Интерактивный урок биологии в 9-м классе на тему «Строение и функции органов дыхания».

- 10:00БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

На каждом этапе урока учащимися используются QR-коды с индивидуальным заданием.

Екатерина ЯНТОВСКАЯ,
учитель биологии,
ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря»,
Гомельская  область

 

 

Цель: учащиеся должны иметь представление о строении и функциях воздухоносных путей и легких.

Задачи:

– изучить строение и функции органов дыхания;
– обеспечить ситуацию, способствующую развитию умений анализировать, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции;
– способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму и здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

– словесные (объяснение, рассказ с элементами беседы);
– наглядные (демонстрация слайдов презентации и работа в LearningApps.org);
– практические (самостоятельное выполнение упражнений в LearningApps.org, Google-формах).

Оборудование: мультиборд, презентация «Строение и функции органов дыхания».

Строение и функции органов дыхания. Презентация к уроку

 

Ход урока

1 Организационный момент 

Проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас с улыбками на лице.

 

2 Проверка домашнего задания

Выполнение интерактивных упражнений

Цель: обобщить и систематизировать знания о сердечно-сосудистой системе: строение, автоматия и работа сердца, строение кровеносных сосудов, круги кровообращения, движение крови по сосудам.

1) Групповая работа по QR-коду на сайте LearningApps.org

Цель: закрепить и проверить знания учащихся по теме «Сердечно-сосудистая система».

Задание 1 (слайд 3)

 

Задание 2 (слайд 4)

 

Задание 3 (слайд 5)

 

2) Индивидуальная работа по QR-коду на сайте LearningApps.org

Цель: закрепить знания о кругах кровообращения.

Задание 4 (слайд 6)

 

Задание 5 (слайд 7)

 

3 Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала
(слайд 9).

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
                  (Воздух, кислород)

Сейчас мы с вами вспомним, из каких элементов состоит дыхательная система млекопитающих.

1) Фронтальная работа по QR-коду на сайте LearningApps.org

Цель: вспоминать и актуализировать знания учащихся, полученные ими на уроке «Дыхательная система млекопитающих».

Задание 6 (слайд 10)

4 Изучение нового материала

Цель: изучить строение и функции воздухоносных путей и легких.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.

– Переходим к изучению новой темы.
– Посмотрите на слайд (слайд 12). В определении «дыхание» пропущены слова, сейчас мы вместе вспомним, что такое «дыхание».

Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих (газообмен) между организмом и внешней средой и (окислительные) процессы в клетках.

 

1) Изучение систем органов дыхания в связи с выполняемой функцией (слайд 13).

Признаки

Характеристики

Носовая полость

Костно-хрящевой перегородкой делится на правую и левую половины. На боковых стенках полости носа располагаются верхняя, средняя и нижняя носовые раковины. Они разделяют носовые ходы. Верхний носовой ход располагается между верхней и средней носовыми раковинами, средний – между нижней и средней носовыми раковинами, а нижний – между нижней носовой раковиной и дном полости носа. В этот ход впадает носослезный канал. Полость носа выстлана мерцательным эпителием. В носовую полость открываются воздухоносные пазухи соседних костей: верхнечелюстная (гайморова), лобная, ячейки решетчатой кости и клиновидная пазуха. Нередко они воспаляются (синуситы). Сзади носовая полость сообщается с носоглоткой отверстиями (хоанами) (слайд 12).

Функции носовой полости

Очищение воздуха от пыли и микроорганизмов (благодаря мерцательному эпителию и лейкоцитам); согревание и увлажнение воздуха (большое количество кровеносных сосудов и слизистых желез); в слизистой верхнего носового хода находятся обонятельные рецепторы (слайд 12).

Носоглотка

Располагается сзади глотки. Проводит воздух (слайд 15).

Ротоглотка

Располагается за ртом. Здесь пересекаются дыхательные
и пищеварительные пути. Проводит воздух (слайд 15).

Гортань

Полый орган воронкообразной формы, вверху прикреплен
к подъязычной кости, а внизу переходит в трахею. Гортань образована хрящами, поперечнополосатыми мышцами и выстлана слизистой оболочкой.

3 непарных хряща: щитовидный, перстневидный, надгортанник.

3 парных: черпаловидный, рожковидный и клиновидный.

Голосовые связки натянуты от черпаловидных хрящей к внутренней поверхности щитовидного хряща. Между ними находится голосовая щель. Звуки возникают в результате колебания голосовых связок во время выдоха; в их формировании участвуют язык, мягкое небо, надгортанник, щеки и зубы.

У мужчин голосовые связки длиннее и толще, чем у женщин, поэтому голос у них более грубый и низкий (слайды 16, 17).

Функция гортани

Проводит воздух, формирование речи (слайд 16).

Трахея

Гортань переходит в трахею на уровне VI–VII шейных позвонков. Длина трахеи – 10–13 см, диаметр 1,5–2,5 см. Она состоит из 16–20 хрящевых полуколец. Спереди к трахее прилегают перешеек щитовидной железы, вилочковая железа, кровеносные сосуды, а с боков – доли щитовидной железы (слайд 18).

Функции трахеи

Проводит воздух (слайд 18).

Бронхи

На уровне IV–V грудных позвонков трахея делится на 2 главных бронха. Длина правого бронха – около 3 см (6–8 хрящевых колец), диаметр – 1,5–2,5 см. Бронхи входят в легкие (слайды 19, 20).

Функции бронхов

Проводят воздух (слайд 19).

Легкие

Занимают почти всю грудную полость. Правое легкое короче и шире, левое – длиннее и уже. Правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней), левое – из двух (верхней и нижней). В каждом легком различают суженную часть – верхушку, и нижнюю расширенную, прилегающую к диафрагме, – основание. На внутренней поверхности легких находятся ворота легких, через которые в них входят бронхи, нервы и сосуды. Комплекс этих структур называют корнем легкого. В воротах легкого главные бронхи делятся на долевые: 3 – в правом легком и 2 – в левом. Долевые бронхи дихотомически делятся на сегментарные, которые далее многократно делятся с постепенным убыванием диаметра. Бронхи диаметром около 1 мм называются дольковыми; они дают 18–20 концевых бронхиол, стенка которых представлена ресничным эпителием и мышечной оболочкой. Совокупность бронхов в легких называется бронхиальным деревом. Концевые бронхиолы делятся на дыхательные бронхиолы, которые образуют 8–9 альвеолярных ходов, заканчивающихся слепо альвеолярными мешочками, где происходит газообмен.

Дыхательные бронхиолы, альвеолярные ходы, альвеолярные мешочки и легочные альвеолы составляют альвеолярное дерево. Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия, эластичных волокон и густо оплетены капиллярами.

Снаружи легкие покрыты плеврой, состоящие из двух листков: наружного – пристеночного, выстилающего грудную клетку изнутри и срастающегося с диафрагмой и межреберными мышцами, и внутреннего (слайды 20, 21).

Функции легких

Обеспечение газообмена между внешней средой и организмом;
Секреторно-выделительная функция;
Участие в обмене веществ (солевом, водном и липидном);
Обладают развитой системой клеток, обеспечивающих фагоцитоз. (слайды 20, 21).

 

5 Физкультминутка

 

6 Закрепление изученного материала

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.

1) Групповая работа по QR-коду на сайте LearningApps.org (слайд 23)

2) Индивидуальная работа

Цель: закрепить навыки о строении и функциях воздухоносных путей и легких (слайд 24).

7 Рефлексия (слайд 25)

Цель: проанализировать деятельность учащихся на уроке.

8 Информация о домашнем задании

§ 31, тест «Строение и функции органов дыхания».

 

9 Подведение итогов урока

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий