Словосочетание: строение и грамматическое значение. Исследовательская деятельность на уроке русского языка в 5-м классе

- 16:58Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Словосочетание: строение и грамматическое значение. Исследовательская деятельность на уроке русского языка в 5-м классе

Валентина ПОЧОБУТ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Радунская средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область

 

 

Цель дидактическая: предполагается, что учащиеся смогут расширить знания о словосочетании, о его структуре и значении.

Цель обучения исследовательской деятельности: с помощью словосочетаний исследовать осень – золотую пору года.

Задачи:

– способствовать формированию умения определять структуру и грамматическое значение словосочетания;
– содействовать развитию умения выделять словосочетания из предложения, указывать главное и зависимое слово, ставить смысловые вопросы от главного слова к зависимому;
– способствовать развитию исследовательских умений и навыков: поиск ответов на проблемные вопросы, поиск фактов для обоснования и опровержения гипотезы, изложение результатов исследования, обобщение результатов творческой деятельности, речи;
– содействовать эстетическому воспитанию и воспитанию любви к природе.

Эпиграф: «Осень – последняя восхитительная улыбка года»,  – Уильям Каллен Брайант.

Ссылка для скачивания презентации: https://docs.google.com/presentation/d/16wodcCHmMRu5IuBC1zPsOSJonaN8BoVo/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ход урока

I Организационный этап. Психологический настрой на урок

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка всегда дарит нам хорошее настроение. А хорошее настроение приносит позитивные эмоции. Так пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, сообразительность.

 

II Мотивационный этап

За окном теперь какая пора года? (Осень) К теме осени обращались очень многие писатели, поэты, художники и композиторы. Как вы думаете, почему? (Потому что она великолепна многообразием красок).

Внимание на экран! Перед вами репродукция картины известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» (Слайд 1).

Для того чтобы определить тему урока, давайте проведём мини-исследование.

Что вы видите на этой репродукции? Опишите ее, используя только существительные. (Ответы учащихся: вода, березы, река, трава, листья, небо и т.д.)

Внимательно посмотрите на репродукцию картины и скажите, какая вода, берёзы, река, трава, листья, небо.

Ответы учащихся:

Чистая                                       вода

Стройная                                   береза

Тихая                                         река

Зеленая                                     трава

Желтые                                   листья

Голубое                                    небо

После того как добавили прилагательные, изменилось ли описание картины? А какая синтаксическая конструкция у нас получилась? (Словосочетание)

Определите тему нашего урока. («Словосочетание») Запись темы в тетрадь.

 

III Тема. Постановка цели

Как вы думаете, что мы вспомним сегодня на уроке, что узнаем нового и чему научимся? (Ответы учащихся)

Мы вспомним и расширим свои знания о словосочетании, его значении и строении.

Научимся:

– находить словосочетания в предложениях;
– находить главное и зависимое слово;
– ставить смысловые вопросы от главного слова к зависимому;
– определять грамматическое значение словосочетания (Слайд 2).

 

IV Начало исследования

Еще раз посмотрите на репродукцию картины. Что общего между картиной и смайликами? (Слайд 3)

А вот американский поэт Ульям Каллен Брайант в своё время сказал: «Осень – последняя восхитительная улыбка года» (Слайд 4). Предположите, почему так сказал поэт (Слушаются высказывания учащися).

Формулировка гипотезы. (Слайд 5)

Если осень – это улыбка года, то она последняя и восхитительная.

Вот такую гипотезу мы выдвигаем.

А чтобы убедиться в нашей гипотезе, мы проведём исследование.

Но сначала вспомните, что вы знаете о словосочетании.

– Что такое словосочетание?
– Из каких слов состоит словосочетание?
– Чем отличается словосочетание от слова?

А теперь обратимся к правилу и найдём новое. (Слова связаны по смыслу и грамматически, грамматическая связь устанавливается с помощью окончания, окончания и предлога, а смысловая – с помощью вопроса, который ставится от главного слова к зависимому (подчинительная связь), подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием).

Вспомнив, что такое словосочетание, и узнав новое о нём, заполните оценочно-исследовательские листы. Вставьте пропущенные слова в предложение.

Заполнение оценочного листа (Приложение)

Слайд 6. Найдите и выпишите все словосочетания из этого высказывания, выделите главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного слова к зависимому. (Последняя улыбка, восхитительная улыбка, улыбка года). Какие слова не являются словосочетанием в этом предложении? Почему?

 

Физкульминутка (Слайд 7)

 

V Основной этап исследования

А сейчас исследуем выписанные словосочетания. (Слайд 8)

1-я группа работает над проблемным вопросом «Почему осень – это последняя улыбка?»

Прочитайте текст, определите тему и соотнесите её с проблемным вопросом. Найдите пять словосочетаний, которые помогут дать ответ на этот вопрос. Выделите главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому, выделите окончания. Вставьте пропущенные орфограммы.

Унылая пора! Очей оч..рованье!
Приятна мне твоя прощальная кр..са —
Люблю я пышное природы ув..данье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий со(?)нца луч(?), и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(Ответы учащихся: прощальная краса, пышное увядание, редкий луч, очей очарованье, солнца луч).

2-я группа работает над проблемным вопросом «Почему осень – это восхитительная улыбка?»

Прочитайте текст, определите тему и соотнесите её с проблемным вопросом. Найдите пять словосочетаний, которые помогут дать ответ на этот вопрос. Выделите главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому, выделите окончания. Вставьте пропущенные орфограммы.

 Вот и наступила з..л..тая осень. Это самая кр..сивая и живописная п..ра года. Осень любит жёлтые, красные, оранжевые краски. А как любит она осыпать всё золотом! Вот приходишь в берёзовую рощу и не можешь отвести глаз. На деревьях вместо листочков висят з..л..тые монетки. Но самой нарядной в осеннем лесу считается рябина. Она нап..минает принцессу, одетую в красоч(?)ный сарафан, украшенный бусами. Рябина завораживает не только своим внешним видом, но и ароматом зрелых ягод. Какую пользу она принесёт птицам зимой!

(Ответы учащихся: красивая пора, живописная пора, золотые монетки, напоминает принцессу, красочный сарафан).

3-я группа работает над проблемным вопросом «Почему осень – это улыбка года?»

Прочитайте текст, определите тему и соотнесите её с проблемным вопросом. Найдите пять словосочетаний, которые помогут дать ответ на этот вопрос. Выделите главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного слова к зависимому, выделите окончания. Вставьте пропущенные орфограммы.

 Осень. В саду созрели ..роматные яблоки и груши. В огороде вырос богатый ур..жай овощей. В палисаднике распустились сиреневые и белые сентябринки. Пестреют махровые астры. Яркими букетами цветут хризантемы. В лесу много грибов и орехов.
 В это время года можно собирать разноцветные лист(?)я для гербария. Можно смастерить уд..вительные п..делки из мха, шишек, желудей. Как приятно порадовать родных и друзей сувенирами из даров осени!

(Ответы учащихся: богатый урожай, листья для гербария, удивительные поделки, поделки из желудей, ароматные яблоки).

 

VI Этап подведения итогов исследования

Отчёты групп. Заполнение оценочных листов. (Слайды 9–11)

(Один ученик читает текст. Второй представляет словосочетания на доске. Учащиеся из группы отвечают на проблемный вопрос).

1-я группа

Осень – это последняя улыбка года, потому что в природе начинается пышное увядание, которое очаровывает своей прощальной красой, заставляет нас улыбнуться. Всё реже выглядывает солнышко, которому мы всё чаще радуемся. А за осенью наступит серьёзная и холодная пора – зима. А у зимы мало красок. Поэтому Уильям Брайант назвал осень последней улыбкой года.

2-я группа

Осень – это восхитительная улыбка года, потому что она самая красивая и живописная пора. На деревьях вместо листочков висят золотые монетки, а рябина напоминает принцессу в красочном сарафане. Разве это не восхитительно и не вызывает улыбку?!

3-я группа

Осень – это улыбка года, потому что щедра дарами: овощами и фруктами, которыми мы запасаемся и которые могут храниться почти весь год. Именно в эту пору можно собирать листья для гербария, можно смастерить удивительные поделки из шишек, желудей, мха. И как же приятно порадовать друзей и родных из даров осени! 

 

А теперь обратимся к нашей гипотезе. (Слайд 12) Подтвердилась ли она? (Ответы учащихся)

Действительно, осень – это последняя тёплая красочная и щедрая пора года, при воспоминании о которой хочется улыбнуться. Скажем спасибо осени за её красоту и щедрость и подарим ей улыбку (Смайлики с улыбкой).

 

VII Контроль знаний через составление осеннего букета

Приём «Да» – «Нет» (Слайд 13).

А теперь, ребята, проверим свои знания через составление осеннего букета. Я называю утверждение, а вы определяете, правдиво данное высказывание или нет. Если вы согласны с утверждением, то возьмите в ладонь жёлтый лист. Если же вы считаете, что допущена ошибка, то возьмите красный лист.

1) Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу. (Да/Нет)
2) Грамматическая связь осуществляется с помощью окончаний, окончаний и предлогов. (Да/Нет)
3) В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. (Да/Нет)
4) Вопрос задаём от зависимого к главному. (Да/Нет)
5) Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием? (Да/Нет)

А теперь, ребята, поднимите вверх свои осенние букеты, поприветствуйте осень и улыбнитесь.

 

VIII Оценка знаний учащихся. 

Заполнение оценочного листа

Наш урок-исследование подошёл к концу. Обратитесь к листам самооценки и озвучьте результат своей работы.

 

IX Домашнее задание: § 17, упр.120 или мини-сочинение на тему «Золотая осень» (на выбор). (Слайд 14).

 

Приложение

Оценочный лист

учащегося (учащейся) 5 «А» класса ____________________________________

 

Теоретический материал
Вставьте пропущенные слова:

Самооценка

1. Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по _________и _____________

 

2. Грамматическая связь осуществляется при помощи ____________________________________________________
____________________________________________________

 

Практический материал. Работа в группах

Взаимооценка

1. Наличие правильного ответа на проблемный вопрос

 

2. Умение выделять словосочетания из предложения определять их структуру и грамматическое значение

 

3. Правильность написания слов с пропущенными орфограммами, выделение орфограмм

 

Контроль знаний через составление осеннего букета

Самооценка

Из 5 вопросов ответил(а) правильно на _____ вопросов

 

Итоговая отметка

 

Правильный ответ оценить знаком +, неправильный ответ оценить знаком «–».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий