Путешествие в зимний лес. Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста

- 9:03ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие способствует развитию у воспитанников самоорганизации и самостоятельности с помощью рисуночно-знаковых указателей и буквенных обозначений атрибутов развивающей предметно-пространственной среды.

 

Анна БРЕЙВО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 21 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

Ход занятия

 

Группа оформлена в виде зимнего леса.

Воспитатель:

Громко дудочка поёт,
всех детей играть зовёт!

Звучит мелодия дудочки в аудиозаписи. Воспитатель предлагает занять свои места на расставленных полукругом стульях около мольберта.

Все расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету вам скажу,
Будет интересно!

Ребята, закройте глаза и приготовьтесь к встрече с нашими гостями. Глаза закрываем, немного помечтаем!

Звучит песня «Где водятся волшебники» из фильма «Незнайка с нашего двора». В это время воспитатель крепит на мольберт картинки волшебников: Я Только Слышу, Я Только Чувствую, Я Только Вижу.

Ребята, кто сегодня будет с нами играть? (Ответы детей.) Верно! Это наши друзья – волшебники.

 

Загадка от волшебника Я Только Слышу

Цель: закрепление представлений о признаках зимы, развитие ассоциативного мышления.

Воспитатель: Волшебник Я Только Слышу принёс с собой музыкальную шкатулку.

Шкатулка музыкальная,
Наш старый добрый друг,
Мелодию хрустальную
Рассыпала вокруг.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).

Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (Ответы детей.) Почему вы решили, что это звуки зимы? (Ответы детей.) Как вы думаете, какая бывает зима? (Снежная, суровая, морозная, злая….)

Дальше пошёл гулять по зиме волшебник Я Только Слышу, и услышал он такие звуки:

– снег скрипит под ногами, как…(сухая ветка)
– снежинки падают тихо, как…(пёрышко)
– вьюга завывает, как …(волк)
– ветер свистит, как …(человек)
– у ребят голоса звонкие, как…(колокольчики)

На мольберт крепятся соответствующие картинки.

 

Вопрос-загадка от волшебника Я Только Чувствую

Цель: закрепление представлений о свойствах явлений неживой природы, активизация словаря прилагательными, глаголами.

Воспитатель: Волшебник Я Только Чувствую взял в руки снег. Снег, какой? (Мокрый, холодный, колючий…)

Захотели волшебники узнать, что умеет делать:

– снег (падать, кружиться, лететь, ложиться, сверкать, таять, покрывать…)
– санки (стоять, ехать, скользить, скрипеть, мчаться, переворачиваться, ломаться…)
– сосулька (висеть, расти, таять, капать, лететь, срываться…)

 

Вопрос от волшебника Я Только Вижу

Воспитатель: Что мог увидеть волшебник Я Только Вижу, выйдя на улицу зимой? (Снежные деревья, снегирей, снегоуборочные машины, катающихся на коньках, санках, лыжах детей…)

Дети крепят на мольберт соответствующие картинки.

Ребята, как вы думаете, что у меня в руках? (Ответы детей.) Это не просто сундучок – это «волшебная шкатулка», которую принесли с собой волшебники. Сегодня мы вместе с волшебниками отправимся в путешествие. А куда мы совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку. 

Вот опять у нас зима,
Снег укутал все дома.
Есть у нас надёжный друг,
Он протянет сотни рук.
Там шумят дубы и клёны,
Бывает летом он зелёный.
Всегда полон он чудес.
Как зовётся друг наш? (Лес.) 

Это будет необычное путешествие – там нас ждет очень интересная и увлекательная игра. Но сначала необходимо выполнить разные «зимние» задания. Выполненные задания мы сложим в «волшебную шкатулку». А какие центры нам в этом помогут, мы сейчас узнаем.

Таблички с обозначениями центров разложены на столе. Дети, поднимая и переворачивая их, называют центры: «Умней-ка» (учебно-дидактический), «Познавай-ка» (познавательно-исследовательский),  «Умелые ручки» (центр ателье), «Играй-ка» (центр драматизации).

 

Вы умные, сообразительные, смелые дети, и поэтому задания я вам предлагаю выполнить самостоятельно. Для этого нам необходимо разделиться по центрам. А помогут нам в этом? (Жетоны).

На столе разложены жетоны – круги красного, синего, зелёного, оранжевого, жёлтого цвета. Детям предлагается выбрать жетон и отправиться в соответствующий центр для выполнения задания. Если возникают спорные вопросы по выбору жетона, даётся возможность поменяться жетоном друг с другом.

Проводится обсуждение заданий, которые будут выполняться в центрах.

 

Опытно-экспериментальная деятельность в познавательно-исследовательском центре

Цель: закрепление представлений о свойствах воды, развитие поисковых действий, направленных на распознавание объекта.

Материал: ёмкости с водой (холодной, тёплой); краски; кисточки по количеству детей; кусочки льда; формочки разной формы; схемы последовательного выполнения опытов; картинки «маленьких человечков».

Дети проводят опыты, используя схемы, подтверждают свои выводы соответствующими картинками.

Опыт 1. Определить, тонет лёд в воде или нет

Дети кладут в ёмкость с водой кусочек льда и наблюдают его плавание.

Вывод: лёд не тонет, а плавает, значит, он более лёгкий, чем вода. Или наоборот, вода тяжелее, чем лёд.

Опыт 2. Лёд твердый. Что с ним произойдет, если его опустить в теплую воду? (Метод маленьких человечков ТРИЗ-РТВ технологии)

Дети кладут кусочки льда в ёмкости с холодной и тёплой водой. Наблюдают.

Вывод: лёд тает в тёплой воде.

Лёд – это твёрдое вещество, в нём «человечки» крепко держаться за руки. Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается жидкость, вода.

Опыт 3. Изготовление цветных льдинок

Цель: Выявить свойства и качество воды превращаться в лёд, замерзать на холоде, принимать форму ёмкости, в которой находится, тёплая вода замерзает медленнее, чем холодная.

Дети окрашивают воду, заливают её в разные формочки, ставят на два подноса и выносят на холод. Наблюдают, какая вода (холодная или тёплая) быстрее замёрзнет.

Вывод: тёплая вода замерзает медленнее, чем холодная.

 

Деятельность детей в центе ателье

Детский дизайн. Тема: «Снегири»

Цель: формирование умения конструировать объект (птицу), используя схему последовательного выполнения работы, развитие умений использовать доступные виды изобразительного искусства (конструирование, аппликация) в процессе занятия дизайном.

Материал: схема последовательного выполнения работы, сердечки, вырезанные из картона: красное сердечко для грудки, черное для головы, хвоста, крыльев, нарезанные нити серого цвета, клей, тряпочки, клеёнки, кисточки.

Дети садятся за стол с подготовленным материалом, выполняют работу, используя схему.

 

Деятельность детей в учебно-дидактическом центре

Цель: систематизация представлений о сезонных изменениях леса, активизация мышления.

Игра «Волшебный экран» (объект – зимний лес; метод системного оператора ТРИЗ-РТВ технологии)

Используя таблицу из пяти экранов, дети выбирают и раскладывают картинки, составляя связный рассказ об объекте. 

1. Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Лес наряжается во всё белое. (Картинка зимнего леса.)
2. Лес – это дом для огромного количества обитателей. Под снегом прячутся мхи, травы. Кустарники и деревья надевают белый наряд. Каждый зверёк становится пушистым и проворным. С ветки на ветку перелетают только зимующие птицы, потому что другие улетели. (Картинки с изображением мха, травы, кустарника, дерева, диких животных, зимующих птиц.)
3. Все леса находятся на планете Земля. (Картинка земного шара.)
4. Прежде чем надеть свой зимний наряд, лес был особенно красив. Деревья были одеты в цветную листву. Каких только цветов там не было! И красный, и жёлтый, и оранжевый, и зелёный. (Картинка осеннего леса.)
5. С наступлением весны всё вокруг начнёт меняться. Весенний лес наполнится множеством звуков и запахов. Лес станет зелёным и привлекательным. (Картинка весеннего леса.)

 Детям предлагается поменяться жетонами и рассмотреть  выполненные задания в других  центрах.

Ребята, расскажите, какие задания вы выполняли в центрах? (Ответы детей.) Верно. Как оказалось, вы любознательные исследователи, замечательные дизайнеры и самые умные дети на свете!

Подумайте и скажите, что мы можем украсить нашими снегирями? (Ответы детей.) Верно. Мы можем украсить «волшебную шкатулку», а также использовать их в нашей игре, например, для украшения интерьера.

Думаю, что пора отправляться в зимний лес. А как будем путешествовать, мы сейчас расскажем и покажем.

 

Упражнение «Хорошо лететь в ракете»

Дети выполняют соответствующие движения по тексту.

Хорошо лететь в ракете,
Рассекая свежий ветер,
Хорошо на самолёте
Мчатся в небе голубом.
Можно ехать на машине,
На лихом мотоциклете,
Только мы предпочитаем
Путешествовать пешком!

 

Игра-поход

По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
По мосточку мы пройдём.
Сугробы все перешагнём,
И пенёчек обойдём.
Осторожней все шагайте,
Только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас,
Просят: «Берегите нас!»

(Дети идут друг за другом, преодолевая препятствия.)

 Ребята, почему ветки хрупкие зимой? (Ответы детей.)

Чтобы дальше в лес идти
Согреться нужно на пути.
Дети, каждому из вас
Сделаем сейчас массаж.

 

Массаж спины

Дети, стоят друг за другом и делают соответствующие движения впереди стоящему партнёру.

Идёт по спинке холодок,
(Постукивание пальцами по спине)
Ок-ок-ок.
(Постукивание ладонями сверху вниз)
Дует зимний ветерок,
(Гладят ладонями спину)
Ок-ок-ок.
(Постукивание пальцами по спине)
Сделаю тебе массаж,
(Растирают рёбрами ладоней)
Аш-аш-аш.
(Постукивание ладонями сверху вниз)
Тебя согрею, друг ты наш,
(Лёгкое поколачивание кулачками)
Аш-аш-аш.
(Стучат ладонями сверху вниз)

Через поле мы пройдём
И к лесочку подойдём.
Мы пришли сюда удачно.
Воздух чистый и прозрачный.

Возьмите «подзорные трубы», рассмотрите и скажите, что вы видите в зимнем лесу. (Ответы детей.)

 

Игровое упражнение «Кто спрятался за деревом»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Воспитатель: Ребята, кто же спрятался за деревом? Как вы догадались, что это лиса, белка? Что выглядывает из-за дерева? (Лисий хвост, лосиные рога, медвежья лапа, заячьи уши…)

А почему звери спрятались, мы сейчас расскажем и покажем, а заодно немного отдохнём.

 

Динамическая пауза «Большой олень»

Звучит французская народная песня, русский текст Е.Филиц

А знаете ли вы, что наш лес необычный – это заповедник. Что же такое заповедник? (Ответы детей.) Верно! Заповедник – это территория, на которой охраняются редкие животные, растения, реки, полезные ископаемые и даже земля. А если это заповедник, значит воздух там какой? (Ответы детей.) Правильно – чистый, свежий, бодрящий! А если там чистый воздух, что может находиться в чистой лесной зоне? Обычно туда едут люди, чтобы укрепить своё здоровье.  Санаторий.) Верно. Санаторий – это не только отдых, а ещё и оздоровление.

А сейчас нас ждёт интересная и увлекательная игра! А какая это будет игра, вам помогут отгадать предметы, которые подготовили наши друзья-волшебники.

На столе разложены игровые атрибуты и оборудование. Дети рассматривают их и высказывают мнение о том, какая это может быть игра. («Санаторий», «Заповедник».)

 

Деятельность детей в центре драматизации

Группа разделена на две игровые зоны.

Дети оговаривают сюжеты. Планируют этапы будущей игры (составляют примерные схемы действий людей определённой профессии).

Размещают игровые атрибуты в пространстве группы. Распределяют роли, выполняют игровые действия в соответствии с ролью, вступают во взаимоотношения друг с другом. Устанавливают правила смены игроков в игровых центрах. За 5 минут до окончания игры воспитатель напоминает дежурному о звуковом сигнале колокольчика.

 

Сюжетно-ролевая игра «Санаторий»

Примерные игровые действия:

– повар готовит разные блюда, красиво расставляет их на стойке, отдыхающие приходят в столовую, смотрят меню, выбирают блюда;
– отдыхающие посещают врачей в разных кабинетах, врачи осматривают – измеряют давление, слушают фонендоскопом, проверяют зрение;
– администратор принимает отдыхающих, заполняет документы, выдаёт ключи от номера;
– отдыхающие приходят в парикмахерскую, говорят, что им надо сделать, парикмахер стрижёт, делает причёски, получает деньги, даёт чек, наводит порядок в парикмахерской после рабочего дня.
– обслуживающий персонал следит за порядком.

 

Сюжетно-ролевая игра «Заповедник»

Примерные игровые действия:

– лесник осматривает лес, раскладывает корм в кормушки; строит кормушки, развозит корм для животных, конструирует транспортное средство для доставки корма;
– ветеринар – осматривает, лечит животных;
– учёный – фотографирует, рассматривает, наблюдает за животными, растениями, делает пометки в записную книжку.

После звукового сигнала колокольчика дети собираются в круг.

Воспитатель:

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок!

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в группу.

 

«Игра-поход» (Возвращение в группу.)

 

Рефлексия

Воспитатель: Захотели наши друзья – волшебники узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? 

На столе рядом с мольбертом находятся грустные и весёлые смайлики. Дети берут один из смайликов и крепят на мольберт. Если у вас хорошее настроение, что понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Мне понравилась отгадывать музыкальную загадку от волшебника Я Только Слышу.
Мне понравилось проводить опыты в центре «Познавай-ка».
Мне понравилась задание волшебников, где нужно было отгадать, в какую игру мы будем играть и т.д.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий