Действительные причастия настоящего времени. Урок русского языка в 7-м классе
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Место урока в программе: раздел «Морфология», подраздел «Причастие» (4-й урок).
Взаимосвязь с предыдущими уроками:
– учащиеся знают, что такое причастие, его основные грамматические характеристики, суффиксы действительных и страдательных причастий;
– умеют находить причастие в предложении, определяют вид, переходность/непереходность, возвратность, действительные или страдательные; род, число, падеж.
Цели на языке учителя:
обучающие: предполагается, что к концу урока ученики
– будут знать, от каких глагольных характеристик зависит образование действительных причастий настоящего времени, какая основа глагола используется, какие суффиксы присоединяются к основе, и от чего зависит их выбор;
– смогут выполнить тест по правописанию гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
развивающие:
– способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных процессов (ставить и разрешать проблему, объяснять понятия, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи);
– содействовать расширению кругозора учащихся путём интеграции предметных знаний со знаниями из области спорта, обогащению словарного запаса учащихся.
воспитательные:
– содействовать воспитанию у учащихся положительного отношения к физической культуре и спорту.
Цели на языке учеников:
– к концу урока я буду знать, от каких глагольных характеристик зависит образование действительных причастий настоящего времени, какая основа глагола используется, какие суффиксы присоединяются к основе, и от чего зависит их выбор;
– смогу правильно образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени; выполню тест.
НаШтоБуЗу (на что буду обращать внимание):
– умение определять вид глаголов («Биатлон»);
– умение образовывать действительные причастия настоящего времени («Сноуборд» – упр. 177);
– правильный выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени (тест).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Технология: метод активной оценки.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
I Организационный момент. Создание эмоциональной ситуации (2–3 мин.)
– Здравствуйте!
– Похлопайте в ладоши, если…
1) сейчас у вас хорошее настроение;
2) вы любите зиму и спорт;
3) вы знаете, что причастие – это особая форма глагола;
4) вы хотите знать больше;
5) вы готовы активно сотрудничать сегодня на уроке.
– Молодцы! Вижу, что вы не равнодушны к учёбе и спорту. А какие виды зимнего спорта вы знаете? (Биатлон, горнолыжный спорт, фристайл).
– Девиз нашего урока – «Без борьбы нет побед!» (Слайд). Как вы понимаете эти слова?
– Со спортивным азартом и интересом продолжим изучение темы «Причастие».
Запись даты, слов «Классная работа». Строчка для темы остаётся свободной (Слайд).
II Актуализация знаний о причастии (5 мин.)
– Прочитайте текст
Катание на лыжах – зимний вид спорта, дарящий бодрость духа, наполняющий организм энергией, улучшающий настроение.
Идущий на лыжах человек вдыхает свежий воздух полной грудью.
Лыжный спорт – это средство, лечащее многие болезни.
– Определите основную мысль. (Лыжный спорт – это средство, лечащее многие болезни).
– А каких вы знаете известных белорусских спортсменов-лыжников? (Дарья Домрачева – биатлон, Сергей Долидович, Юрий Данилочкин – горные лыжи. Слайд).
– Объясните постановку запятой в последнем предложении. Найдите в тексте ещё причастные обороты.
– Перед вами задания. Выполните те из них, которые знаете.
1) Найдите в тексте все причастия.
2) Выпишите их в столбик, выделите суффикс.
3) Определите, действительные они или страдательные, вид, время.
4) Расскажите, как они образованы.
5) Объясните, от чего зависит выбор гласных в суффиксах.
– Работаете в парах, 3 минуты.
Проверка (Слайд)
Дар-ящ-ий (действ., несов. в., наст. вр.)
Наполня-ющ-ий (действ., несов. в., наст. вр.)
Улучша-ющ-ий (действ., несов. в., наст. вр.)
Ид-ущ-ий (действ., несов. в., наст. вр.)
Леч-ащ-ее (действ., несов. в., наст. вр.)
III Подведение к теме урока (1 мин.)
– Определите, что общего у этих причастий. (Действительные причастия настоящего времени несовершенного вида)
– Какие задания вызвали затруднения? (Как образовались данные причастия? От чего зависит выбор гласных в суффиксах?)
– Эти и некоторые другие задачи нам и предстоит решить сегодня на уроке.
IV Тема, задачи урока (2 мин.) (Слайд)
– Запишите в тетрадь тему урока: «Действительные причастия настоящего времени».
– Задачи урока: (Слайд)
Узнаем:
1) От каких глагольных характеристик зависит образование действительных причастий настоящего времени.
2) Какая основа глагола используется.
3) Какие суффиксы присоединяются к основе, и от чего зависит их выбор.
Научимся:
1) Правильно образовывать действительные причастия настоящего времени.
2) Правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Сможем выполнить тест.
– За тест вы сможете получить 7 баллов. Но если будете правильно отвечать на вопросы, выполнять задания, активно работать на уроке, то заработаете ещё 3 балла.
V Изучение новой темы
– Что нам поможет достичь успеха в решении поставленных задач? (Учебник, объяснение учителя, помощь друга, собственное исследование языкового материала). Что вы выбираете? Думаю, что совместный поиск решения поможет вам лучше понять тему. Может быть, у вас есть предположения?
1 Наблюдение над языковым материалом (3 мин.)
– Вы продолжите работать в парах. (Слайд)
Задание:
1) Определите, от каких глаголов образовались выписанные причастия.
2) Запишите их в форме настоящего времени 3-го лица мн. числа (они что делают).
3) Выделите окончания.
4) Укажите вид, спряжение.
5) Сравните гласную в окончании и суффиксе.
6) Сделайте вывод, от чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. (Слайд)
Проверка (фронтально, 2 мин.)
дар-ят (несов., II спр.), наполня-ют (несов., I спр.), улучшают (несов., I спр.), идут (несов., I спр.), леч-ат (несов., II спр.)
Вывод: в суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется та же гласная, что и в окончании глагола в форме 3-го лица мн. числа. Она зависит от спряжения глагола.
2 Составление алгоритма (3 мин.)
– Вернёмся к задачам урока, посмотрим, что мы уже знаем по новой теме. (Слайд)
1. От каких глагольных характеристик зависит образование действительных причастий настоящего времени? (Вид, время) (Слайд)
2. Какая основа глагола используется? (Основа глагола настоящего времени) (Слайд)
3. Какие суффиксы присоединяются к основе, и от чего зависит их выбор? (-ущ-, -ющ- – Iспр.; -ащ-, -ящ- – IIспр.) (Слайд)
– Чтобы полученные нами знания привести в систему, предлагаю составить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени.
Задание: Восстановите нужную последовательность предложенных действий по образованию изучаемых нами причастий. (Работа в группах, 1 мин.)
1) Определи вид глагола.
2) Определи спряжение глагола.
3) Поставь глагол в форму настоящего времени 3-го лица.
4) Выдели основу.
5) + -ущ-, -ющ- – I спр.; -ащ-, -ящ- – II спр.
– Что у вас получилось?
Один представитель от группы выходит к доске и восстанавливает последовательность листов, проговаривая каждый шаг.
VI Закрепление
– Можем ли мы данный алгоритм применить к любому глаголу? (Глаголы совершенного вида не образуют действительные причастия настоящего времени). А как отличить глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
1 Определение вида глаголов. Игра «Биатлон» (2 мин.) (Слайд)
– Поиграем? Я буду читать глаголы. Если вы услышите глагол несовершенного вида, ставьте «о» (мишень), если совершенного вида – «=» (лыжня) в таблице на рабочем листе (Приложение).
Пожалеть, знать, располагаться, сидеть, вспомнить, кричать, желать, оглядываться, воскликнуть.
«Биатлон»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ: 0===0===0. (Слайд)
– У кого нет ошибок, поставьте «+» в рабочем листе.
2 Образование действительных причастий настоящего времени. Задание «Сноуборд» (5 мин.)
– Что мы с вами разработали? (Алгоритм образования ДПНВ).
Попробуем их образовать. Выполним задание «Сноуборд». Упр. 177.
– Прочитайте условие.
– Кто хочет пойти к доске?
Изменять – изменяют (I спр.) + -ющ– – изменяющий.
Держать – держат (II спр.) + -ащ– – держащий.
– С остальными словами вы будете работать самостоятельно на рабочих листах (3 мин.)
1-й ряд – слова создавать (созда-ют – создающий), печь (пек-ут – пекущий), выдумывать, приводить;
2-й ряд – нести, хранить, узнавать (узна-ют – узнающий), озарять;
3-й ряд – зависеть, стеречь, вить (вь-ют –вьющий), дремать.
Взаимопроверка. (Слайд) Учащиеся по очереди проговаривают выполнение.
– Какие сложности возникли?
– Какой вывод сделаем? (При образовании форм следует учитывать чередование).
– Поставьте «+» те, у кого нет ошибок.
3 Физкультминутка (1 мин.)
– Устали? Сделаем зарядку.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
Силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Гимнастика для глаз
1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз – раз, два.
2. Горизонтальное вправо – влево – три, четыре
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против – пять, шесть, семь, восемь.
4. Крепко зажмурить глаза, затем открыть и поморгать.
Повторить два раза.
4 Выбор гласной в суффиксах причастий. Игра «Кёрлинг» (3 мин.)
– Продолжим нашу работу. Вспомните, какую тему мы изучаем. Что нужно знать, чтобы выбрать правильную гласную в суффиксе? Давайте поиграем в игру, которая называется … Отгадайте.
(Слайд)
Камень по льду я в «дом» запущу
И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг)
(Слайд)
Кёрлинг (англ. curling, от curl – крутить) – командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). От каждой команды – четыре игрока.
– В вашей команде будет больше игроков. Каждый ряд получает лист, на котором написаны ДПНВ с пропущенными гласными в суффиксах. Все ученики ряда по очереди вставляют нужную гласную, передают лист следующему игроку. Если игрок видит ошибку, он должен её исправить. И так до тех пор, пока слова не закончатся. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. Всё понятно? Тогда начинаем!
Пуска…щий |
Взаимопроверка. (Слайд) |
5 Употребление причастий. Работа с текстом «Лыжные правила»
Работа в парах (3 мин.)
– Мы с вами умеем образовывать причастия, правильно писать гласную в суффиксе. А умеете ли вы употреблять причастия?
Сейчас вы будете работать с текстом на жёлтых листах.
Задание: Вставить подходящие по смыслу причастия из слов для справок, употребив их в нужной форме.
Лыжные правила
Для лыжной прогулки очень важно выбрать __________ лыжи. Они должны быть на 20–25 сантиметров выше __________.
Обувь должна быть удобной, __________ размеру, а одежда – легкой, но __________ от холода и ветра.
Следует надеть головной убор, __________ уши, а на руки – варежки.
Если выполнять данные правила, отдых станет приятным и полезным.
Слова для справок: находящийся, соответствующий, подходящий, занимающийся, защищающий, прикрывающий.
Самопроверка. (Слайд)
– Прочитайте восстановленный текст.
Лыжные правила
Для лыжной прогулки очень важно выбрать подходящие лыжи. Они должны быть на 20–25 сантиметров выше занимающегося.
Обувь должна быть удобной, соответствующей размеру, а одежда – легкой, но защищающей от холода и ветра.
Следует надеть головной убор, прикрывающий уши, а на руки – варежки.
Если выполнять данные правила, отдых станет приятным и полезным.
VII Контрольно-оценочный этап. Тест (3–4 мин.)
– Ребята, многие из вас сегодня порадовали меня правильными ответами, активной работой на уроке, старанием, хорошей эрудицией в области спорта, поэтому вы заслужили дополнительный балл.
– А теперь давайте вспомним, от чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. (От спряжения)
Очень часто ученики допускают ошибки в правописании причастий, поэтому тест будет связан именно с ним. Успехов вам. Ответы записывайте в таблицу рабочей карты.
(Слайд)
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество баллов |
|||
а |
б |
в |
г |
а |
б |
в |
|
1. Буква ю пишется в словах: |
3. Буква а пишется в словах: |
Взаимопроверка по ключу. (Слайд)
Ключ:
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество баллов |
|||
а |
б |
в |
г |
а |
б |
в |
|
– Посчитайте свои баллы. Вы видите свой результат. Кто у нас чемпион? Кто занял второе место, получив «9»? Кто вошёл в тройку, заработав 8 баллов? Молодцы, ребята! Отметки получают те, кто доволен своим результатом.
VIII Домашнее задание (1 мин.)
(Слайд) Кто ещё не уверен, выучите правило § 23; упр. 179.
IX Рефлексия (1–2 мин.) (Слайд)
– Назовите два причастия, которыми вы можете оценить свою работу на уроке.
Читающий |
Играющий |
– Про себя могу сказать – объясняющий, вовлекающий в работу, наблюдающий.
– Наш урок хочу закончить словами о спорте:
Чтоб крепким и здоровым быть,
Надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь
И со спортом подружитесь!