На каждом этапе урока учащимися используются QR-коды с индивидуальным заданием.
Екатерина ЯНТОВСКАЯ,
учитель биологии,
ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: учащиеся должны иметь представление о строении и функциях воздухоносных путей и легких.
Задачи:
– изучить строение и функции органов дыхания;
– обеспечить ситуацию, способствующую развитию умений анализировать, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции;
– способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму и здоровью, к здоровью окружающих.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
– словесные (объяснение, рассказ с элементами беседы);
– наглядные (демонстрация слайдов презентации и работа в LearningApps.org);
– практические (самостоятельное выполнение упражнений в LearningApps.org, Google-формах).
Оборудование: мультиборд, презентация «Строение и функции органов дыхания».
Строение и функции органов дыхания. Презентация к уроку
Ход урока
1 Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас с улыбками на лице.
2 Проверка домашнего задания
Выполнение интерактивных упражнений
Цель: обобщить и систематизировать знания о сердечно-сосудистой системе: строение, автоматия и работа сердца, строение кровеносных сосудов, круги кровообращения, движение крови по сосудам.
1) Групповая работа по QR-коду на сайте LearningApps.org
Цель: закрепить и проверить знания учащихся по теме «Сердечно-сосудистая система».
Задание 1 (слайд 3)
Задание 2 (слайд 4)
Задание 3 (слайд 5)
2) Индивидуальная работа по QR-коду на сайте LearningApps.org
Цель: закрепить знания о кругах кровообращения.
Задание 4 (слайд 6)
Задание 5 (слайд 7)
3 Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала
(слайд 9).
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух, кислород)
Сейчас мы с вами вспомним, из каких элементов состоит дыхательная система млекопитающих.
1) Фронтальная работа по QR-коду на сайте LearningApps.org
Цель: вспоминать и актуализировать знания учащихся, полученные ими на уроке «Дыхательная система млекопитающих».
Задание 6 (слайд 10)
4 Изучение нового материала
Цель: изучить строение и функции воздухоносных путей и легких.
Учащиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.
– Переходим к изучению новой темы.
– Посмотрите на слайд (слайд 12). В определении «дыхание» пропущены слова, сейчас мы вместе вспомним, что такое «дыхание».
Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих (газообмен) между организмом и внешней средой и (окислительные) процессы в клетках.
1) Изучение систем органов дыхания в связи с выполняемой функцией (слайд 13).
Признаки |
Характеристики |
Носовая полость |
Костно-хрящевой перегородкой делится на правую и левую половины. На боковых стенках полости носа располагаются верхняя, средняя и нижняя носовые раковины. Они разделяют носовые ходы. Верхний носовой ход располагается между верхней и средней носовыми раковинами, средний – между нижней и средней носовыми раковинами, а нижний – между нижней носовой раковиной и дном полости носа. В этот ход впадает носослезный канал. Полость носа выстлана мерцательным эпителием. В носовую полость открываются воздухоносные пазухи соседних костей: верхнечелюстная (гайморова), лобная, ячейки решетчатой кости и клиновидная пазуха. Нередко они воспаляются (синуситы). Сзади носовая полость сообщается с носоглоткой отверстиями (хоанами) (слайд 12). |
Функции носовой полости |
Очищение воздуха от пыли и микроорганизмов (благодаря мерцательному эпителию и лейкоцитам); согревание и увлажнение воздуха (большое количество кровеносных сосудов и слизистых желез); в слизистой верхнего носового хода находятся обонятельные рецепторы (слайд 12). |
Носоглотка |
Располагается сзади глотки. Проводит воздух (слайд 15). |
Ротоглотка |
Располагается за ртом. Здесь пересекаются дыхательные |
Гортань |
Полый орган воронкообразной формы, вверху прикреплен 3 непарных хряща: щитовидный, перстневидный, надгортанник. 3 парных: черпаловидный, рожковидный и клиновидный. Голосовые связки натянуты от черпаловидных хрящей к внутренней поверхности щитовидного хряща. Между ними находится голосовая щель. Звуки возникают в результате колебания голосовых связок во время выдоха; в их формировании участвуют язык, мягкое небо, надгортанник, щеки и зубы. У мужчин голосовые связки длиннее и толще, чем у женщин, поэтому голос у них более грубый и низкий (слайды 16, 17). |
Функция гортани |
Проводит воздух, формирование речи (слайд 16). |
Трахея |
Гортань переходит в трахею на уровне VI–VII шейных позвонков. Длина трахеи – 10–13 см, диаметр 1,5–2,5 см. Она состоит из 16–20 хрящевых полуколец. Спереди к трахее прилегают перешеек щитовидной железы, вилочковая железа, кровеносные сосуды, а с боков – доли щитовидной железы (слайд 18). |
Функции трахеи |
Проводит воздух (слайд 18). |
Бронхи |
На уровне IV–V грудных позвонков трахея делится на 2 главных бронха. Длина правого бронха – около 3 см (6–8 хрящевых колец), диаметр – 1,5–2,5 см. Бронхи входят в легкие (слайды 19, 20). |
Функции бронхов |
Проводят воздух (слайд 19). |
Легкие |
Занимают почти всю грудную полость. Правое легкое короче и шире, левое – длиннее и уже. Правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней), левое – из двух (верхней и нижней). В каждом легком различают суженную часть – верхушку, и нижнюю расширенную, прилегающую к диафрагме, – основание. На внутренней поверхности легких находятся ворота легких, через которые в них входят бронхи, нервы и сосуды. Комплекс этих структур называют корнем легкого. В воротах легкого главные бронхи делятся на долевые: 3 – в правом легком и 2 – в левом. Долевые бронхи дихотомически делятся на сегментарные, которые далее многократно делятся с постепенным убыванием диаметра. Бронхи диаметром около 1 мм называются дольковыми; они дают 18–20 концевых бронхиол, стенка которых представлена ресничным эпителием и мышечной оболочкой. Совокупность бронхов в легких называется бронхиальным деревом. Концевые бронхиолы делятся на дыхательные бронхиолы, которые образуют 8–9 альвеолярных ходов, заканчивающихся слепо альвеолярными мешочками, где происходит газообмен. Дыхательные бронхиолы, альвеолярные ходы, альвеолярные мешочки и легочные альвеолы составляют альвеолярное дерево. Стенки альвеол состоят из однослойного эпителия, эластичных волокон и густо оплетены капиллярами. Снаружи легкие покрыты плеврой, состоящие из двух листков: наружного – пристеночного, выстилающего грудную клетку изнутри и срастающегося с диафрагмой и межреберными мышцами, и внутреннего (слайды 20, 21). |
Функции легких |
Обеспечение газообмена между внешней средой и организмом; |
5 Физкультминутка
6 Закрепление изученного материала
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.
1) Групповая работа по QR-коду на сайте LearningApps.org (слайд 23)
2) Индивидуальная работа
Цель: закрепить навыки о строении и функциях воздухоносных путей и легких (слайд 24).
7 Рефлексия (слайд 25)
Цель: проанализировать деятельность учащихся на уроке.
8 Информация о домашнем задании
§ 31, тест «Строение и функции органов дыхания».
9 Подведение итогов урока