Результат урока с использованием интеллект-карт – это всегда говорение, коммуникация в форме речевого продукта (монологическая или диалогическая речь). Ментальные карты уникальны тем, что для их создания не всегда необходимы информационно-коммуникационные технологии, иногда для этого достаточно лишь иметь лист бумаги и цветные маркеры либо доску и школьный мел.
Ольга КОНЮК,
учитель немецкого языка
ГУО «Гнезновская средняя школа»
Волковысского района,
Гродненская область
На современном этапе развития образования учащиеся должны уметь самостоятельно приобретать знания, работать с различной иноязычной информацией, анализировать, обобщать, делать выводы, а также употреблять изученный лексический и грамматический материал в различных коммуникативных ситуациях. Задача учителя состоит в том, чтобы включить учащихся в деятельность, стимулирующую их речевую активность, самостоятельность мышления и способность к творчеству.
При изучении иностранного языка объём учебного материала очень большой, поэтому учащимся приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти: умению запоминать и воспроизводить лексический материал в различных ситуациях общения. Эту проблему наиболее эффективно помогает решить применение технологии майндмэппинга, т.е. интеллект-карт.
Систематическое применение интеллект-карт на уроках немецкого языка может способствовать развитию речевой компетенции учащихся, а именно: развитию навыков и умений речевой деятельности, снятию языкового барьера, прочному и эффективному усвоению речевого и языкового материала, овладению нормами речевого поведения, приобретению умений построения монологического и диалогического высказывания, которое будет логичным и связным по форме и содержанию.
Результат урока с использованием интеллект-карт – это всегда говорение, коммуникация в форме речевого продукта (монологическая или диалогическая речь). Ментальные карты уникальны тем, что для их создания не всегда необходимы информационно-коммуникационные технологии, иногда для этого достаточно лишь иметь лист бумаги и цветные маркеры либо доску и школьный мел.
Методика работы с интеллект-картами отличается в зависимости от возраста учащихся. Так, эта работа с учащимися 5-го класса включает несколько стадий. На первой стадии (стадии восприятия) учащимся предлагается готовая ментальная карта, затем они знакомятся с правилами ее чтения, отрабатывается фонетическое произношение лексических единиц. На второй стадии (стадии обозначения) происходит управление речевой деятельностью учащихся. После семантизации лексических единиц новые слова употребляются в рассказе, затем задаются вопросы по каждому блоку (ветви) ментальной карты. Учащиеся должны использовать новые лексические единицы в своих ответах. На третьей стадии (стадии комбинирования) происходит соединение лексических единиц разных блоков. Это достигается путем обсуждения текста, иностранных пословиц, описаний картинок, фотографий. После этого происходит обобщение сказанного на основе интеллект-карты. Здесь нужно придерживаться некоторых правил: карта вводится на первом уроке изучения темы и последовательно дополняется элементами на протяжении других уроков, в качестве элементов предпочтительно соединение слов, словосочетаний и иллюстраций.
Обучение говорению с помощью интеллект-карт должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление, потом работа в группе, а уж после этого индивидуальная работа по созданию собственных ментальных карт, чаще всего в качестве домашнего задания.
На уроке в 6-м классе при изучении темы «Любимые занятия» происходит введение интеллект-карты «Где и как можно провести свободное время?» в качестве наглядного пособия к теме урока, опорной схемы для закрепления лексического материала. Учащиеся знакомятся с технологией, изучают правила чтения интеллект-карт, отвечают на вопросы по ветвям карты.
Интеллект-карта «Как можно провести свободное время?»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
6 |
Свободное время и хобби |
Совершенствование лексических навыков |
Совершенствовать навыки говорения, обобщить изученный материал |
Следующим этапом работы с ментальными картами в 6-м классе является совместное ее составление. Например, при изучении темы «Порядок и уют в квартире» для активизации и систематизации лексического материала на доску в центр вывешивается карточка-слово «Mein Haus». Учащиеся отвечают на вопрос: какие комнаты есть в доме? Затем они называют комнаты дома и вывешивают карточки со словами вокруг главного слова. Каждая карточка соединяется с главным словом толстой линией (ветвью) и подписывается (das Wohnzimmer, das Kinderzimmer, das Schlafzimmer, die Küche, das Badezimmer, das Arbeitszimmer). Затем по очереди строится работа с каждой ветвью. От слова-названия комнаты рисуются несколько ветвей. Учащимся нужно подобрать слова-прилагательные к описанию комнаты, названия мебели, которая там может находиться, а также глаголы-действия в данной комнате. Таким образом, интеллект-карта дополняется новыми картинками и словами. Когда интеллект-карта готова, учащимся предлагается с опорой на нее составить описание дома. Сначала дети индивидуально работают с описанием каждой комнаты отдельно, затем получают задание составить связное монологическое высказывание «Мой дом».
Интеллект-карта «Мой дом»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
6 |
Порядок и уют в квартире |
Совершенствование лексических навыков |
Совершенствовать навыки говорения, систематизировать изученный материал |
Следующий урок начинается с актуализации знаний. Учащимся в группах предлагается восстановить интеллект-карту по теме «Мой дом»: исправить ошибки, восстановить и дополнить отдельные элементы карты, защитить свою работу. Выполняя такой вид деятельности, учащиеся учатся выделять главную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и осознанно строить речевое высказывание. Затем ребята получают возможность составить свою интеллект-карту по описанию собственной комнаты, что является заключительным этапом работы над этой интеллект-картой.
Такой алгоритм используется и на учебных занятиях с учащимися 7–9-х классов. Однако используемые интеллект-карты отличаются по своему объему степени разветвления. Причем, созданная в 7-м классе ментальная карта по теме «Спорт» используется в 9-м классе в качестве отдельной ветки при создании интеллект-карты по теме «Здоровый образ жизни».
Интеллект-карты возможно применять на разных этапах урока. Например, для определения темы, цели и задач урока. Применение ментальной карты на этом этапе дает возможность обучающимся «спроектировать» свою предстоящую деятельность на уроке, способствует развитию мотивов и интересов, умению формулировать цели познавательной деятельности и определять пути их достижения.
Интеллект-карта «Сегодня на уроке мы должны…»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
7 |
Виды спорта |
Целеполагание |
Определить и визуализировать задачи урока |
Интеллект-карты имеют свою практическую значимость и при подведении итогов работы урока. Детям, используя ментальную карту, легче сделать выводы о проделанной работе на уроке, проанализировать свою деятельность, провести рефлексию. Использование интеллект-карт на этом этапе является целесообразным, так как, анализируя свою деятельность на уроке, учащиеся возвращаются к задачам урока, видят успехи и затруднения, а также намечают траекторию своей деятельности на последующие уроки по теме.
Интеллект-карта «Сегодня на уроке…»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
9 |
Хорошие и вредные привычки |
Рефлексия |
Подвести итоги урока, развитие умений самоанализа своей деятельности |
Таким образом, интеллект-карта – это универсальное средство, которое можно применять на любом этапе урока, а также при организации индивидуальной, групповой, парной работы. Деятельность учителя заключается в организации совместных действий учащихся. Учащиеся помогают друг другу, осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль.
На уроках немецкого языка возможно применение интеллект-карты для следующих целей:
1) обучение устному и письменному монологическому высказыванию.
2) работа с лексическим материалом (введение, закрепление, контроль);
3) работа с грамматическим материалом;
4) работа с текстовым материалом;
5) представление результатов проектной деятельности.
Работа с лексическим материалом. Интеллект-карты позволяют визуализировать учебный материал. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее, процесс расширения словарного запаса становится более интересным и увлекательным.
Интеллект-карта «Музыка»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
8 |
Музыка |
Контроль уровня сформированности лексических навыков |
Развивать навыки говорения, систематизировать выученный лексический материал |
Работа с грамматическим материалом. Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. В грамматическую тему включаются формы, случаи использования, примеры, исключения – все, что связано с данной темой. Проработав тему таким образом, мы создаем визуальное представление о том, насколько она объемна (как и в случае с лексикой, тема воспринимается как единое целое – в системе), а впоследствии к ней можно вернуться в любой момент, чтобы повторить. Так, например, с целью закрепления грамматической темы «Спряжение глаголов» учащимся предлагается интеллект-карта. Эффективность использования этой карты подтверждается тем, что у многих учащихся происходит совершенствование грамматических навыков – наблюдается значительно меньше ошибок при спряжении глаголов в устной и письменной речи.
Интеллект-карта «Спряжение глаголов в настоящем времени»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
5-6 |
Спряжение немецких глаголов |
Контроль усвоения грамматического материала |
Провести контроль грамматических навыков |
Работа с текстовым материалом. Интеллект-карты дают возможность составления плана пересказа текста в виде мыслительных карт, восстановления отдельных эпизодов и ситуаций текста, повторения лексического материала. В 8-м классе при изучении темы «Литература», коммуникативная ситуация «Белорусская литература вчера и сегодня» учащиеся работают с текстом, составляют интеллект-карту, в которой отражают основные моменты в развитии белорусской литературы. В центр записывается название текста либо его основная мысль. Далее лучами выписываются слова и словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий. В данном случае ментальная карта способствует как запоминанию содержания текста и его пересказу, так и изучению новой лексики в конкретном контексте.
Интеллект-карта «Белорусская литература: вчера и сегодня»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
8 |
Белорусская литература вчера |
Развитие навыков чтения |
Развивать умение детального чтения с полным пониманием содержания текста |
Представление результатов проектной деятельности. Интеллект-карта может описывать пошаговое решение задач и целей, а также демонстрацию защиты проекта. Итогом изучения в 9-м классе темы «Мир моды» является проект учащихся «Мода будущего». Для защиты проекта учащимся может быть предложена интеллект-карта по этой теме, которая имеет только опорные пункты. Работа организуется в парах, у каждой пары – свое поле деятельности, исходя из ментальной карты. В ходе защиты проекта интеллект-карта помогает учащимся проявлять свою активность, творчество.
Интеллект-карта «Мода будущего»
Класс |
Тема |
Этап урока |
Задача этапа |
9 |
Эскизы модной одежды |
Совершенствование навыков говорения |
Совершенствовать навыки монологической речи |
Использование интеллект-карт на уроках немецкого языка способствует развитию иноязычной речевой компетенции при следующих условиях:
1) систематическое использование;
2) органичное сочетание интеллект-карт с другими приемами работы;
3) интеллект-карты являются средством, направленным на достижение спланированного результата учебного занятия.
Систематическое использование интеллект-карт в образовательном процессе способствует развитию иноязычной речевой компетенции, повышению активности учащихся, развитию познавательного интереса, формированию навыков коллективной деятельности и самообразования. Информация запоминается и усваивается результативнее, когда она предлагается в системе визуально-пространственной памяти. Визуализируемый и структурированный учебный материал позволяет учащимся качественно усваивать новые понятия, а педагогу – организовать различные формы учебно-познавательной деятельности с учащимися во время урока.