Развертывание народной борьбы против немецко-фашистских оккупантов. Урок истории Беларуси в 9-м классе  

- 11:14II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Методы, используемые в уроке: самостоятельная работа учащихся в группах, работа в парах, объяснение учителя, работа с учебником, документами, картой, составление кластера.

Наталья МАКОВЕЙ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область

 

 

Тема: Развертывание народной борьбы против немецко-фашистских оккупантов (1-й урок темы).

Раздел «БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» (4-й урок в разделе).

Цель: определение роли и значения партизанского движения в Великой Отечественной войне.

Задачи:

– формировать знания учащихся о событиях из истории народной борьбы против немецко-фашистских захватчиков;
– развивать умения учащихся характеризовать формы партизанского движения на территории Беларуси против германских оккупантов, самостоятельно находить информацию, используя документы, учебное пособие, карту;
– воспитывать чувства патриотизма, ответственности, сопереживания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: самостоятельная работа учащихся в группах, работа в парах, объяснение учителя, работа с учебником, документами, картой, составление кластера.

Основные понятия и термины: партизанское движение, «рельсовая война».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с документами, атлас, учебник.

Презентация. PDF 

Ход урока

1 Организационный момент (Слайд 1, черная заставка)

– Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке истории Беларуси наша с вами работа будет активной, плодотворной и познавательной. На этом уроке мы продолжим знакомство с событиями Великой Отечественной войны.

– Давайте вспомним, когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

– Какова была главная цель Германии в войне против Советского Союза? (Расширение пространства для германской нации за счет присоединения территорий, разрушение общественного строя, онемечивание населения и физическое уничтожение большей его части)

– Какой план был разработан Германией с целью разгрома Советского Союза в «молниеносной войне»? («План Барбаросса»)

– Удалось ли Германии воплотить этот план? (Нет, не удалось)

– Что помешало завершить «молниеносную войну»? (Сопротивление Красной Армии, двухмесячные оборонительные бои)

 

2 Проверка домашнего задания

– Оборонительные бои в начале войны не позволили реализовать «План Барбаросса» и дали советским войскам возможность подготовиться к обороне. Однако с 1941 по 1944 гг. на территории Беларуси был установлен Германский оккупационный режим.

– Что такое оккупация? (Занятие войсками одного государства территории или части территории другого государства, сопровождающееся установлением собственной администрации и законов)

– На прошлом уроке вы изучили сущность германского оккупационного режима. Чтобы проверить, насколько хорошо вы разобрались в этом вопросе, я предлагаю вам выполнить тест (Приложение 1). На выполнение задания отводится 5 минут.

Выполнение теста. Проведение взаимопроверки.

– Время вышло. Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность ответов (Слайд 2)

– Количество правильных ответов соответствует вашей отметке за подготовку домашнего задания. Встаньте те, кто ответил правильно на все 9 вопросов. Хорошо, а у кого одна ошибка? В течение урока вы можете повысить свой балл, активно работая на уроке.

– Внимательно посмотрите на фотографию (Слайд 3). Что это за композиция и каким событиям посвящена? («Врата памяти» – центральная композиция мемориального комплекса на месте лагеря «Тростенец». Создание лагерей смерти)

– Почему для нашего народа своеобразные «врата памяти» всегда открыты? (Автор монумента хотел сделать далекую трагедию более осязаемой, чтобы зрители смогли пройти через эти врата и ощутить ту безысходность, которая здесь была во время Великой Отечественной войны. Чтобы будущие поколения не забывали о трагедии тех, кто принял мучения и смерть).

 

3 Целемотивационный этап

– Вы правы, это напоминание всем нам о трагедии нашего народа. (Слайд 4, черная заставка)

– На протяжении всего периода оккупации люди не могли мириться с деятельностью немецко-фашистских захватчиков, поэтому не только Красная Армия, но и весь народ поднялся на борьбу. Тема нашего урока «Развертывание народной борьбы против немецко-фашистских оккупантов».

– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок, что вы хотели бы узнать на уроке? (Какие формы борьбы против немецких оккупантов осуществлялись на территории Беларуси? Кто участвовал в борьбе против немецко-фашистских захватчиков? Эта борьба была организованной или участники действовали разрозненно?)

Учитель открывает доску с написанной темой и планом урока.

 

4 Изучение новой темы

– К концу урока мы постараемся ответить на все ваши вопросы. Для того чтобы вся полученная информация легко запоминалась, мы будем совместно составлять ментальную карту. Будьте внимательны на уроке, поскольку эта тема включена в экзаменационные билеты. И для вас это будет своеобразной подготовкой к экзамену в конце учебного года.

– Одной из форм народной борьбы против немецко-фашистских оккупантов было партизанское движение. (Лист кластера).

– Давайте подумаем, кто такие партизаны и что такое партизанское движение? (Высказывания учащихся)

Чтобы окончательно ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть видеофрагмент интервью с ветераном Великой Отечественной войны, партизаном бригады имени Калиновского Петром Павловичем Цыванюком, который в мирное время на протяжении многих лет работал директором Кваторской базовой школы. В своем интервью он отвечает на этот вопрос таким же ребятам как вы.

Смотрим интервью. https://www.youtube.com/watch?v=l4icTZqB3t0 (отрывок 3.50–5.27) (Слайд 5)

Слайд 6, черная заставка. Сопоставим все высказывания и запишем в тетради определение.

Партизанское движение – это вооруженная борьба широких слоев населения, объединенного в организованные формирования на оккупированной территории, против захватчиков, за свободу и государственную независимость.

(Лист кластера).

– Партизанская борьба в годы войны достигла небывалого размаха. Партизаны осуществляли свою деятельность не самостоятельно, а совместно с Красной Армией. Вы уже получили некоторую информацию о деятельности партизан из уст ветерана, а сейчас я предлагаю ознакомиться с историческим документом, в котором прописаны все задачи, поставленные перед партизанами.

Работа учащихся в группе с историческим документом «Приказ НКО СССР И.В.Сталина от 5 сентября 1942 года № 00189 «О задачах партизанского движения» (Приложение 2).

Мы разделимся с вами на две группы. У каждой из вас будет текст документа.

– Группа 1 получает задание познакомиться с историческим документом и ответить на вопрос «Как относилась официальная власть к партизанскому движению?»

– Группа 2 получает задание познакомиться с историческим документом и ответить на вопрос «Каким образом Сталин приказал бороться партизанам с врагом?»

Заслушиваются ответы учащихся.

– Для выполнения поставленных задач и координации деятельности партизанского движения в 1942 году был создан Центральный штаб партизанского движения. Его возглавил первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Беларуси Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. (Слайд 7) (Лист кластера + Лист кластера (портрет)).

Слайд 8, черная заставка

 

Физкультминутка

 

– В конце 1943 года создавались партизанские зоны. Ознакомьтесь с информацией о партизанских зонах на с.78–79. (Лист кластера).

– Назовите самую крупную партизанскую зону (Полоцко-Лепельская в Ушицах, Витебская область). (Лист кластера).

– Какой мемориальный комплекс был создан в честь прорыва партизанами кольца в Ушицах? (Мемориальный комплекс «Прорыв», с. 78 (фото))

– С какой целью создавались партизанские зоны? (В них находили укрытие тысячи мирных жителей. Крестьяне обрабатывали и засеивали землю, работали школы и библиотеки, шли тренировки к боевым операциям, располагались аэродромы).

 

Работа с атласами

– Откройте атласы на с. 17, найдите на карте и назовите все партизанские зоны, которые создавались на территории Беларуси. (Кличевская, Борисово-Бегомльская, Ушачская).

Учащийся подходит к карте называет и показывает партизанские зоны. (Слайд 9)

– Вы обратили внимание, что партизанское движение на территории было действительно масштабным (Слайд 10, черная заставка).

Один из методов борьбы партизанского движения вошел в историю как «рельсовая война».  (Лист кластера). (Приложение 3)

 

Работа с документом в парах

На основе документа составьте кластер, который расскажет о «рельсовой войне». (Приложение 4)

Заслушивание результатов нескольких пар. (Слайд 11) 

Слайд 12, черная заставка. В состав первых партизанских отрядов и бригад входили коммунисты и комсомольцы, белорусские патриоты из числа местного населения.

С уверенностью можно сказать, что каждый из партизан своей деятельностью в составе отрядов, бригад совершил подвиг, участвуя в освобождении своей Родины. Мы назовем только некоторых из них и познакомимся с совершёнными ими подвигами? (Лист кластера).

 

Работа с фотографиями

М.Ф.Шмырев (Слайд 13). (Лист кластера).

– Я бы хотела остановиться на личности Батьки Миная. Может вы что-нибудь знаете о нем?

Откройте учебник на с. 76, ознакомьтесь с информацией об Минае Шмырёве. И скажите, в чем на ваш взгляд его подвиг? (Ответы учащихся)

Жертвуя собой и жизнями своих родных, партизаны помогли приблизить Победу над фашизмом.

 

5 Подведение итогов

– Итак, давайте подведем итог. Ответили ли мы на поставленные вопросы в начале нашего урока:

– Какие формы борьбы против немецких оккупантов осуществлялись на территории Беларуси?

– Кто участвовал в борьбе против немецко-фашистских захватчиков?

– Эта борьба была организованной или участники действовали разрозненно?

– Как вы думаете, какую роль сыграло партизанское движение в годы войны? (Ответы учащихся)

Вторая мировая война была самой кровавой и жестокой в истории человечества. Она унесла жизни тысяч героев-партизан.

Все они – живые и мёртвые, до конца и честно выполнили свой священный долг перед Родиной. И это надо помнить нам, чтобы не допустить повторения той страшной войны. Это особенно актуально в настоящее время.

Чтобы у каждого из вас остался кластер, который мы составляли совместно на уроке, я вам его раздам, а вы вклеите в свой конспект.

 

6 Комментирование и выставление отметок

 

7 Домашнее задание

С. 76–80. На выбор: подготовить сообщение по теме «Партизанское движение в годы ВОВ в своей местности»

 

8 Рефлексия

Перед вами «Дерево знаний». Высота ветвей – это ваше эмоциональное состояние по итогу нашего урока. Высокие ветви – значит, вам было комфортно на уроке, вы много узнали и можете своими знаниями поделиться с другими. Средние ветви – вам было комфортно на уроке, вы много узнали, но поделиться это информацией вам сложно. Самые низкие ветки – информация для вас была сложной, неинтересной. Я предлагаю вам определить, где вы расположитесь на этом дереве. Разместите своих человечков, которые у вас на партах, на этом дереве.

 

 

Приложение 1

Тест «Германский оккупационный режим»

https://eior.by/catalog_lecture/9-klass/history_of_belarus/12.php.

 

Приложение 2

 1-я группа

Как относилась официальная власть к партизанскому движению?

 

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

О задачах партизанского движения

№ 00189                                                                                                                 5 сентября 1942 года

Второй год народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против германских фашистских полчищ, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны.

…В этот момент величайшей опасности перед всеми народами Советского Союза, перед каждым гражданином и гражданкой на фронте и в тылу, на оккупированной территории и в партизанском отряде стоит одна единственная задача – отстоять свою Родину, защитить свободу, независимость, свою честь и разгромить ненавистных немецких захватчиков….

Разгром германских армий может быть осуществлен только одновременными боевыми действиями Красной Армии на фронте и мощными, непрерывными ударами партизанских отрядов по врагу с тыла.

Теперь, когда Красная Армия на фронтах, напрягая все свои силы, отстаивает свободу и независимость своего государства, народное партизанское движение на нашей территории, временно захваченной немецкими оккупантами, становится одним из решающих условий победы над врагом.

Захватив территорию, немцы не смогли покорить советский народ. Наш народ ненавидит оккупантов, он берется за оружие и организует партизанскую борьбу в тылу немецкой армии. Партизаны наносят серьезный урон живой силе, технике и дезорганизуют тыл противника. Однако партизанское движение еще не развернулось полностью, еще не стало делом всех и каждого, кто очутился в лапах немецких хищников, тогда как налицо все условия для повсеместного быстрого развития всенародной партизанской борьбы против немецких оккупантов.

Необходимо прежде всего добиться, чтобы партизанское движение развернулось еще шире и глубже, нужно, чтобы партизанская борьба охватила широчайшие массы советского народа на оккупированной территории. Партизанское движение должно стать всенародным.

Это значит, что существующие сейчас партизанские отряды не должны замыкаться, а втягивать в партизанскую борьбу все более широкие слои населения. Нужно, наряду с организацией новых партизанских отрядов, создавать среди населения проверенные партизанские резервы, из которых и черпать пополнения или формировать дополнительно новые отряды. Нужно повести дело так, чтобы не было ни одного города, села, населенного пункта на временно оккупированной территории, где бы не существовало в скрытом виде боевого резерва партизанского движения. Эти скрытые боевые партизанские резервы должны быть численно не ограничены и включать в себя всех честных граждан и гражданок, желающих освободиться от немецкого гнета.

Народный комиссар обороны СССР
И.СТАЛИН

 

2-я группа

Каким образом Сталин приказал бороться партизанам с врагом?

 

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

О задачах партизанского движения

№ 00189                                                                                                                 5 сентября 1942 года

Основные задачи партизанских действий: разрушение тыла противника, уничтожение его штабов и других военных учреждений, разрушение железных дорог и мостов, поджог и взрыв складов и казарм, уничтожение живой силы противника, захват в плен или уничтожение представителей немецких властей.

В настоящий момент разрушение путей подвоза врага имеет важнейшее значение. Закрыть пути подвоза – значит лишить врага возможности пополнять фронт живой силой, техникой, горючим, боеприпасами, а также вывозить в Германию награбленное в нашей стране народное добро и тем самым облегчить Советскому Союзу разгром врага.

Решение этих основных задач требует от всех партизанских отрядов широкого развертывания боевых партизанских операций, а также диверсионной, террористической и разведывательной работы в тылу врага.

Приказываю:

1. В целях нарушения движения по железным дорогам…..подрывать железнодорожные мосты, взрывать или сжигать станционные сооружения, взрывать, сжигать и расстреливать паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах. Уничтожать транспорты, подвозящие боеприпасы и горючее. Лошадей угонять.

2. Уничтожать склады и базы вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и другого имущества, гаражи и ремонтные мастерские.

3. Нападать на аэродромы противника и уничтожать самолеты, ангары, склады бомб и горючего, а также истреблять летно-технический состав и охрану аэродромов.

4. Уничтожать всякие хозяйственные команды,

5. Разрушать и сжигать узлы связи, электростанции, котловые установки, водоснабжение, склады, емкости с горючим и другие объекты, имеющие военно-экономическое значение.

8. Беспощадно истреблять или захватывать в плен фашистских политических деятелей, генералов, крупных чиновников и изменников нашей родины, находящихся на службе у врага.

9. Партизанским отрядам и отдельным бойцам-партизанам вести непрерывную разведывательную работу в интересах Красной Армии:
Данные агентурной и боевой партизанской разведки незамедлительно сообщать Центральному штабу партизанского движения.

10. Руководящим органам партизанского движения… вести среди населения постоянную политическую работу. Разоблачать на фактах лживую немецкую пропаганду, воспитывать ненависть и озлобление к немецким захватчикам.

Совместными действиями Красной Армии и партизанского движения враг будет уничтожен.

 

 

Приложение 3

 

Приложение 4

Проанализируйте документ и сделайте вывод о деятельности партизан на примере «Рельсовой войны»

 

ПРАВДА О «РЕЛЬСОВОЙ ВОЙНЕ»

«Рельсовая война» – кодовое наименование операции проведенной советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 г. в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск.

14 июля 1943 года начальник ЦШПД подписал приказ “О партизанской рельсовой войне”. В этом документе говорилось: “Уничтожение рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных путях, уничтожать запасные рельсы, исключая для противника возможность перешивания и маневрирования рельсами”.

Всего в операции было задействовано 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью 95 615 человек.

Характерно, что белорусские и другие участвовавшие в этой операции партизаны отнеслись к ней с большим энтузиазмом, но им так и не было доставлено нужного количества боеприпасов. Поэтому белорусские, калининские, смоленские и орловские партизаны подрывали рельсы вместо организации крушений поездов.

Каковы результаты «рельсовой войны»?

«Рельсовая война» дорого обошлась фашистам. Так, летом 1943 года в Ленинградской области, гитлеровцы были вынуждены ввиду активных действий партизан выделять для охраны железнодорожных коммуникаций до двух полков.

Согласно данным противника, партизаны в августе подорвали только около 25 тыс. рельсов.

В период напряженных боев на Курской дуге партизаны пустили под откос 274 немецких эшелона.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий