Волшебная глина. Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» для воспитанников старшего дошкольного возраста

- 9:26ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» для воспитанников старшего дошкольного возраста

 

Наталья ТОРЧИЛО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область.

 

 

Программные задачи:

– формировать представления о предметах из глины, качествах и свойствах глины;
– развивать исследовательские умения, умение замечать отличительные особенности глины;
– воспитывать познавательное отношение к природе, бережное отношение к предметам, созданным трудом человека.

Материал и оборудование: глиняные изделия (спорыш, горшок, тарелка глубокая, тарелка мелкая, чашка, кувшин, ваза для цветов, форма для запекания, горшочек для запекания); мнемотаблица «Свойства глины», картинки-медальоны; лупа, стаканы с водой, кусочек глины, ложки (по количеству детей).

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Здравствуйте дети! Шла я с ярмарки веселой, решила к вам заглянуть да покупками похвастаться. Товара накупила всякого – посуду глиняную, расписную, разную. И чтобы квас попить, и каши поесть. Хотите посмотреть? (Ответы детей)

 

Сюрпризный момент «Приглашение посмотреть покупки»

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

Воспитатель:

Дети становятся полукругом возле стола, на котором уже стоят предметы из глины.

 

Развивающая игра «Отгадай название» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация мыслительной деятельности.

Воспитатель: У меня в корзине посуда разная, большая и маленькая. А как она называется, вы ответите после того, как услышите её описание.

По мере того, как воспитанники угадывают название предметов, воспитатель достает их из корзины, показывает и ставит на стол.

– Этот предмет посуды невысокий, с выпуклыми боками, шейка немного заужена, есть две небольшие ручки, часто имеется крышка. Бывает разных размеров. Используется для приготовления каши, супа. (Горшок.)
– Эту посуду сейчас можно увидеть редко. Она состоит из двух горшочков одинакового размера, соединённых одной общей ручкой. Ее придумали для того, чтобы удобно было носить еду в поле, где работали люди. (Спорыш.)
– Этот предмет посуды с высокими и толстыми стенками, с крепкой ручкой. Из неё пьют воду или молоко. (Кружка.)
– Это глиняная посуда, бока у неё выпуклые, шейка зауженная, есть ручка и носик, чтобы молоко или сок ровной струёй лились в кружку или миску. (Кувшин.)

Столько много посуды мы вспомнили! Из какого материала сделана вся посуда, которую вы видите на столе? (Из глины.) Молодцы! Вы уже знакомы со многими изделиями из глины. На посуду мы посмотрели, а теперь попробуем её показать.

 

Физкультминутка «Посуда» (фронтальная форма работы)

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима, развитие связной речи воспитанников.

Воспитатель показывает картинки с изображением глиняной посуды, дети в соответствии с текстом выполняют движения.

Стоит большой блестящий чайник. («Надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик)
А это чашечки-милашки. (Приседание)
Глиняные близняшки. (Руки на поясе)
А ещё есть ложки,
Длинные у них ножки. (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
И вот пришёл большой поднос,
Всех-всех собрал и всех унёс. (Сделать большой круг)

 

Рассказ воспитателя «Глина бывает разной» (фронтальная форма работы)

Цель: формирование представлений о глине.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Посмотрите, что находится на подставке? (Глина) Посмотрите внимательно на глину. Цвет глины зависит от местности, где она находится, и тех веществ, из которых она состоит. Она бывает разного цвета. Может крошиться, а может быть в комочках. Где в природе можно найти глину? (В земле) Поэтому её называют полезным ископаемым. Как вы думаете, глина приносит пользу человеку? (Да) Какую пользу? (Из неё изготавливают посуду.)

Воспитатель: Чтобы увидеть, что глина бывает разной, мы проведём несколько опытов.

 

Опыт «Сухая глина» (индивидуальная форма работы)

Цель: определение свойств глины.

Воспитатель (предлагает рассмотреть порошкообразную глину и комочек сухой твёрдой глины): Понюхайте, потрогайте, разотрите пальцами глину. Обследуйте её. Какая глина на ощупь? (Твёрдая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки.) Имеет ли глина запах? (Глина не имеет запаха) Из чего состоит глина? (Глина состоит из очень мелких частичек) Какого цвета частички глины? (Частички глины разного цвета: серые, коричневые, жёлтые) Можно ли лепить из порошкообразной глины? (Нет, нельзя) Почему? (Она твердая, и не лепится)

Какой можно сделать вывод? (Порошкообразная глина – это непрозрачное вещество без запаха, состоит из мелких частичек разного цвета, лепить из неё невозможно.)

Ребята, что нужно сделать, чтобы из глины можно было лепить? (Добавить к глине воду)

 

Опыт «Глина и вода» (индивидуальная форма работы)

Цель: формирование представлений о свойствах глины под воздействием воды (мягкость, вязкость).

Воспитатель: Тогда сейчас проведем опыт «Глина и вода». Дети садятся за стол. Возьмите ложечкой глину и бросьте её в стакан с водой. Что произошло? (Глина осела на дно) Теперь возьмите пипетки и наберите воду. Затем капните на сухую глину и размешайте палочкой. Что получилось? (Образуется вязкий комочек, похожий на тесто, пластилин) Теперь капните на тарелку несколько капель воды и рядом положите вязкий комочек глины. Ребята, что происходит? (Вода впитывается в комочек глины)

Какой можем сделать вывод? (Глина тяжелее воды, меняет цвет воды, она хорошо впитывает и удерживает воду, при смешивании с водой становится мягкой и вязкой).

 

Опыт «Влажная глина» (индивидуальная форма работы)

Цель: формирование представления о влажной глине, определение её качеств и свойств, активизация словаря воспитанников.

Воспитатель: Продолжаем экспериментировать! Возьмите в руки по комочку глины, готовой к работе. Обратите внимание на температуру глины. Какая она? (Прохладная) Закройте глаза и «почувствуйте» глину: погладьте её, сдавите, разомните в кулаке, отщипните кусочек – расскажите о своих ощущениях и сравните температуру глины. (Стала теплой, мягкой, пластичной) Придайте кусочку глины форму шара и надавите на него большим пальцем, в полученное углубление при помощи пипетки налейте немного воды и проверьте, пропускает ли глина воду. (Не пропускает. Вода находится в углублении)

Какой можно сделать вывод? (Готовая к работе глина мягкая, но плотная, легко мнется, продавливается, проводит тепло, не пропускает воду, пластичная, принимает любую форму и сохраняет её, на руках оставляет следы, которые легко смываются.) Из кусочка глины, который находится у вас в руках, скатайте шарик.

Теперь мы знаем многие свойства глины.

 

Игровое задание с использованием мнемотаблицы «Свойства глины»

Цель: формирование умений рассказывать по схемам-моделям, развитие умения слушать друг друга.

Предлагаю рассмотреть таблицу и составить рассказ по картинке.

 

Рефлексия «Глиняный шарик»

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на занятии. Все были активные, внимательные, старательные. Если вам всё понравилось, всё получилось, было интересно, положите свой глиняный шарик на блюдце. Если было не совсем понятно, где-то вы запутались, растерялись, положите глиняный шарик в кружку. Если не понравилось и ничего не получилось – в кувшин.

Затем уточняю:

(Имя ребёнка) куда ты положила шарик? Почему?
– Что тебе понравилось (не понравилось) на занятии?
– Какое задание понравилось выполнять?
– Что нового вы узнали на занятии?

Вопросы задаются каждому ребенку.

Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо!

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий