Путешествие в Страну волшебных превращений. Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты в старшей группе для детей с ТНР

- 9:11КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В материале представлен конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи с элементами грамоты для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

 

Мария ДОБРИЯН,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 7 г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

 

Программное содержание:

коррекционно-образовательные задачи

– учить детей правильно и четко произносить звуки родного языка, путем проговаривания коротких фраз;
– формировать умение давать характеристику гласным звукам [а], [у], [о], [и], согласному звуку [с];
– закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
– учить образовывать слова с увеличительным значением (суффикс –ищ-); учить образовывать слова-антонимы, сложные слова;
– формировать навыки звукового анализа и синтеза;

коррекционно-развивающие задачи

– развивать слуховое восприятие на материале неречевых звуков, силу голоса, зрительное внимание, общую и артикуляционную моторику, фонематический слух, речь;

коррекционно-воспитательные задачи

– воспитывать внимательное отношение друг к другу;
– умение слушать товарищей, говорить по одному, не выкрикивать, работать в команде.

Оборудование: презентация, колокольчик, карточки с символами гласных звуков, два мольберта, предметные картинки, карточки с изображением мастеров, карточки-схемы для игры «Разложи правильно», картинки с изображением веселых и грустных колокольчиков.

Презентация: презентация

Ход занятия

 

1 Организационный момент. Приветствие

Упражнение «Приветствие» на развитие силы голоса

Учитель-дефектолог: Ребята, прежде чем нам начать занятие, нам нужно разбудить и разговорить наши язычки. Сейчас утро, они еще не полностью проснулись, нам нужно их разбудить. А поможет нам в этом веселый колокольчик. Когда колокольчик будет звенеть тихо, вы поздороваетесь со мной тихо, а когда колокольчик будет звенеть громко, вы поздороваетесь со мной громко. 

Учитель-дефектолог: Вот и помог нам колокольчик разбудить язычки. Ребята, а вы любите волшебство? Колокольчик не зря разговорил наши язычки. Потому что он – волшебный. Он живет в Стране волшебных превращений, где происходит много всего загадочного и волшебного. И сегодня, он зовет нас к себе в гости, приглашает попутешествовать по волшебным улицам своей страны. Вы согласны? (Ответы детей).

Для того чтобы нам оказаться в Стране волшебных превращений, нам нужно закрыть глаза, покружиться вокруг себя и произнести волшебные слова:

Покружись, покружись!
В стране волшебной окажись!

Дети произносят слова.

 

2 Основная часть

На экране появляется картинка с изображением Страны волшебных превращений.

Учитель-дефектолог: Вот, ребята, мы и оказались в Стране волшебных превращений. Посмотрите, какое здесь все красивое и интересное! Ну что, давайте пройдемся по волшебным улицам. А на какую улицу нам идти, будет подсказывать колокольчик. Посмотрите на экран, вот такой символ он нам показывает.

На экране появляется символ гласного звука [а] (большой красный круг). Слайд 1

Учитель-дефектолог: Что вам напоминает этот символ? Символ какого гласного звука? (Ответы детей). Правильно, ребята, это символ гласного звука [а]. Как вы догадались? (При произношении звука [а] рот широко открыт, язычок лежит за нижними зубами, зубы на расстоянии). Произнесите звук [а].

Дети хором произносят звук [а].

Учитель-дефектолог: Значит, первая улица, на которую мы отправимся, будет вот с таким символом.

А чтобы нам было веселее идти, давайте по дороге будем петь песенку со звуком [а] и высоко поднимать ноги: А-А-А-начинается игра.

Ребята, посмотрите, мы попали с вами на какую-то улицу. Она с символом звука [а]? (Ответы детей). Значит, мы пришли правильно.

Ребята, это улица Волшебных мастеров. Почему она так называется? Раньше, здесь жили два кота. Один кот хотел стать таким маленьким, чтобы в мышиные норы пролезать. Зашел он к мастеру, которого зовут ИК (выставляется картинка с изображением мастера). Попросил сделать его маленьким. И вышел он от этого мастера маленький, как мышка, и стал он не кот, а КОТИК. Второй кот хотел стать огромным, чтобы собак не бояться. Зашел он к мастеру, которого зовут ИЩ (выставляется картинка с изображением мастера). Попросил сделать его огромным. И вышел он от мастера огромный, как собака, и стал не кот, а КОТИЩЕ!

Учитель-дефектолог: Давайте, мы тоже превратимся в мастеров и будем делать волшебство. Мы разделимся на команды. Первая команда, будет как мастер ИК – делать предметы маленькими, а вторая команда, будет как мастер ИЩ – делать предметы огромными.

 

Игра «Большой-маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, слов с увеличительным значением)

Учитель-дефектолог выставляет поочередно предметные картинки. Первая команда называет предметы на картинке с уменьшительно-ласкательным суффиксом, вторая команда называет эти же предметы с суффиксом увеличительного значения:

Был домик – стал домище;
был дождик – стал дождище;

был зайчик – стал зайчище;
была морозик– стал морозище и т.д.

 

Учитель-дефектолог: Видите, ребята, какие вы волшебники! Превратили предметы в маленькие и огромные. А теперь, нам пора на следующую улицу. Давайте посмотрим на экран, с каким символом улицу нам искать.

На экране появляется символ гласного звука [у] (красный маленький круг). Слайд 2

Учитель-дефектолог: Давайте вспомним, символ какого гласного звука изображен на экране? Правильно, символ звука [у]. Как вы догадались? (При произношении звука [у] губы вытягиваются в трубочку и образуют маленький круг). Произнесите звук [у]. (Дети повторяют)

Пора идти! Ищем улицу с таким символом. Чтобы нам было веселее, будем идти на носочках и петь песенку со звуком [у]: «У-У-У продолжаем мы игру».

Ребята, вот и наша улица. Это улица, где все наоборот. Здесь есть волшебное зеркало!

На экране появляется зеркало.

Учитель-дефектолог: В чем же его волшебство? Это зеркало не прямое, а наоборот – кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. Раньше, на этой улице жила злая колдунья Завида. Никого и ничего она не любила, была злая. И зеркало решило сделать ее доброй. Взяла она в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила!

 

Игра «Слова наоборот» (подбор слов-антонимов). Слайды 3, 4.

Учитель-дефектолог: В зеркале она была совсем даже не старая, а… (молодая), не толстая, а … (худая), не горбатая, а …(стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было злое, а в зеркале оно казалось… (доброе). А уши были большие, а стали… (маленькие), нос не кривой, а … (прямой). Платье Завиды было грязным, а в зеркале стало… (чистым). Туфли у Завиды были старыми, а стали…(новыми). Ее юбка была длинной, а стала…(короткой).

Учитель-дефектолог: Пора идти на следующую улицу. Давайте посмотрим на экран, с каким символом улицу нам искать.

На экране появляется символ гласного звука [о] (красный овал).

Слайд 5

Учитель-дефектолог: Давайте вспомним, символ какого гласного звука изображен на экране? Правильно, символ звука [о]. Как вы догадались? (При произношении звука [о] губы принимают положение овала). Произнесите звук [о].

Учитель-дефектолог: Чтобы нам было веселее, давайте петь песенку: «О-о-О – мы шагаем далеко». Вот мы и пришли на следующую улицу. Она называется улица Длинных слов.

Учитель-дефектолог: На этой улице очень давно слова так сильно поссорились, что между ними была настоящая война. Но один добрый волшебник решил помочь им. Он взмахнул своей волшебной палочкой и слова снова помирились. Некоторые пары слов подружились так сильно, что им не захотелось расставаться, и они объединились в одно длинное слово, например: слово кофе объединилось со словом варить и получилось слово кофеварка. Теперь, давайте вы побудете волшебниками и помирите слова.

 

Игра «Составь длинное слово из двух» (образование сложных слов)

Учитель-дефектолог показывает картинки-слова с изображением двух предметов, дети называют слова, которые поссорились и «мирят» их, образуя одно длинное слово

Сок + выжимать = соковыжималка;
рыбу + ловить = рыболов;
мясо + рубить = мясорубка;
молоко + возить = молоковоз;
звезда + падать = звездопад;
птицы + фабрика = птицефабрика;
снег + падать = снегопад.

Учитель-дефектолог: Ребята, вы молодцы! Пора нам отправляться на следующую улицу.

Давайте посмотрим на экран, с каким символом улицу нам искать.

На экране появляется символ гласного звука [и] (символ в виде улыбки красного цвета). Слайд 6.

Учитель-дефектолог: Давайте вспомним, символ какого гласного звука изображен на экране? Правильно, символ звука [и]. Как вы догадались? (При произношении звука [и] губы – в улыбке, зубы на расстоянии, язычок за нижними зубами). Произнесите звук [и]. Дети произносят песенку: «И-И-И – к остановке мы пришли».

Учитель-дефектолог: Вот и пришли мы на последнюю улицу. Это улица «Свистящая». Знаете, почему она так называется? Потому что на ней живут слова, в названии которых есть звук [с]. Вот эта улица!

На экране улица с изображенными на ней различными предметами. Слайд 7.

Учитель-дефектолог: Ребята, звук [с] гласный или согласный? Фишкой какого цвета он обозначается? Давайте произнесем звук [с]. Как расположены губы и зубки при произношении звука [с]? (Дети дают характеристику звуку).

Посмотрите внимательно на улицу и найдите слова-предметы, в названии которых есть звук [с], которые «свистят».

Дети ищут слова со звуком [с].

Вам нужно произнести найденное слово-предмет, и определить, где в нем спрятался звук [с] – в начале, в середине или в конце слова. В этом вам помогут схемы.

Игра «Разложи правильно». Слайд 8

На столе перед детьми – три схемы (горизонтально расположенные в ряд три квадрата, в одном из которых изображен черный круг-позиция звука в слове). Каждый ребенок подходит к столу, произносит найденное слово со звуком [с] на экране, определяет положение звука [с] в этом слове, и кладет синюю фишку под соответствующую схему.

Учитель-дефектолог: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Колокольчик прощается с вами и говорит вам спасибо за то, что побывали у него в гостях (звучит звон колокольчика). А теперь нам пора возвращаться в сад.

Раз кружись, два кружись,
В саду снова окажись.

3 Итог занятия

Учитель-дефектолог: Ребята, куда мы с вами совершили путешествие? Что в путешествии было интереснее всего? На какой улице вам понравилось больше всего? (Ответы детей) Если вам понравилось путешествие – возьмите себе на столе веселый колокольчик, а если путешествие вам не понравилось – грустный колокольчик.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий