Урок «Обобщение и систематизация знаний, практических умений, навыков и способов деятельности по теме «Тригонометрия» разработан для класса с достаточным уровнем учебных достижений, средний балл по классу – 7,1 балла. С целью мотивации учащихся на достижение запланированного результата, а также предоставления им возможности повысить свой результат, на каждом этапе урока было включено использование рабочей карты, самооценка и суммирование баллов.
Ирина СИДОРОВА,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши»,
Витебская область
Изучаемая тема, количество часов по теме: Тригонометрия, 40 часов.
Место урока в изучаемой теме: 39-й урок по теме.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний, практических умений, навыков и способов деятельности по теме «Тригонометрия».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Когнитивные цели урока
Предполагается, что к окончанию урока учащиеся:
– повторят алгоритмы, основные приемы, формулы, правила, способы выполнения заданий по основным разделам темы;
– устранят имеющиеся пробелы знаний в содержательном и практическом аспекте, в том числе и с учетом рекомендаций республиканского мониторинга знаний по математике;
– выполнят тест.
Цели личностного развития
Создавать ситуации для:
– развития познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (анализ, выделение главного, вывод, перенос знаний в измененную ситуацию, самооценка);
– формирования рефлексивных умений на основе ознакомления с практической значимостью учебного материала в реальной жизни;
– воспитания таких качеств личности, как самостоятельность, самоопределение на деятельность и ее результат.
Оборудование и учебные материалы: учебник, презентация «Тригонометрия. От истоков до современности», рабочая карта урока с двумя вариантами заданий (Приложение), мини-сообщения учащихся «Тригонометрия: от истоков до современности» (2–3 сообщения).
Презентация «Тригонометрия от истоков до современности»
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап (до 10 мин.)
Ожидаемый результат: психологическая подготовленность класса к уроку, принятие учащимися целей урока, мотивация на познавательную деятельность, самоопределение на итог урока.
Задача учителя: подготовить учащихся к работе, активизировать их субъектный опыт, создать условия для самоопределения учеников на деятельность и ее результат.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Оборудование и учебные материалы
|
1 Оргмомент
– Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Проверьте вашу готовность к уроку. 2 Мотивация. Целеполагание – Первый вопрос, который я хочу задать сегодня на уроке: «Что общего между заходом Солнца и тригонометрической функцией y = sinx? Предлагаю вам обратить внимание на экран для просмотра слайдов». Оказывается, если взять время захода Солнца каждого первого числа каждого месяца в году и отметить его на координатной оси, то мы получим график функции y = sinx. Значит, самое важное в этом мире – смена времени дня и ночи –подчинена законам тригонометрии. Этот факт еще раз подчеркивает важность изучаемой нами темы. А тема нашего урока сегодня: «Обобщение и систематизация знаний, практических умений, навыков и способов деятельности по теме «Тригонометрия». Работать мы будем с помощью рабочей карты урока. Подпишите каждый свою карту и ознакомьтесь с планом урока. Предлагаю вам план изучения 1) Повторить основные этапы изучения темы (рассказ). 2) Повторить формулы. 3) Потренироваться в решении (устранить пробелы в знаниях). 4) Выполнить тест. 5) Оценить проделанную работу. 6) Ответить на вопрос «Зачем нужно изучать тригонометрию?» 3 Примерные цели урока: Сегодня на уроке я хочу: 1) Повторить учебный материал по теме «Тригонометрия» согласно плану. 2) Хорошо подготовиться к контрольной работе. 3) Получить хорошую отметку. 4) Найти ответ на вопрос «Зачем мы изучаем геометрию?» 5).…………………………………………. (добавить свои цели) – Предлагаю вам на основе плана определить свои личностные цели на урок. В выборе целей вам поможет рабочая карта урока. Озвучьте их вслух (Ф.И.учащегося). Поставьте отметку-прогноз. 4 Актуализация знаний – Сегодня на уроке я хочу узнать, какие знания у вас уже есть (на примере последних изученных тем) и предлагаю вам дописать небольшой рассказ. Для этого возьмите рабочие листы урока и познакомьтесь с содержанием задания. На эту работу вам отводится до 5 минут. – Проверьте свой результат по ключу и подсчитайте полученный балл за работу (каждый правильный ответ – 1 балл), поставьте в рабочую карту количество набранных баллов.
|
Слушают, настраиваются на работу.
Ищут ответ на проблемный вопрос.
Знакомятся с рабочей картой
Изучают план, определяют личностные цели урока.
Выставляют отметку-прогноз. Повторяют изученные понятия. Выполняют задание индивидуально. Проводят самопроверку и самооценку. Делают вывод.
|
Просмотр слайдов
Рабочая карта урока
Рабочая карта урока
|
II Операционно-познавательный этап (до 20 мин.)
Ожидаемый результат: обобщение изученного, обеспечение познавательной активности учащихся на основе применения алгоритмов решения.
Задача учителя: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Оборудование и учебные материалы
|
1 Обобщение и систематизация изученного – Ребята, мы с вами изучили достаточно формул. Чтобы их вспомнить, предлагаю вам выполнить несколько примеров вместе (задания из республиканской контрольной работы 2018/2019 учебного года).
2 Физкультпауза
|
Выполняют задания.
Закрепляют знание основных формул тригонометрии, уточняют вопросы по ходу с целью устранения пробелов знаний.
|
Рабочая карта урока
|
III Контрольно-коррекционный этап (до 15 мин.)
Ожидаемый результат: контроль знаний учащихся по теме, осведомлённость учащихся и учителя о достижении поставленной цели.
Задача учителя: организовать выполнение контролирующих заданий, проанализировать результаты совместной работы по достижению целей урока, работы дома каждого ученика.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Оборудование и учебные материалы
|
1 Контроль усвоения – Проверим уровень усвоения учебного материала, для этого предлагаю выполнить тестовые задания, которые у вас в рабочем листе. Время работы – 10 минут. – Проверьте тестовые задания, подсчитайте количество баллов за весь тест. 2 Домашнее задание – Ребята, ваше домашнее задание будет включать также разбор вопросов теста, в которых были допущены ошибки. 3 Подведение итогов. Рефлексия. – Ребята, мы сегодня с вами на уроке активно поработали, давайте подведем итог: суммируйте баллы, поставьте отметку согласно шкале отметки. Уважаемые десятиклассники, мы с вами выполнили основные пункты плана на урок. Нам осталось только ответить на вопрос «А для чего нам нужно было так глубоко изучать тему?» В качестве ответа я предлагаю вам послушать и обсудить вопрос о связи тригонометрии и реальной жизни. Эта информация подготовлена вами для нашего информационного проекта «Тригонометрия: от истоков до современности».
|
Выполняют тест по карточкам. Осуществляют самопроверку по ключу. Дают самооценку результатов своей деятельности в рабочем листе.
Записывают домашнее задание в дневник.
Выводят итоговую отметку за урок, сравнивают ее с отметкой-прогнозом.
Слушают сообщения и высказывают свое отношение к роли изученного материала в реальной жизни.
После заслушивания мини-сообщений, ребята высказывают свое мнение о важности изученной темы.
|
Рабочая карта урока
Рабочая карта урока
Мини- сообщения учащихся
|
Поделиться ссылкой: