руку на горлышко и произнесите [и]. Слышите, как горлышко поёт? (Ответы детей). Поэтому звук [и] называется «гласным звуком». А кто подскажет, каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).

 

Фонематическое упражнение «Громко-тихо»

Учитель-дефектолог: Ребята, мы с вами будем петь по очереди песенку: ИИИИИ (громко и тихо). Нам поможет ладошка. Когда ладошка вверху, мы поём громко, а если опускается вниз, мы поём тихо. Молодцы! Какая красивая песенка-чудесенка у нас получилась!

 

Дидактическая игра «Поймай звук»

Учитель-дефектолог: Сейчас проверим, какие вы у нас внимательные. Я буду называть звуки, а вы слушайте внимательно. Когда услышите звук [и], то хлопайте в ладоши громко-громко, а когда другие звуки услышите, то ножками топайте: [и], [а], [о], [а], [и], [ы], [б], [п], [и], [ш], [с], [м], [и].

 

Дидактическое упражнение «Повтори столько же»

Учитель-дефектолог: Задание посложнее. Я произношу звук [и], а вы слушайте внимательно и подпрыгивайте столько раз, сколько услышали звук [и]. Молодцы.

Учитель-дефектолог: (Имя ребенка) садится за компьютер и выполняет упражнение «Собери груши» (Компьютерная игра «Учись говорить правильно»). Когда услышишь слог со звуком [и], то грушу нужно класть в корзину.

Учитель-дефектолог: (Имена детей) садятся за стол и выполняют упражнение «Собери слово». На столе лежат буквы и картинки, нужна определить первую букву в слове и найти среди букв, а потом прочитать полученное слово.

 

Зрительная гимнастика «Наши глазки»

Закрываем наши глаза. Что за чудеса!
(Закрываем глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнение выполняют.
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку радугу нарисуем.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву О, получается легко.
(Глазами рисуют букву О)
Вверх посмотрим, глянем вниз,
(Глаза поднимаются вверх, опускаются вниз)
Вправо – влево повернем
(Глаза смотрят вправо-влево)
И работать мы начнем
(Глаза смотрят вверх, вниз)

 

Дидактическое упражнение «Потеряшки»

Учитель-дефектолог: Продолжаем наше занятие. Я буду называть слова без первого звука, а вы добавляйте звук, который потерялся, и слово называйте:

.ндюк, .голка, .грушка, .зюм, .ндеец, .нструмент.

 

Музыкальная физкультминутка «Мы ногами топ-топ-топ»

Разучивание скороговорки

Учитель-дефектолог: Отдохнули и принялись дальше за работу. Будем с вами разучивать любимую скороговорку нашей принцессы, а еще и рисовать картинки к нашей скороговорке:

Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

 

Учитель-дефектолог: Ребята мы с вами говорили про звук [и], а сейчас познакомимся с буквой «И».

 

Дыхательное упражнение «Волшебный серпантин»

Учитель-дефектолог: Перед вами стоят волшебные подносы. Чтобы найти, что спрятано на дне подноса, нам нужно подуть. Сделали глубокий вдох носиком, а выдохнули через ротик. Там спряталась буква И. Возьмите свои буковки и обведите их пальцем. Нам понадобятся еще и счётные палочки, будем выкладывать букву «И». Сколько палочек мы возьмем для нашей буковки?

Вот какая замечательная буква у нас получилась.

 

Итог занятия

Учитель-дефектолог: Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Крутись, вертись
в детском саду очутись.

Кто помнит, с кем мы сегодня познакомились в королевстве? Самая любимая буква принцессы? А что вам понравилось больше всего?

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились, были активными и заслужили сладкие сувениры.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий