Мастер-класс “Проблемно-тематический анализ различных медиатекстов при подготовке учащихся к написанию отзыва”

- 15:13II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Мастер-класс

Целью мастер-класса автор ставит передачу личного профессионального опыта работы по эффективному применению форм работы с различными медиатекстами для анализа художественных произведений на проблемно-тематическом уровне в ходе подготовки учащихся к написанию отзыва.

Ольга КОНИК,
учител
ь русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область


 

 

Цель: представление и передача личного профессионального опыта работы по эффективному применению форм работы с различными медиатекстами для анализа художественных произведений на проблемно-тематическом уровне в ходе подготовки учащихся к написанию отзыва.

Задачи: 

– создать условия для профессионального общения, самосовершенствования, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
– презентовать педагогический опыт, накопленный по теме мастер-класса;
– организовать взаимодействие участников мастер-класса, отработать формы работы с использованием медиатекстов и медиаконтента;
– содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.

Оборудование: мультимедийная установка и ноутбук для демонстрации презентации, раздаточный материал (вопросы, опорные конспекты, фотографии, тексты и т.д.)

Презентация к мастер-классу. PDF

 

Ход мастер-класса

Содержание мастер-класса

Деятельность участников
мастер-класса

Слайды (№)

Организационный этап

Мастер приветствует участников мастер-класса. Предлагает написать свои имена на бейджах.
Обращает внимание на раздаточный материал на столах, который будет необходим в ходе работы.

Педагоги занимают места за столами в аудитории, записывают своё имя

 

Мотивационный этап

Мастер: Неотъемлемой частью работы учителя русского языка и литературы является подготовка способных учащихся к олимпиаде по предмету. Актуальность моего мастер-класса обусловлена проблемой снижения качества написания отзывов учащимися и необходимостью формирования их критического, индивидуального, творческого мышления при анализе произведений. Подготовка к написанию отзыва – одна из сложных, кропотливых, но интересных работ.

Слушают, принимая информацию к сведению

2

Мастер: Давайте вспомним, что такое отзыв. Обратите внимание на формулировку и выделенные слова.
Для написания отзыва на начальном этапе необходимо пользоваться памятками.

 

3

Мастер: Предлагаю вам обратить внимание на планы работы над отзывом о художественном произведении. Выделен красным цветом пункт № 5.

Читают информацию со слайдов, анализируя её, и работают с предложенным раздаточным материалом (план работы над отзывом)

4

Мастер: Посмотрите на выдержку из памятки «Как работать над отзывом». На слайде красным шрифтом выделена фраза «что я знаю об этой теме и как она отражена в литературе; проблема, как она раскрывается».
– По вашему мнению, с какими трудностями сталкиваются дети при написании отзыва?
– Не вызывает ли у них затруднение формулировка темы произведения?
– Всегда ли обозначают проблему и приводят доводы, рассуждают об актуальности затронутой проблемы?
– Связывают ли данное произведение с другими произведениями искусства, с реальной жизнью, чтобы доказать его злободневность и актуальность?
Действительно, очень важно, чтобы учащиеся не только обозначали тему и проблему, но и могли рассуждать, связывая анализируемое произведение с другими. Поэтому я предлагаю детям работу на проблемно-тематическом уровне через анализ разных медиатекстов, посвящённых одной тематике и проблематике.
Тема моего мастер-класса “Проблемно-тематический анализ различных медиатекстов при подготовке учащихся к написанию отзыва”.
Цель мастер-классапрезентация педагогического опыта, накопленного в результате подготовки и проведения занятий с использованием медиатекстов и медиаконтента и отработка некоторых форм работы, способствующих развитию самостоятельного критического мышления у учащихся.

Отвечая на вопросы, участвуют в целеполагании

5, 6

Мастер: По собственному опыту могу сказать, что самое сложное для многих олимпиадников – это связать данное художественное произведение с другими произведениями искусства, с реальной жизнью, чтобы доказать его актуальность.

Соглашаются с тем, что учащиеся не только должны обозначить тему и проблему, но и рассуждать, связывая анализируемое произведение с другими

 

Мастер: На следующем слайде вы видите несколько тем, которые актуальны в современном обществе и нашли свое отражение во многих художественных произведениях.

Деление участников на группы

Мастер предлагает каждому участнику вытянуть карточку определённого цвета. Затем рассаживает участников по группам, определяя тему, над которой им в дальнейшем предстоит работать.

Выбирают одну из трёх первых тем и распределяются на три группы

7

Мастер: Основным принципом моей работы при анализе произведения на проблемно-тематическом уровне является подбор и анализ разных медиатекстов, посвящённых одной тематике и проблематике в качестве одного из видов тренировочных упражнений для связи анализируемого произведения с другими медиатекстами.

Заинтересовываются предложенной темой работы мастер-класса и готовы работать

 

Информационно-ориентировочный этап

Мастер: Сейчас я хочу остановиться на теме «…Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…».
Обратите внимание на следующий слайд. Эту тему я предлагаю детям осветить и обсудить через анализ разных медиатекстов. Я назвала её словами из стихотворения Ю.Друниной.
Проблема нравственного выбора человека на войне является той проблемой, на которой мы заостряем внимание.

Слушают, читают информацию со слайдов, принимая услышанное и увиденное к сведению, анализируют

8

Мастер: Очерёдность анализа данных медиатекстов может быть любой. Но я предлагаю начать с просмотра и анализа художественного фильма «Мы из будущего». Вопросы для интерактивной беседы предлагаю заранее. Дети характеризуют молодых «чёрных» копателей, сравнивают их поведение и поступки до попадания в 1942 год и после. Анализируем отдельные эпизоды, в которых раскрываются очень важные моменты для характеристики образов. Наперебой дети комментируют эпизод, когда герой камнем до крови стирает немецкую свастику со своего предплечья. Тема любви тоже заслуживает внимания, но для нас важна другая тема – тема выбора, поведения, способности жертвовать своей жизнью ради других.

Слушают, читают информацию со слайдов, принимая услышанное и увиденное к сведению

9

Мастер: Следующий этап – анализ эпического произведения – рассказа В.Некрасова «Сенька». Дискуссия «Сенька – трус или герой?». Акцентирую внимание на отдельных вопросах, предложенных для анализа стихотворения, и на их формулировке, которая помогает при помощи перифраза сформулировать ответ, но обязательно доказывая авторским текстом. Например, вопрос № 9 содержит важную мысль о том, что именно негативное отношение раненых заставило Сеньку глубже задуматься над тем, что он совершил. Выросшая стена отчуждения между ним и ранеными заставила переоценить сделанное, испытать душащий его стыд и стала толчком для совершения подвига.
В результате дискуссии дети приходят к выводу, что к подвигу можно прийти через проступок. Героями не рождаются. Важен пример тех, кто с тобой рядом. Тема психологического выбора и становления личности становится ключевой.

Слушают, читают информацию со слайдов, принимая услышанное и увиденное к сведению

10

Мастер: Ю.В.Друнина – поэтесса, у которой много проникновенных стихов о войне. Юлия Друнина прошла войну, и ей как никому другому эта тема особенно близка. «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в 41-й год…».
Ведущий мастер-класса обращает внимание на вопросы для анализа стихотворения «На носилках около сарая…»
Предлагает участникам мастер-класса прочитать текст стихотворения и ответить на вопросы 8, 9, 10, используя приём перифраза для формулировки ответа на вопрос.
После ответов групп подводит итог: в результате анализа стихотворения дети связывают образ умирающей девочки с образом автора и это становится отправной точкой при анализе главной героини и отношения к ней автора.

Читают стихотворение и начинают работу в группах. Отвечают на вопросы, применяя приём перефразирования и доказывая текстом. В результате поочерёдных ответов педагоги приходят к выводу, что образ умирающей девочки неразрывно связан с образом автора

11

Мастер предлагает прочитать со слайда отрывки из книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Задает участникам мастер-класса вопрос о целесообразности и значимости анализа публицистического медиатекста – отрывков из документально-очерковой книги «У войны не женское лицо» белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года.
Предполагаемый ответ: Документально-очерковая книга «У войны не женское лицо» белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года, С.Алексиевич – это воспоминания женщин, которые участвовали в этой страшной войне. Страшные, правдивые воспоминания заставляют детей задуматься: «Как же им было не страшно?!» Чтение воспоминаний девушек – участниц Великой Отечественной войны не оставят никого равнодушными.

Отвечают на заданный вопрос о значимости воспоминаний самих участников этой страшной войны

12, 13

Мастер предлагает педагогам акцентировать внимание на следующем медиатексте – фотографии.
Мастер: Фотографии времён Великой Отечественной войны – это богатый материал для создания творческих работ, в основе которых тип речи – рассуждение. Учащиеся подбирали материал на тему «Солдаты и офицеры Великой Отечественной войны».

Слушают, принимают информацию к сведению. Рассматривают фотографии, размещённые на слайдах

14–20

Мастер: Посмотрите на несколько снимков времён Великой Отечественной и обратите внимание на последний (Слайд 21). Детям было предложено сочинение-рассуждение «О чём задумался, капитан?». Но прежде мы вспомнили план анализа фото и описания картины (на переднем плане, на заднем плане и т.д.) Описывая фото, дети должны помнить, что все детали на снимке важны».

Мастер: Предлагаю вам в группах составить мини-сочинение «О чём задумался, капитан?».

Мастер: После анализа всех медиатекстов предложила детям написать отзыв о стихотворении Ю.Друниной «Комбат», но с обязательным использованием знаний, полученных по работе над темой «…Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Мастер: Послушайте, пожалуйста, отрывок из сочинения Климчук Ксении «…Эти два бойца не сумели перебороть страх, и комбат по-другому не мог их остановить. По законам военного времени он обязан был это сделать, а Сенька стал настоящим героем. Он смог перебороть страх и захотел исправить свою ошибку – искупить вину, если нужно, то и кровью. И хорошо, что для Сеньки представился такой случай. Он подрывает фашистский танк, совершает подвиг. А герои фильма «Мы из будущего», попадая в 1942 год, сразу осознают весь ужас положения и готовы бежать назад… Но, пройдя страшные испытания, узнав настоящих героев, любовь, они принимают решение вместе со всеми пойти в бой. Они решаются вернуться домой только тогда, когда их друг тяжело ранен. И возвращаются они совсем другими и теперь понимают значимость побед и потерь в годы войны…»
Таким образом, вы увидели, что проделанная на протяжении нескольких занятий работа помогла учащейся связать данное художественное произведение с другими, объединёнными одной общей темой и проблемой.

Работают с фотоснимком, составляя мини– сочинение. Зачитывают варианты.

Слушают, оценивая работу учащихся

21, 22

Операционно-практический этап

Мастер напоминает участникам мастер-класса о выбранных темах и предлагает начать работу по ним. Сформулировать проблему, предложить разные медиатексты, над которыми можно поработать, чтобы раскрыть тему и проблему, которая поднимается в этих произведениях. А также попробовать связать одно произведение с другим, доказывая общую тему и проблему.

Для поиска медиатекстов участники могут выйти в интернет, используя свои мобильные телефоны.
После отведённого времени мастер заслушивает каждую группу.

Работают по выбранным темам, формулируя проблему и подбирая разные медиатексты для раскрытия этой темы и проблемы.




Высказываются, демонстрируя полученный продукт

23

Мастер предлагает участникам мастер-класса свои варианты работы.
Мастер: «Минуту тишины мы делим на двоих». Какое бы время ни было, мирное, военное, два любящих сердца встречаются. И порой жестокие испытания выпадают на эту любовь, но ради любимого или любимой и жизнь приносится в жертву. Дети очень любят рассуждать на эту тему. Посмотрите на слайд, где вы можете увидеть медиатексты, предложенные для раскрытия этой темы.

Слушают, принимают информацию к сведению, анализируют

24

Мастер сжато характеризует работу над темой «Учитель! Перед именем твоим….», озвучивает информацию на слайде, акцентируя внимание на медиатекстах об учителях, размещённых на сайте «Любимая профессия».

Слушают, принимают информацию к сведению, анализируют

26

Мастер предлагает обратить внимание на тему «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» и те медиатексты, которые подобраны учителем и анализировались учащимися с целью раскрытия темы и связанной с ней острой общественной проблемой.
Мастер: После работы над данной темой предлагаю детям отзыв о рассказе Б.Екимова «Говори, мама, говори…» На столах лежат отрывки из отзыва учащегося 10-го класса. Предлагаю вам, прочитав, оценить его, справился ли учащийся с требованием к отзыву «…что знаю об этой теме и как она отражена в литературе; проблема, как она раскрывается…»
«…Мария всё-таки вовремя вспомнила о матери и позвонила ей не утром, как это было всегда, а днём. Она испугалась, что может потерять самого дорогого человека в своей жизни. Фильм «Бабуся» тоже заставляет задуматься о несправедливом и даже жестоком отношении детей к своей матери. Разве можно быть такими равнодушными и бессердечными. Мне невольно вспомнилось стихотворение Веры Полозковой «А ты не знал, как наступает старость». Строчками «Мы молодые гордые придурки, счастливые лентяи и бретёры» поэтесса подчёркивает безразличное и даже брезгливое отношение детей и внуков к пожилым близким людям. Они не понимают, что их тоже ждёт старость…» (Никита Рыгосик).

Слушают, принимают информацию к сведению, анализируют

27, 28

Рефлексивно-оценочный этап

Мастер предлагает участникам мастер-класса высказаться о целесообразности такой работы с учащимися при подготовке к написанию отзыва.
Благодарит за внимание и продуктивную работу. Подводя итог, обращает внимание коллег на то, что вся предложенная работа должна проводиться в комплексе, не только на занятиях по подготовке написания отзыва, но и при работе над исследовательским проектом, на уроках, при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Высказывают своё мнение о целесообразности выбранной темы, форме проведения занятия, достижения прогнозируемого результата и работе педагога

30

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий