Сценарий занятия по социально-нравственному и личностному развитию для воспитанников старшей группы
Анна ПОРТНОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать у детей представление о понятиях «дружба», «друзья»; способность понимать, оценивать чувства и поступки других;
– закреплять знания пословиц и стихов о дружбе;
– развивать представление о том, что дружбу нужно ценить; умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения;
– закреплять правила культуры поведения, способы налаживания дружеских отношений, помогать радоваться удаче сверстника;
– поддерживать дружеское и бережное отношение к своим друзьям.
Приемы: беседа, отрывок из мультфильма «По дороге с облаками», дидактическая игра «Помоги герою сказки», разминка «Найди друга», игра «Клубок».
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации к сказкам для проектора, сюжетные картинки, компакт-диск с песнями «Улыбка», «Песня о друзьях», «Дружба крепкая».
Предварительная работа: чтение сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»; просмотр иллюстраций к сказкам; прослушивание песен о дружбе; знакомство с высказываниями и стихами о дружбе.
Ход занятия
1 Организационный момент
Дети проходят в группу под музыкальное сопровождение (песня «Улыбка»).
Воспитатель: Какое прекрасное утро! Ребята, я хотела бы пригласить вас в круг, чтобы поприветствовать друг друга. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение, а также подарим свои улыбки. Сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Потому что именно здесь, в нашей группе, собираются друзья. Давайте присядем на стулья. (Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают друзья, когда собираются вместе?
Ответы детей:
– друзья играют в разные игры;
– друзья рассказывают и придумывают разные истории, просто разговаривают;
– друзья танцуют и веселятся;
– читают книги;
– смотрят мультфильмы.
Педагог помещает предполагаемые ответы на доске в виде сюжетных картинок.
Воспитатель: Молодцы! Вы все сказали правильно! А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который поможет вам ответить на этот вопрос.
2 Просмотр отрывка из мультфильма «По дороге с облаками»
Воспитатель: Как вы думаете, как можно назвать героев этого мультфильма? (Друзья). Почему вы так решили? Как бы вы назвали их дружбу? Какая она? (Сильная, крепкая, большая).
Совершенно верно, друзья всегда заинтересованы в том, чтобы быть вместе.
Ваши глазки устали, давайте зарядимся для них энергией.
3 Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что должны делать друзья, если возникла проблема или беда?
Дети: Мы должны помочь.
4 Беседа по сказке «Волк и семеро козлят». Слайд № 1.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Как называется эта сказка?
Дети: «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Скажите, как помочь козлятам? Они в опасности.
Дети: Нужно сказать козлятам, что нельзя открывать дверь посторонним и чужим людям. Можно позвонить маме Козе. А также можно позвать на помощь охотников.
5 Беседа по сказке «Заюшкина избушка». Слайд № 2
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Вспомните, какая беда случилась с зайчиком, как ему можно помочь?
Дети: Помочь зайчику выгнать лису из его дома. Построить лисе домик, чтобы она не стала выгонять зайца из его дома.
6 Беседа по сказке «Три поросенка». Слайд № 3
Воспитатель: Еще одна сказка, как она называется?
Дети: «Три поросенка».
Воспитатель: Какими были поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-нуф?
Дети: Радостными, веселыми, беззаботными.
Воспитатель: А как вы считаете, какими должны быть поросята, чтобы победить злого голодного волка?
Дети: Они должны быть сильными, ловкими, смелыми, добрыми.
Воспитатель: Вы большие молодцы, помогли сказочным персонажам, а это значит, что вы настоящие друзья. Давайте, мы потанцуем с вами? Я знаю, что когда друзья собираются вместе, им очень нравится веселиться, но как вы это делаете?
Дети: Мы играем, танцуем, поем песни.
7 Музыкальная разминка
Звучит мелодия песни «Улыбка».
Воспитатель: Вы узнали эту мелодию?
Дети танцуют под мелодию песни «Улыбка». После танца дети садятся на стулья.
8 Игровая деятельность. Игра «Клубок»
Воспитатель: Давайте вместе вспомним пословицы о дружбе.
Дети:
Друга нет – ищи, а нашел – береги.
Друзья познаются в беде.
Один старый друг лучше новых двух.
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю сыграть в одну интересную игру «Клубок».
Дети садятся в круг вместе с воспитателем, воспитатель сначала разматывает клубок, а конец нити зажимает в руках и передает сидящему рядом ребенку, говоря при этом о его хороших качествах. Дети по очереди передают и разматывают клубок, говоря о хороших качествах ребенка, сидящего рядом.
Воспитатель: У меня в руках клубок, мы размотаем его и поговорим о хороших качествах друг друга.
Скажите, а как выглядит этот клубок? На что он похож?
Дети: На солнышко, на мячик, на колобок.
Воспитатель: Вот видите, сколько добрых и хороших слов мы сказали друг другу.
9 Дидактическая игра «Найди друга»
Воспитатель: Посмотрите, это цветы для девочек, но на каждом цветке не хватает одного лепестка, этот лепесток будет у мальчиков. (Девочки ходят по кругу под музыку, а мальчики стоят на месте; музыка заканчивается, мальчики ходят по кругу и находят своего друга.)
Воспитатель: Молодцы! Положите свои цветы на ковер, что вам удалось сделать?
Дети: Букет цветов.
Воспитатель: А на что еще это похоже?
Дети: На венок.
Воспитатель: Как его можно назвать?
Дети: Венок дружбы.
10 Итог занятия
Воспитатель: Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Чему вы научились? Что нового узнали?
Дети: В дружбе важно все: уметь играть, веселиться вместе, жалеть друзей, защищать друзей и помогать им во всем.
Воспитатель: Верно, это именно то, что делают настоящие друзья. Чтобы наша дружба стала еще крепче, давайте сплетем наши ручки в венок, как стебельки цветов. Пожмите друг другу руки и улыбнитесь.
Звучит мелодия песни «Дружба крепкая».